Максут Шадаев получит новые возможности от задержания на взятке своего зама Максима Паршина

Просмотры: 1149     Комментарии: 0
Максут Шадаев получит новые возможности от задержания на взятке своего зама Максима Паршина
Максут Шадаев получит новые возможности от задержания на взятке своего зама Максима Паршина

Министерство цифрового развития сообщило, что приостановит выдачу грантов айтишникам и проверит ранее выданные. Это стало следствием задержания заместителя главы ведомства Максима Паршина. История выделения грантов руководством Минцифры обещает стать благодатной темой для следствия, тем более что вопросы по этой части у проверяющих возникали уже давно. Однако и министр Максут Шадаев не останется внакладе.

Максим Паршин курировал в Минцифры несколько масштабных направлений. Среди них – деятельность Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ), фонда «Сколково», Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), Фонда Бортника по поддержке разработки и внедрения российского ПО, а также Центра экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ), НИИ «Восход» и НИИ «Интеграл». С каждой из этих организаций связаны многомиллиардные финансовые потоки.

В Минцифры Максим Паршин работал с 2018 года, являясь ставленником прежнего министра Константина Носкова, в связи с чем его арест вряд ли можно назвать ударом по нынешнему главе ведомства Максуту Шадаеву. Также стоит отметить, что Паршин и Шадаев – выходцы из разных кланов. Вернее так: к влиятельному клану относят именно Максута Шадаева. Его патронами называют подмосковного губернатора Андрея Воробьёва и замглавы президентской администрации Сергея Кириенко. Также карьера Шадаева прежде была связана с «Ростелекомом» и фондом «Росинфокоминвест», что в контексте нынешнего скандала немаловажно.

А вот Максим Паршин в связях с влиятельными в госаппарате персонами не замечен. Свою чиновничью карьеру он начал в Министерстве экономического развития в начале нулевых ещё при Германе Грефе. Затем он отлучался из Минэкономразвития, чтобы поработать в Почте России. Назначение в Минцифры Максим Паршин получил в 2018 году, когда министерством руководил Константин Носков, а правительством – Дмитрий Медведев. Однако после 2020 года места в кабмине не нашлось ни Медведеву, ни Носкову. Носков и вовсе покинул госслужбу. Несколько месяцев руководил Санкт-Петербургской валютной биржей, а затем исчез с радаров.

Теперь похоже, что и карьера 47-летнего Максима Паршина зашла в тупик. В середине июля он был задержан в одном из московских ресторанов вместе с руководителем ООО «Бюджетные и финансовые технологии» (БФТ) Александром Моносовым. Предположительно, в момент задержания Моносов передавал Паршину 3,5 млн рублей. Следствие считает это взяткой за содействие в выделении гранта из Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ).

Поначалу Басманный суд отправил задержанных под домашний арест, что давало им некоторый шанс выйти сухими из воды. Но в конце июля следствие добилось в Мосгорсуде перевода фигурантов в СИЗО. Знатоки уголовных казусов называют это плохим знаком: помещение в изолятор обычно говорит, что приговор явно будет обвинительным.

Понятно, что теперь следователи будут подробно изучать все госконтракты БФТ. А их немало. Среди тех, что на виду, – создание и модернизация цифровых платформ «Социальное казначейство», «Работа в России», а также информационных систем Национальной системы управления данными и Фонда социального страхования. В прошлом году «БФТ-Холдинг» выиграл и выполнил 81 госконтракт, а в этом – 23, на сумму 1,6 млрд рублей. Есть данные, что в ближайшее время БФТ рассчитывало получить ещё один крупный контракт, но теперь он сорвался. Потому не исключено, что внимание следователей на связь Моносова и Паршина обратил кто-то из конкурентов. По слухам, поводом для возбуждения уголовного дела стали материалы телефонной прослушки фигурантов.

Однако помимо БФТ есть в этой истории и другая сторона – РФРИТ. Пока что фонд остаётся в стороне от уголовного дела. Но тема выделения государственных грантов на разработку IT-продуктов давно вызывает вопросы. И чтобы её раскрыть полностью, стоит сначала рассмотреть историю другого фонда – «Росинфокоминвест».

«Росинфокоминвест» был создан в 2007 году как плод лоббистских усилий тогдашнего министра связи Леонида Реймана и при участии главы президентской администрации Сергея Нарышкина. Назначение этой структуры – поддержка экспорта и инвестиции в российские IT-стартапы. На это фонд получил от государства 1,45 млрд рублей. По сути, он представлял собой что-то вроде чубайсовского «Роснано», но в секторе IT. Впоследствии Леонид Рейман лишился министерского портфеля и сосредоточился на собственном бизнесе – производстве процессоров «Ангстрем -Т». Правда, бизнес бывшему советскому функционеру не удался: наделав долгов на 815 млн евро, компания обанкротилась. А вот «Росинфокоминвест» продолжил свою неоднозначную деятельность под руководством сформированной Рейманом команды. Надзорные и контролирующие органы не раз высказывали свои претензии к фонду. В 2015 году ликвидировать его просила Генпрокуратура. Полученные от государства деньги были размещены на банковских депозитах и тратились на приобретение ценных бумаг, сообщало надзорное ведомство. В ряде случаев это приводило к убыткам. По одной из таких сделок они составили 184 млн рублей. При этом на содержание самой организации со среднесписочным составом в пять человек было потрачено 200 млн рублей.

Было и уголовное дело. Оно касалось УК «Капитал» и АО «Армада». Дело в том, что «Росинфокоминвест» доверил управление 1,3 млрд рублей УК «Капитал», а та вложила 413 млн рублей в акции АО «Армада», менеджеры «которой вывели полученную сумму из бизнеса с помощью аффилированных юрлиц. После этого акции «Армады» рухнули, а фонд получил убыток. Менеджеры «Армады» потом несколько лет ходили на допросы, но о посадках по этому делу не слышно до сих пор. А вот с руководства фонда взятки оказались гладки.

В 2019 году фонд раскритиковала Счётная палата. «Объём проинвестированного капитала составил 75 млн рублей при плане 1,2 млрд рублей», – отметили аудиторы. А единственная инвестиция (в АО «Робоинвест») закончилась тем, что 148 млн рублей были перечислены компании-пустышке на Каймановых островах. Российское же юрлицо «Робоинвеста» отчиталось об убытках.

Все эти скандалы привели к тому, что «Росинфокоминвест» стали называть в числе «институтов развития», которые правительство Михаила Мишустина планирует ликвидировать как неэффективные. Появилась также идея передать активы «Росинфокоминвеста» в Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). Одно из обоснований – функции двух фондов, по сути, дублируются. Соответствующий указ президента появился в феврале 2022 года. Однако получается, что это не помешало сотрудникам «Росинфокоминвеста» по-прежнему проедать деньги. Только на такси они потратили в прошлом году 500 тыс. руб­лей.

А РФРИТ тем временем вёл бурную деятельность, оставаясь достаточно независимым от министерств. Оно и понятно: фонд был создан ещё в 1996 году и его устав отражает тогдашнее стремление к демократизации. Некоторое время назад казалось, что РФРИТ находится в орбите влияния Минпромторга. Но по мере развития IT он стал активно входить в этот сектор и превратился в инструмент распределения крупных госинвестиций.

И вот теперь история со взяткой послужила поводом к тому, что Минцифры организовало комиссию, которая собирается проверять деятельность РФРИТ. В частности, будет «аудит компетенции его сотрудников». Не иначе как Максут Шадаев вознамерился взять РФРИТ под свой полный контроль, перед тем как тот поглотит деньги «Росинфокоминвеста». И игра стоит свеч: скандально известный «Росинфокоминвест» «крутил» на своих счетах жалкие 1,3 млрд, а вот РФРИТ распоряжается суммами в сотни миллиардов рублей.

Ещё находясь под домашним арестом, Максим Паршин уволился из Минцифры по собственному желанию, его полномочия перешли другому заместителю Максута Шадаева – Андрею Заренину. Примечательно, что Заренин одно время работал советником в администрации президента, а потому его можно считать человеком из команды Сергея Кириенко. Андрей Заренин и Максут Шадаев в разные годы засветились в руководстве НИИ «Восход» (один из крупнейших поставщиков IT-продуктов для госсектора). Да и в Минцифры Заренина взял работать именно Максут Шадаев. Так что он, судя по всему, намного ближе нынешнему министру, нежели Максим Паршин.

compromat.ws

Мария Соколовская
Распечатать  

Комментарии:

comments powered by Disqus
Все статьи