Надзор быстрого реагирования: как Краснов обошел на развороте Бастрыкина
Судебный процесс над защитником краснодарского автодрома пришлось прервать после его письма Игорю Краснову — по ходатайству гособвинения дело вернули прокурору.
Теперь следствию, которое вместо участников аферы с землей на три миллиарда отправило на скамью подсудимых того, кто вскрыл сомнительные схемы, придется устранить нестыковки в обвинении. Уголовное преследование, которое сам автогонщик считает заказным, длилось полтора года, действиями своих кубанских подчиненных заинтересовался Александр Бастрыкин, но о результатах проверки СКР пока ничего не известно.
Инициатор строительства краснодарского турбодрома “Белая стрела” Роман Любименко попал под уголовное дело после того, как вскрыл махинации с государственным земельным участком стоимостью почти 3 млрд рублей. Проведенная по его заявлению проверка прокуратуры выявила, что эту землю в результате ряда сомнительных сделок с городской «Федерацией технических видов спорта» практически бесплатно получила компания «Строй Интернейшнл» под возведение многоэтажных домов.
По итогам проверки было возбуждено уголовное дело в отношении руководителей девелоперской компании и спортивной федерации. Правда, усилиями правоохранителей им удалось уйти от ответственности, а на скамье подсудимых оказался сам Любименко. Его обвинили в проведении соревнования на гоночных трассах, не соответствующих требованиям безопасности. Автогонщик считает свое дело сфабрикованным по заказу застройщиков, чьи планы по обогащению были нарушены его вмешательством.
Столичный контроль
С просьбой проверить обоснованность своего уголовного преследования Роман Любименко обратился к генеральному прокурору Игорю Краснову. В своем письме, направленном главе надзорного ведомства в середине октября, он указал, что сотрудники следственного управления СКР по Краснодарскому краю возбудили дело при отсутствии состава преступления, а прокуратура региона, не заметив нестыковок, утвердила обвинительное заключение и направила материалы в суд.
В связи с этими обстоятельствами Любименко попросил генпрокурора признать незаконным и отменить постановление о возбуждении против него уголовного дела по статье 238 УК РФ — “Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей”.
В Москве на сигнал из Краснодара отреагировали оперативно — 19 октября заявитель получил ответ отдела Генпрокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета РФ.
Из документа следует, что центральный аппарат Игоря Краснова “с целью оперативного реагирования на возможные нарушения закона” дал команду прокурору Краснодарского края Сергею Табельскому организовать проверку изложенных в обращении автогонщика сведений. Причем, исполнение этого поручения в Москве взяли на контроль, а Табельскому поручили сообщить Роману Любименко о результатах проверки. Письма от краевого прокурора заявитель пока не получил, но смог оценить реакцию надзора в суде.
Обратный ход
Процесс по делу организатора проекта турбодрома шел в Советском районном суде города Краснодара с января 2021 года, но 26 октября слушания были остановлены по инициативе гособвинения. Помощник прокурора Карасунского округа Краснодара заявила ходатайство о возвращении уголовного дела надзору, поскольку обвинительное заключение составлено с нарушениями.
“В обвинительном заключении не конкретизирован ущерб, причиненный преступлением… и не указан способ, каким причинен вред”, — указала представитель гособвинения на заседании суда.
Судья Александр Работкин ходатайство гособвинения признал обоснованным и вернул дело прокурору Карасунского округа Олегу Апанасевичу.
В соответствие с нормами УПК, теперь материалы из прокуратуры будут переданы следствию для устранения выявленных замечаний.
По словам Любименко, для него такой поворот оказался неожиданностью, но с инициативой гособвинения он согласился. “От суда я ожидал оправдательного приговора, но, раз дело приняло такой оборот, мы с моим адвокатом будем добиваться, чтобы следствие прекратило уголовное производство за отсутствием состава преступления. Надеюсь, что внимание Генпрокуратуры поможет добиться этого объективного исхода”, — отметил он в разговоре с ПАСМИ.
Безвредные гонки
Надо заметить, что Роман Любименко и ранее указывал, что в ходе проведения соревнований не пострадал ни один человек, а предъявленная ему 238 статья Уголовного кодекса подразумевает обязательное наличие ущерба или вреда здоровью потребителей.
Кроме того, гонщик обращал внимание и на другие нестыковки обвинения. К примеру, выводы экспертов об опасности трассы были сделаны по состоянию на 2020 год, когда соревнования уже не проводились. Между тем, доказательств непригодности трассы в период с 2014 по 2019 годы, о котором идет речь в материалах дела, в экспертизах нет.
Ранее в историю с уголовным преследованием краснодарского гонщика уже вмешивался Александр Бастрыкин. В августе 2021 года председатель Следственного комитета потребовал доклад об обстоятельствах дела Любименко. Результатов внимания главы СКР автолюбитель пока не заметил, впрочем, он рассчитывает попасть к Бастрыкину на личный прием.
Мария Соколовская