Зелимхан Мазаев отсидит за терроризм на родине
Обвиняемый в ОАЭ в убийстве экс-командира батальона "Восток" Ямадаева перевел через наркомана 28 тыс. руб. боевику на поездку в Сирию и получил в России 8 лет.
Второй Западный окружной военный суд в Москве приговорил уроженца Чечни Зелимхана Мазаева за «склонение, вербовку или вовлечение лица в совершение преступлений террористической направленности» (ч. 1 ст. 205.1 УК) к восьми годам лишения свободы, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
Согласно приговору, Мазаев оплатил поездку боевика в Сирию в апреле 2014 года, а январе 2015-го напал на частных инкассаторов, чтобы отобрать у них сумки. В последних оказались только документы. Мазаева приговорили по ст. 162 и 161 УК (грабеж и разбой) к трем годам девяти месяцам лишения свободы. В то время не было известно о его пособничестве терроризму, поэтому военный суд объединил три преступления и назначил наказание за все эпизоды сразу, пишет издание.
Из восьми лет, по решению суда, вычтут отбытый Мазаевым срок в колонии и еще год за время, проведенное в СИЗО по террористическому делу. Таким образом, он получил менее четырех лет заключения и вскоре может обращаться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении.
Прокуратура Дубая объявляла Мазаева в международный розыск в числе семи россиян по делу об убийстве экс-командира батальона ГРУ «Восток» Героя России Сулима Ямадаева, однако он успел покинуть страну. Прокуроры и впоследствии суд в ОАЭ пришли к выводу, что именно Мазаев застрелил Ямадаева на парковке жилого комплекса 28 марта 2009 года. Следователям удалось задержать сообщников убийцы Максуджона Исматова и Махди Лорнию, ухаживавшего в эмирате за скаковыми лошадьми главы Чечни Рамзана Кадырова. Они получили пожизненные сроки. Кадыров заявлял о наличии алиби у его конюха.
Мазаев в 2011 году забыл «золотой пистолет Стечкина» в одном из столичных ресторанов. Оружие сдали в полицию, а Мазаев утверждал, что владеет им на законном основании. Он пообещал привезти в отдел полиции подтверждающие документы, но так и не приехал. Спустя три месяца Мазаев ранил себя из травматического пистолета, когда вставал из-за стола в одном из ресторанов ТЦ «Европейский», и был доставлен в больницу.
Адвокат Мазаева рассказал о намерении обжаловать приговор. Защита будет добиваться полного оправдания осужденного, так как обвинение построили на показания свидетеля с наркотической зависимостью, отметил юрист Антон Колосов.
Защитник осужденного Антон Колосов заявил “Ъ”, что и этот срок будет обжалован. Как пояснил адвокат, он будут добиваться полного оправдания подзащитного, поскольку обвинение было построено на показаниях свидетеля, страдающего от наркотической зависимости.
Согласно приговору, в апреле 2014 года этот молодой человек перевел 28 тыс. руб. на банковскую карту своего знакомого Адама Сугаипова, а летом 2017 года получатель денег был задержан сотрудниками ФСБ в аэропорту Краснодара при попытке вылететь в Турцию. Задержанный сообщил, что пробирался в Сирию, чтобы воевать на стороне террористической организации ИГ (запрещена в РФ). В рамках заключенного с прокуратурой досудебного соглашения о сотрудничестве он рассказал о наркомане, давшем деньги на поездку.
Несостоявшийся боевик отправился в колонию, а его вероятный сообщник, по данным адвоката Колосова, ответственности за финансирование поездки избежал. «Наш свидетель сам заявил следствию, что является наркоманом и с 2014 года регулярно, через день, употребляет героин,— пояснил защитник.— Даже на допросе он честно признался, что последнюю дозу принял накануне следственного действия». Тем не менее фигурант заявил, что его банковская карта использовалась в качестве транзитной, а на самом деле поездку боевика в Сирию оплатил Зелимхан Мазаев. Сам Адам Сугаипов после освобождения исчез.
Мария Соколовская