Сколько спецслужб обслуживает международный кибер-мошенник Виктор Прокопеня и кому он служит искренне
Виктор Михайлович Прокопеня – технологический предприниматель и венчурный инвестор. Создал компанию Viaden Media, после её продажи основал инвестиционную компанию VP Capital.
Через VP Capital является владельцем ряда IT-компаний, в том числе финансово-технологической компании Capital.com и криптобиржи Currency.com. Инициатор и архитектор белорусского Декрета «О развитии цифровой экономики».
Это – официальная, даже, скорее, официозная часть биографии Прокопени. Она размещена на «Википедии», так что дальше ее цитировать не имеет смысла, каждый желающий может ознакомиться с ней самостоятельно и без каких-либо проблем. Единственное, что позволим себе заметить, - это жизнеописание до боли напоминает слащавую биографию партийных деятелей эпохи СССР. Сплошной елей и бронза. Прямо житие святых на новый лад.
К сожалению, реальность несколько отличается от того, что рассказывает о себе Виктор Прокопеня и его пиарщики. Диссонанс возникает даже после прочтения «википедийной» версии биографии, ибо «белорусский предприниматель, меценат и патриот» почему-то предпочитает любить свою Родину из Лондона, где и проживает. Ну совсем как Ленин, который писал своим сопартийцам: «душой я с вами на каторге в Сибири, а телом здесь, в Цюрихе».
Аналогия с Лениным, Цюрихом и Сибирью, к сожалению, имеет под собой основания. Ибо «выдающийся белорусский ІТишник» вовремя понял, что из Беларуси надо тикать. И, как и все патриоты-народники, выбрал буржуазный Лондон. По официальной версии, вынужден он был покинуть Беларусь потому, что критиковал власти за провал борьбы с коронавирусом, и, самое главное, за так называемые выборы президента страны, которые «выиграл» Лукашенко. Прокопеня осудил насилие властей. Также он выделил 100 тысяч долларов на реабилитацию людей, пострадавших во время разгона уличных митингов, и призывал предпринимательское сообщество присоединиться к инициативе. Из-за этой деятельности ему якобы и пришлось покинуть Родину. Что ж, такая версия развития событий имеет право на существование и, вполне возможно, что именно так оно все и было.
Правда, существует и другая версия причин переезда Прокопени в Лондон. Конечно, ее сам Виктор Михайлович категорически отрицает, но тем не менее – она тоже имеет право на существование. Все дело в том, что реальная жизнь Прокопени несколько отличается от того, что он предпочитает озвучивать. Глубоко в детали мы вдаваться не будем, просто расскажем то, что, на наш взгляд, обосновывает другую версию переезда в Лондон.
Дело в том, что в далеком уже 2015 году Прокопеня загремел в СИЗО в Минске. Ему вменяли занятие предпринимательской деятельностью в сфере продажи информационных технологий без соответствующей государственной регистрации как субъекта хозяйствования. В результате незаконной деятельности ним якобы был получен доход в 650 тысяч долларов, с которых он не уплатил налоги. Прокопене было предъявлено обвинение по части 3 статьи 233 УК Беларуси.
В прессе поднялся шум, за Прокопеню вступились международные организации и местная оппозиция, вернее, ее остатки, недогромленные Александром Лукашенко. Председатель БНФ Алексей Янукевич, а также активистка кампании «Говори правду» и Белорусской социал-демократической партии (Грамада), будущий кандидат в президенты Татьяна Короткевич направили в главное следственное управление Следственного комитета ходатайство об освобождении Прокопени из-под стражи. Мотивировка – «для того, чтобы отметить большое общественное внимание к этому делу и способствовать минимизации негативных последствий содержания под стражей до суда известного бизнесмена».
И случилось настоящее чудо – через несколько месяцев Прокопеню не просто выпустили из тюрьмы, а сняли все обвинения. «С учетом того, что выполнены основные следственные действия по уголовному делу и Виктор Прокопеня полностью возместил весь ущерб, мера пресечения ему была изменена с согласия прокурора на не связанную с нахождением под стражей» - заявили тогда в Следственном комитете Беларуси.
Прокопеня этот факт своей биографии, кстати, не отрицает. Правда, умалчивает, что судьба других «коллег по несчастью» - таких же представителей ІТ-сферы, которые примерно в то же время загремели в тюрьму, была иной – почти все они получили реальные сроки, а некоторые сидят до сих пор.
Но существует и альтернативная история посадки и выхода Прокопени из тюрьмы. Она тщательно подчищена, найти ее тяжело, приходится восстанавливать информацию по крупицам. И эта история расходится с тем, что озвучили в Следкоме в момент выхода Прокопени из СИЗО и рассказывает он сам.
Альтернатива состоит в том, что в 2015 году ФБР (то, которое в США) обратилось к правоохранителям Беларуси по поводу деятельности мощнейшей международной хакерской группировки, обналичивающей часть украденных с банковских счетов денег в Республике Беларусь. Как ни странно, а удалось отыскать выдержки из пресс-конференции начальника отдела информации и связей с общественностью Следственного комитета Республики Беларусь Сергея Кабаковича за 2015 год, на которой он рассказал о сути обращения ФБР и роли во всем этом Прокопени.
По словам Кабаковича, «в рамках громкого дела о кардерах, которые воровали деньги со счетов в США, ФБР предоставила Минску список счетов в платежной системе ePassporte (система существовала до 2010 года), позволявшей открыть счет, карточку, получать и обналичивать деньги. При этом суммы не отслеживали ни банк, ни налоговая. Речь шла о счетах, где по паспортным данным, месту снятия денег, адресу или номеру телефона можно было сделать вывод о том, что счет может принадлежать гражданину Беларуси».
Органы правопорядка Беларуси довольно быстро выявили цепочку, которая вывела на некоего Алексея Комка. А через него вышли на Виктора Прокопеню, причем подвела его сущая мелочь – Комок пользовался для расчетов картой, которую иногда передавал другим лицам.
И следствию удалось найти чек, выданный в одном из ресторанов в 2008 году. «На одном из карт-чеков указаны сумма, дата, время, а также номер карточки и подпись держателя. Подпись принадлежит Виктору Прокопене» - заявил тогда Кабакович. И добавил, что «организатором преступной группы в СК считают именно Прокопеню – именно он взял Комка на работу заместителем директора, чтобы придать видимость легальных доходов».
Но эта информация потом была тщательно подчищена, а Прокопеню обвинили в простой неуплате налогов.
Кто знает реалии Беларуси, тот может догадаться, на каких условиях Прокопене переквалифицировали вменяемое деяние и на каких условиях он внезапно вышел на свободу. Учитывая то, что другие фигуранты получили немалые срока, это выглядит довольно интересно. Это один фактор, на который мы обращаем внимание читателя в нашей альтернативе официальной версии переезда Прокопени в Лондон.
Следующий фактор – российский. Куда же без него! Но, к сожалению, это не выдумка. Дело в том, что среди информации, которую активно чистит Прокопеня в Интернете, есть и факт его сотрудничества с российским инвестиционным фондом Larnabel Enterprises и российским бизнесменом Михаилом Гуцериевым и семьей Гуцериевых.
Гуцериев, кстати, недавно попал под санкции Евросоюза. А Прокопеня не просто чистит Сеть, а делает это официально, обращаясь через своих адвокатов ко всем СМИ, где есть упоминания об этом сотрудничестве с просьбой убрать эту информацию как якобы «неточную».
Например, об этом заявило «Еврорадио»: «Сейчас нас просят исправить «неточность»: мол, Larnabel Enterprises принадлежит не Михаилу Гуцериеву и не «семье Гуцериевых», а только сыну олигарха Саиду». И добавило, что «без решения суда ничего менять не будет».
Почему же Прокопеня так судорожно пытается зачистить упоминания о сотрудничестве с Гуцериевым? Михаил Гуцериев попал не только в санкционный список Евросоюза, но в такой же список Великобритании.
Но есть еще один нюанс, и весьма существенный в глазах официального Лондона и мировой общественности – бизнес Гуцериева («Бинбанк» и «Русснефть») тесно переплетен с деятельностью ФСБ. И, кстати, именно после того, как Михаил Гуцериев приехал к Лукашенко, Прокопеню внезапно выпустили из тюрьмы. А любовь ФСБ к хакерам всяких мастей и координацию атак на «вражеские» сайты объяснять, думается, не надо.
Стоит упомянуть, что Гуцериев с 2000-х годов дружит с Лукашенко: тогда он стал президентом «Славнефти», а затем начал строить нефтебазы и автозаправочные станции в Беларуси. Гуцериев также имеет бизнес-интересы в Беларуси, он является одним из инвесторов VP Capital, которой владеет Виктор Прокопеня. В Минске Гуцериев построил гостиницу «Ренессанс» и базу отдыха в Красносельском (Минская область), инвестировал в строящийся рудник в Любани (Минская область).
Так что причины умалчивать о связи с Гуцериевым у Прокопени есть, прием причины серьезные.
Еще один след, выводящий Прокопеню на ФСБ – попытка покупки в 2017 году украинского отделения «Сбербанка», которое являлось «дочкой» «Сбербанка России» и которое Украина выдавливала со своей территории. Опять же – построение умозрительное, но с достаточной долей вероятности: никому не надо объяснять, кем контролируется «Сбербанк России». И кто был заинтересован в его деятельности на территории Украины (с которой Россия находится в фактическом состоянии войны, давайте называть вещи своими именами).
И вот в один прекрасный момент оказывается, что этот банк готов купить ІТ-бизнесмен из Беларуси Виктор Прокопеня. Причем он делает это через белорусский «Паритетбанк», который перед этим внезапно приобрел. И капитал у этого банка составляет 11 миллиардов белорусских рублей, чего явно недостаточно для покупки украинского «Сбербанка». Но Прокопеня уверяет, что деньги есть. Откуда? Догадывайтесь сами. Кстати, Нацбанк Украины заблокировал сделку, что тоже наводит на размышления.
А потом произошла грандиозная подчистка Интернета – попробуйте сами поискать что-то о Викторе Прокопене и вы убедитесь, что найти все вышеизложенное очень непросто. Но, если вам это удастся, вы также убедитесь, что мы ничего не придумали, и все это очень и очень правдоподобно.
Из чего и следует вывод – вторая версия о причинах переезда Виктора Прокопени гораздо более похожа на правду, нежели та, которую он излагает сам. А заключается она в том, что Виктор Прокопеня отнюдь не «гениальный и честный ІТ-предприниматель», вынужденный сбежать от «режима Лукашенко».
На самом деле он – банальный преступник, решивший для спасения своей шкуры пойти на сотрудничество с тем же «режимом». И сколько спецслужб, кроме ФСБ России и КГБ Беларуси, он обслуживает – известно только ему. Ведь нельзя же допустить, что разведка Великобритании состоит из клинических идиотов, не могущих сложить два и два. И потому факт свободного проживания агента ФСБ-КГБ в Лондоне тоже вполне себе объясним.
Правда, такие вот агенты-многостаночники обычно заканчивают не очень хорошо. Но надо было думать раньше, еще когда захотелось применить свои познания в сфере высоких технологий в сфере воровства чужих денег. А теперь уже поздно. Но это его проблемы. Нам же было бы интересно знать – а кому из всех этих спецслужб Прокопеня служит искренне? Но, скорее всего, он и сам этого толком уже не понимает.
Автор: Марина Тараненко
Семен Головецкий