Что "родил" Мурашко: медицина катастрофы
Пока министр Мурашко призывает женщин рожать, в его ведомстве "испаряются" миллиарды рублей, а в сельской местности люди порой не могут добраться даже до терапевта.
Очередной российский чиновник выдал очередной "перл", который ушел в народ, вызвав бурю негодования. На этот раз отличился министр здравоохранения Михаил Мурашко, призвавший женщин сперва рожать, а уже потом думать о карьере. Тем самым переложил ответственность за демографическую катастрофу с Правительства и себя лично на рядовых граждан.
А что сам Мурашко сделал для того, чтобы женщины стремились рожать? Обеспечил равный доступ всех слоев населения к качественной медицинской помощи? Или, хотя бы, загрузил всю систему здравоохранения необходимым лекарственными препаратам?
Или же при нем в министерстве продолжается та же коррупционная вакханалия, которую мы наблюдали и при Веронике Скворцовой?
Демографический кризис имеет множество причин, их надо рассматривать в комплексе. Но раз уж министр Мурашко позволяет себе такие комментарии, то неплохо бы заметить, что за последние три года российское здравоохранение само оказалось едва ли не при смерти.
После целой декады "оптимизаций" число больниц сократилось. Но даже те больницы, которые вступили в борьбу с ковидом, порой не поступали необходимые защитные средства и лекарства.
Врачи оказывались просто в отчаянии, порой это выливалось в скандалы федерального уровня. Вся страна помнит, как в Омске врачи в знак протеста привезли зараженных пациентов непосредственно в региональный Минздрав - с мигалками и шумовыми эффектами.
При Мурашко зараженных пациентов пришлось вести прямо в здание регионального Минздрава. Фото: https://www.vesti.ru/article/2477960
Оказалось, больницы просто не готовы к такому наплыву. Организовывать эту работу должен был федеральный Минздрав. В этих условиях думать об исправлении демографической ситуации людям было не досуг.
Не здравоохранение, а катастрофа
Редакция постоянно получает письма от читателей с жалобами на Мурашко. Люди пишут, что он отказывается реагировать на их обращения. А таковых "вагон и маленькая тележка".
В регионах, говорят, невозможно получить квалифицированную медицинскую помощь, а люди в белых халатах якобы занимаются "спихотерапией" (якобы, не считают нужным помогать больным, спихивают их подальше), сетуют читатели на огромные очереди на сложные (и не очень сложные) операции, на грубость врачей, на закрытие больниц, родильных домов, ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов). Об этом ранее подробно рассказывала руководитель отдела расследований нашего издания Надежда Васильевна Попова.
Конечно, перекладывать вину за все это на одного Мурашко нельзя. Оптимизации и прочие "радости" начались задолго до него, еще при Веронике Скворцовой. Ныне она возглавляет Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).
К 2017 году именно при ней по всей стране количество больниц сократилось с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. Это уровень (вдумайтесь только!) 1913 года. Из-за этого некоторые населенные пункты вовсе остались без нормальной врачебной помощи - ФАПы есть далеко не везде, а ехать в районный центр к терапевту за 30-40 км - катастрофа. А если заболеет ребенок? А если детей у тебя двое, трое, пятеро?
Вместе с сокращением больниц упало и качество оказываемой медицинской помощи. Более того, как пишет РБК со ссылкой на экспертов, во многих больницах не оказалось ряда необходимых лекарств. Даже самых простых - анальгина, феназепама, аскорбиновой кислоты и т.д.
А вот это особенно интересно, потому что с 2012 по 2020 год Михаил Мурашко работал в Росздравнадзоре, а в 2015 году и возглавил его. Это ведомство следит как раз за качеством оказания медицинской помощи, ее доступностью, наличием предусмотренных законом лекарств.
Т.е. весь этот крах происходил под неусыпным "надзором" самого господина Мурашко и его аудиторов, получающих деньги из бюджета. А до этого он трудился министром здравоохранения республики Коми - одного из самых быстро вымирающих субъектов РФ.
В "эпоху Скворцовой" Росзднавнадзор Михаила Мурашко страдал удивительной "слепотой". Фото: https://argumenti.ru/society/2018/05/573550
И вот что интересно - в 2011 году в Коми он проходил свидетелем по уголовному делу о закупке больничных томографов по якобы завышенным ценам. Следователи сообщали, что ущерб бюджету республики составил 16 млн рублей. В итоге чиновника правительства Сергея Кончицу, который занимался закупкой, признали невиновным в халатности, дело закрыли.
А мы напомним, что в тот момент регион возглавлял печально известный Вячеслав Гайзер. И министром Мурашко был именно при нем. А потом сам Гайзер оказался обвиняемым по уголовному делу об организации преступного сообщества, и получил11 лет строгого режима.
Так что очень может быть, что дело о томографах просто "спустили на тормозах". Раз уж в регионе действовало целое ОПС во главе с Гайзером! А члены правительства, включая Мурашко, надо полагать, в эту дружную компанию не входили...
Дело техники
Новый повод вспомнить о томографах нам дала та же набившая оскомину пандемия - как раз, когда Мурашко стал министром. Прогремел целый ряд скандалов о закупке томографов и другой медтехники по завышенным ценам. Одним из самых громких стал случай с челябинским Минздравом, где осенью 2021 года прошли масштабные обыски.
Речь там шла о двух контрактах на поставку томографа, общий ущерб составил 27 млн рублей. В результате было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий при закупках медтехники. И это в период их жесткой нехватки в больницах и миллиардных вливаний из казны на борьбу с заразой.
А ведь были куда более страшные случаи. Именно страшные - в российских больницах при Мурашко люди, оказывается, могут попросту сгореть заживо.
В мае 2020 года произошел пожар в московской ГКБ № 50, где лежали пациенты с коронавирусом. В результате погиб один человек. Всего через несколько дней - возгорание в отделении реанимации больницы Святого Георгия в Санкт-Петербурге, где также лечились зараженные коронавирусом. Оно привело к гибели пяти человек.
Из-за пожаров Росздравнадзор организовал проверку аппаратов ИВЛ в этих медучреждениях. Тот самый, который незадолго до этого возглавлял Мурашко. А что, раньше проверять их было не надо? Это его ответственность. Но никакого дела по признакам возможной халатности госчиновников такого уровня не возбуждалось.
Михаилу Мурашко стоит заняться делом, а не раздавать советы. Фото: Екатерина Штукина/ТАСС
Так стоит ли господину Мурашко на фоне таких событий вообще давать какие-то рекомендации, связанные с жизнью и здоровьем людей, призывать кого-то к каким-то действиям? Может, ему куда правильней было бы если не помолчать, то реально взять на себя ответственность за то же лекарственное обеспечение рожениц, за их сопровождение.
Не говоря уже о том, что в самом Минздраве, по утверждениям Мурашко, 70% сотрудников именно женщины. Их отправлять в декрет он явно не собирается - и правильно делает. Пусть лучше станет, наконец, хорошо делать свою работу - а рожать или нет, женщины прекрасно разберутся сами.
Мария Соколовская