Бюджетные финансы выводились через «NtechLab»?
Евросоюз ввел санкции в отношении ряда российских чиновников и юридических лиц, в том числе московского вице-мэра Натальи Сергуниной и IT-компании «NtechLab» – создателя приложения по распознаванию лиц FindFace. Официально причиной названо «нарушения прав человека»: «ответственность за разработку и использование системы распознавания лиц с последующей передачей данных ГУВД». Европейские чиновники связывают деятельность Сергуниной со столичным департаментом информационных технологий, который возглавляет Эдуард Лысенко, однако «NtechLab», хотя и выполняла работы для департамента, не входит в число его крупнейших подрядчиков. Несмотря на то, что в 2020 году в компании сообщали о миллиардных поступлениях от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и инвестфонда «Mubadala» из ОАЭ, а в 2022-м – о росте продаж на рынке Юго-Восточной Азии на 40%, по итогам прошлого года «NtechLab» задекларировала убытки более чем в 228 млн рублей. Официальным владельцем предприятия является кипрский офшор «N-TECH.LAB LTD», на счета которого может выводиться прибыль. Информация о бенефициарах офшора не разглашается. Известно, что основатели «NtechLab» Александр Кабаков и Артем Кухаренко покинули компанию летом 2022 года из-за разногласий с топ-менеджментом и инвесторами, не поддержавшими инициативу ухода с российского рынка. Ранее в число совладельцев «NtechLab» вошли «дочерняя» структура «Ростеха» – компания «РТ-развитие бизнеса» и фонд «NDF», подконтрольный бизнесмену Рубену Варданяну, в свое время «засветившемуся» в истории с выводом в офшоры 4,6 млрд долларов через банк «Тройка диалог». К деятельности «NtechLab» имели прямое отношение директор «Ростеха» по особым поручениям Василий Бровко и глава РФПИ Кирилл Дмитриев, которого СМИ связывали с вложением денег фонда в иностранные коммерческие структуры. Что касается Сергуниной, то в собственности ее родственников имеется дорогостоящая недвижимость, в том числе зарубежная, а бизнес Аарона Элиэзера Аронова – мужа сестры чиновницы – связан с офшорами. Не исключено, что санкции ЕС перекрыли один из каналов вывода за границу финансов вице-мэра.
Вице-мэра Сергунину – под санкции ЕС
В минувшем июле Европейский союз включил в санкционный список заместителя мэра Москвы Наталью Сергунину и IT-компанию «NtechLab» – создателя приложения по распознаванию лиц FindFace. Причина – «нарушения прав человека в России». «Коммерсант» уточняет, что, по мнению европейских чиновников, Сергунина «несет ответственность за разработку и использование системы распознавания лиц и передачу соответствующих данных ГУВД», поскольку возглавляет департамент технологий и информации Москвы.
Затем полученные данные использовались «для поиска и задержания участников акций протеста, а также лиц, скрывающихся от частичной мобилизации». Под санкциями ЕС оказались руководитель столичного департамента информационных технологий Эдуард Лысенко, начальник ГУВД Москвы Олег Баранов и еще целый ряд должностных лиц, а кроме того, фирма «Технологии видеоанализа» (Tevian) – разработчик систем компьютерного зрения и видеоаналитики.
Упоминание Сергуниной в качестве руководителя «департамента технологий и информации» одновременно с Лысенко как главойдепартамента информационных технологий (ДИТ) вносит в сообщение некоторый сумбур. Объяснить это можно тем, что европейские чиновники считают Сергунину фактическим куратором ДИТ, возможно, имеющим от его деятельности некие материальные преференции. Здесь будет уместным напомнить о проходящих через департамент колоссальных бюджетных финансах: объем его госконтрактов превышает 390,8 млрд рублей.
Компания «NtechLab» (ООО «Нтех Лаб») в число главных поставщиков ДИТ не входит: при общем объеме контрактов 82 млн рублей, от департамента ей получен всего один подряд – на 46,6 миллиона. Среди ее заказчиков – ПАО «Ростелеком», рязанский «Региональный мониторинговый центр», Департамент региональной безопасности Нижегородской области и др. Вот только финансовыми показателями «NtechLab», мягко говоря, не блещет: по итогам прошлого года, при выручке в 1,1 млрд рублей, компания задекларировала убытки в размере 228,3 миллиона (для сравнения: в 2021 году выручка предприятия составила 1 миллиард, прибыль - 88,2 млн рублей).
Кто стоит за «NtechLab»?
На самом деле проблемы с финансами у «NtechLab» вызывают удивление. Не далее, как в начале августа СМИ писали о заключении компанией контракта на поставку системы распознавания лиц при проведении школьных экзаменов в 220 городах Индии. В сентябре прошлого года сообщалось о росте продаж на рынке Юго-Восточной Азии на 40% за восемь месяцев и аналогичном росте в 2021 году, а также планах компании открыть офис в Таиланде с целью наладить экспорт продукции в Малайзию, Индонезию, Вьетнам и Филиппины.
Добавим, что в 2020 году Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) вместе с «суверенными фондами Ближнего Востока» инвестировал в «NtechLab» более1 млрд рублей.
«Среди направлений, которые планирует развивать NtechLab, – автоматическое определение агрессивных действий человека, а также распознавание автомобилей, в том числе для отслеживания транспортировки бытовых отходов и соблюдения правил их переработки», – уточняло издание «CNews».
Здесь сам собой возникает вопрос: почему еще до включения в санкционные спискикомпания ушла «в минус»? Где деньги? Возможно, ответ кроется в том, что начиная с февраля 2017 года единственным владельцем ООО «Нтех Лаб» выступает кипрский офшор «N-TECH.LAB LTD». Не на его ли счетах «оседает» прибыль предприятия?
Точное распределение долей в «NtechLab» на сегодняшний день неизвестно. Летом 2022 года из-за разногласий с топ-менеджментом и инвесторами компанию покинули ее основатели Александр Кабаков и Артем Кухаренко. Как писал «Forbes», они настаивали на прекращении деятельности в России, в то время как большая часть руководства высказалась за продолжение работы одновременно на отечественном и зарубежном рынках. При этом оба «отца-основателя» выступали в поддержку оппозиции и против СВО.
По данным «CNews», контрольный пакет акций Кабаков и Кухаренко потеряли после того, как в 2020 году инвесторами «NtechLab» стали вышеупомянутый РФПИ и эмиратский инвестфонд «Mubadala». В 2021-м «доли основателей в компании размылись и стали меньше размера блокирующего пакета», а место Кабакова в совете директоров занял руководитель департамента планирования, анализа и стратегии УК «Альфа-Капитал» Алексей Панюшкин.
Ранее в число владельцев «NtechLab» вошли компания «РТ-развитие бизнеса» – «дочерняя» структура госкорпорации«Ростех» (доля – 12,5% + 1 акция) и фонд «NDF», находящийся под управлением фирмы «Варданян, Бройтман и партнеры» (доля – 25% + 1 акция). Напомним, что с бизнесменом Рубеном Варданяном и некогда подконтрольным ему банком «Тройка диалог» связана скандальная история о создании «сети» из 76 аффилированных офшорных структур, функционировавших в 2006-2013 гг. и выводе за границу 4,6 млрд долларов, в том числе, в пользу влиятельных российских чиновников. Называлось, в частности, имя бывшего самарского губернатора, действующего первого замглавы «Ростеха» Владимира Артякова.
Бровко из «Ростеха» «наследил» в офшоре?
Как ни странным это выглядит на первый взгляд, но нечто похожее сегодня можно наблюдать и с «NtechLab»: многомиллионные убытки, офшор, структура «Ростеха» и бизнесмен Варданян в качестве совладельцев. Последний, кстати, в сентябре прошлого года официально отказался от российского гражданства и уехал в Нагорный Карабах, передав активы в управление деловым партнерам.
С «Ростехом» «NtechLab» в течение определенного времени была связана также через Василия Бровко – директора госкорпорации по особым поручениям, в 2018 году возглавившим совет директоров компании, а в 2021-м занявшим 43 строчку рейтинга самых богатых российских госслужащих по версии «Forbes» с состоянием 295,7 млн рублей. В июне прошлого года топ-менеджер и его супруга – телеведущая Тина Канделаки оказались включены в санкционный список Минфина США. Тем не менее, из публикации информационного агентства «REGNUM» следует, что как минимум до октября 2021-го Бровко все еще фигурировал в качестве председателя совета директоров «NtechLab».
Кстати, в течение определенного времени он имел определенное отношение и к офшору «N-TECH.LAB LTD», будучи одним из его директоров. В этом же списке мы находим имена вышеупомянутого Алексея Панюшкина из УК «Альфа-Капитал», вице-президента российского офиса эмиратского инвестфонда «Mubadala» Халифа Хамада Ахмеда Аль Хаджери и Михаила Киреева – полного тезку старшего вице-президента РФПИ. Напомним, что в 2020 году «Mubadala» и РФПИ стали инвесторами «NtechLab», после чего произошла смена контролирующих акционеров компании.
И снова интересный момент. В СМИ появлялись публикации о том, что гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев мог выводить деньги фонда за границу и вкладывать их в собственные коммерческие проекты. Российского чиновника даже связывали с американским бизнесменом Джаредом Кушнером – зятем и бывшим советником экс-президента США Дональда Трампа, а также украинским миллиардером Виктором Пинчуком – деловым партнером одиозного олигарха Виктора Коломойского. Получается, снова бюджетные деньги и возможные офшорные схемы?
Возвращаясь к Василию Бровко, стоит напомнить о его участии в громком деле о вымогательстве денег у главы «Ростеха» Сергея Чемезова, фигурантами которого стали администратор Telegram-канала «Как-то вот так» Анатолий Спирин, коммерческий директор Ксении Собчак Кирилл Суханов и экс-редактор журнала «Tatler» Ариан Кузьмин (Романовский). Тогда потерпевшим по одному из эпизодов следствие признало Бровко, а в материалах дела фигурировала информация о некоем кипрском офшоре, доля в котором якобы принадлежала ростеховскому топ-менеджеру.
Израильский родственник вице-мэра Сергуниной
Как мы можем убедиться, попав под европейские санкции, вице-мэр Москвы Наталья Сергунина оказалась «в связке» с «NtechLab» и – опосредованно – ее офшорными совладельцами. Известно, что чиновнице приписывают близкое знакомство с крупными представителями столичного бизнеса, в частности, председателем совета директоров девелоперского холдинга «Capital Group» Павлом Тё. В сети Сергунину неоднократно называли лоббистом финансовых интересов «Capital Group», в частности, инициатором заключения сделки по покупке мэрией у холдинга 55 тыс. кв метров недвижимости в башне «Око» в деловом центре «Москва-Сити», стоимость которой оценивалась в 14,3 млрд рублей.
Интересно, что родственники Сергуниной также неоднократно оказывались в центре журналистского внимания, в том числе, и по причине наличия офшоров и заграничной недвижимости. Речь идет о сестре вице-мэра Ирине Сафаниевой (в девичестве – Сергуниной) и ее муже Лазаре Сафаниеве, после получения израильского паспорта сменившим имя на Аарон Элиэзер Аронов. Последний, в частности, до января 2020 года входил в число совладельцев компаний «Дженом Венчурс» и«Геном Венчурс», а его деловым партнером был Александр Стальевич Волошин – экс-глава администрации и «серый кардинал» президента Бориса Ельцина.
Бизнес Волошина аффилирован с целой сетью убыточных российских и офшорных компаний. Например, «Дженом Венчурс» входит в число учредителей ООО «Профилум», специализирующегося на создании и использовании баз данных и информационных ресурсов. В прошлом году при выручке в 162,6 млн рублей компания задекларировала убытки в размере 20,7 миллиона (годом ранее выручка – 37,6 миллиона, убытки – 32,9 млн рублей). При этом до определенного момента в число совладельцев «Профилума» входил виргинский офшор «Sync Technology LTD».
До сентября 2018 года «Дженом Венчурс» выступала соучредителем компании «Айзел.Ру», специализирующейся на интернет-торговле. На сегодняшний день ее единственный официальный собственник– кипрский офшор «Dudelange Enterprises Limited». По итогам 2022 года при выручке в 339,7 млн рублей фирма принесла прибыль в размере 65,7 миллиона. До этого она стабильно работала «в минус»: убытки в 2021 году – 60,2 миллиона, в 2020-м – 248,7 миллиона, в 2019-м – 314,8 млн рублей и т.д.
Еще один офшор, который связывали с Ароновым-Сафаниевым – зарегистрированная на Кипре фирма «Florestar Management Limited», до июня 2021 года бывшая владельцем российской компании «Меркурий» (затем ее учредителем стала турецкая фирма «Емасе иншаат туризм тиджарет лимитед ширкети»). В сети о «Меркурии» можно найти публикации как о структуре, занимавшейся скупкой столичной недвижимости, причем большая часть сделок якобы заключалась по заниженной стоимости, а проводились они в то время, когда вопросы имущественно-земельных отношений в мэрии курировала госпожа Сергунина.
Такими образом, выкупаемые активы на родственников могла регистрировать сама чиновница. По информации СМИ, семейству Сафаниевых принадлежат расположенные на ВДНХ рестораны «Оттепель» и «Московское небо», площади бывшего ресторана«Wine Time» в элитном ЖК«Легенды Цветного», дорогостоящая жилая недвижимость, включая квартиру в ЖК «Нескучный сад» стоимостью 68 млн рублей и домовладение в Австрии оценивающиеся в 2 млн евро.
Не беремся утверждать, что все перечисленное на самом деле принадлежит Наталье Сергуниной, а не заработано «талантами» ее родственника – гражданина Израиля Лазаря Сафаниева. Тем не менее, на фоне истории с «NtechLab» и санкциями ЕС версия возможного вывода денежных средств в ту же Австрию начинает приобретать совсем другие тона. И тут уже заявленные Западом «права человека» уходят на второй план, а на первом оказываются финансовые интересы московского вице-мэра.
Юрий Лобачев