Минпромторг решил вложить 7,6 млрд рублей в создание российского суперкомпьютера на базе российской архитектуры NeuroMatrix, разработанной АО НТЦ «Модуль».
Предполагаемым совладельцем последнего до недавнего времени мог быть вице-премьер Юрий Борисов, который и ратует за развитие серийного микроэлектронного производства в России. Вероятно, именно его сын сейчас владеет «дочкой» «Модуля», занимающейся производством микросхем.
Сам компьютер будут создавать на базе «Эльбруса», который разрабатывает АО «МЦСТ», связанный с «Ростехом». И очень похоже на то, что глава госкорпорации Сергей Чемезов вместе с Борисовыми мог объединиться против главного формального отечественного конкурента «Модуля» — «Байкал Электроникс», коим владеет Денис Фролов.
Фролов, в свою очередь, как ранее подробно писал The Moscow Post, может работать в интересах главы ВЭБа Игоря Шувалова, а также бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича и опального экс-министра «Открытого правительства» Михаила Абызова.
Получается, сейчас вокруг российского суперкомпьютера схлестнулись интересы сразу двух групп влиятельных лиц? В этом попытался разобраться корреспондент The Moscow Post
Минпромторг выберет подрядчика на разработку новой многопроцессорной системы на кристалле на базе российской архитектуры NeuroMatrix в декабре. К 2025 году подрядчик должен выпустить первую партию продукции, которая, по замыслу ведомства, станет аналогом суперкомпьютера Jetson Xavier от Nvidia. Решения американской корпорации применяются в робототехнических системах и беспилотном транспорте.
«Железом» для будущего суперкомпьютера могут стать процессоры «Эльбрус», разрабатываемые АО «МЦСТ». Последняя компания аффилирована с «Ростехом» — руководитель «МЦСТ» Александр Ким также является главой ПАО «Инэум им. И.С. Брука», подконтрольной госкорпорации. Иными словами, интерес Сергея Чемезова во всей этой истории проглядывается очень явно.
Чемезов и Борисов на высоте
Его причастность к ситуации также может объяснить успех «МЦСТ» на ниве госзаказов. Согласно «Руспрофайлу», организация выполнила подрядов на 5,6 млрд рублей, из которых 5 млрд заплатил ей Минпромторг. И как тут не вспомнить, что у главы ведомства Дениса Мантурова и Сергея Чемезова просто отличные отношения — у их родственников и доверенных лиц имеется множество общих активов, притом бизнес этот довольно успешен, о чем ранее писал The Moscow Post.
При этом к МЦСТ у профессионалов не раз возникали вопросы, так как «Эльбрус», используемый российскими госструктурами довольно плотно завязан на иностранцев. Начнем с того, что изначально держателем патентов на процессор является компания Elbrus International Ltd, которой владеет Elbrus Services, зарегистрированная на Каймановых островах. Elbrus International Ltd. была организована, чтобы упростить патентование в США в начале нулевых. Тогда МЦСТ сразу получала от Elbrus International Ltd неисключительные права на патенты (лицензию) после их регистрации в США. В 2019 году же все права на патенты были эксклюзивно переданы от Elbrus International Ltd. в АО «МЦСТ».
Кроме того, производство процессоров «МЦСТ» находится не в России. Их печатает тайваньская компания TSMC — иными словами, «Эльбрус» фактически является тайваньским. Вот такое вот импортозамещение по-ростеховски!
Не забывает прошлого
Но не Чемезовым, как говорится, единым. NeuroMatrix, на базе которого и будет работать суперкомпьютер, в свою очередь, принадлежит АО НТЦ «Модуль». который может быть связан с вице-премьером Юрием Борисовым.
Согласно «Руспрофайлу», вплоть до июня 2021 года в учредителях фирмы сидел некий Юрий Иванович Борисов, полный тезка действующего вице-премьера.
Чемезов и Борисов на высоте «Эльбруса»
«Регнум» писал, что ранее Борисов возглавлял одну из крупных компаний-производителей электронной бортовой аппаратуры, микрокомпьютеров и нейросетевой инфраструктуры, и прочей IT-продукции, имея в виду как раз НТЦ «Модуль». Кроме того, в марте этого года мэр Москвы Сергей Собянин и вице-премьер побывали на научно-производственной площадке НТЦ «Модуль».
И кажется совсем не случайным, что именно господин Борисов ратует за развитие отечественного серийного микроэлектронного производства. В 2019 году он сетовал, что страна в этом плане отстает в мировой статистике.
Семейные бизнес-узы
Есть у «Модуля» дочернее предприятие — ООО «НТЦ «Модуль-Инновации», где в учредителях обнаруживается Александр Юрьевич Борисов — полный тезка сына вице-премьера. Очередное невероятное совпадение?
И хотя пока фирма не отметилась в участии в госконтрактах, не исключено, что это дело времени. ООО занимается актуальными сейчас направлениями — производит аккумуляторные батареи, источники бесперебойного электропитания, измерительные системы, системы безопасности, а также микросхемы, вычислители, встраиваемое оборудование.
Активы Борисова-младшего одной компанией «Модуль-инновации» не ограничиваются. В прошлом году было учреждено АО «Смарткор» — для научных исследований и разработок в области естественных и технических наук. Директором фирмы является Илья Савинков — первый заместитель гендиректора НТЦ «Модуль». Учредителями «Смарткора» в открытых источниках указаны Андрей Адамов (совладелец ООО»НТЦ «Модуль-Инновации») и Александр Борисов.
Последний также является единоличным владельцем ООО «Энексел Групп», которое участвует в капитале ООО «ДЗС-Снабжение», где долю также имеет ООО «НПО «Теханалитика» Тимура Гареева. Такое же ФИО, как у последнего, носит член совета директоров АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Главой же данного совета является Борис Грызлов, полномочный представитель РФ в контактной группе по урегулированию ситуации на Украине.
Примечательно и подконтрольное Александру Борисову ООО «Инфомеханика», которое с 2012 года работает в сфере, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Вплоть до октября 2021 года партнером предполагаемого сына вице-премьера был Сергей Матвиенко, сын спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Ранее The Moscow Post подробно писал, как бизнесмены Борисов и Матвиенко стали совладельцами «Строительной компании Подводтрубопроводстрой» (СК ПТПС). Структура позиционирует себя как крупного подрядчика «Газпрома». Согласно сайту компании, она занималась строительством магистрального газопровода «Сила Сибири», готовила стройплощадку для строительства «Амурского ГПЗ», перестраивала магистральные газопроводы для ОАО «РЖД» и ГК «Автодор».
Сотрудничал предприниматель Борисов и с подконтрольным государству «Промсвязьбанком», который ранее приобрёл крупную долю в компании по разработке компьютерного программного обеспечения — ООО «Айсиэм», в котором до марта 2021 года долю имел тот самый Александр Юрьевич Борисов. Впрочем, уже в мае 2021 года «Промсвязьбанк» из компании вышел.
По ту сторону
Уж очень много косвенных фактов указывают на то, что за созданием российского суперкомпьютера на базе российской архитектуры NeuroMatrix могут стоять интересы Сергея Чемезова и Юрия Борисова. Если это действительно так, то выступать они могут против «Байкал Электроникс», с недавних пор подконтрольного бенефициару «Вартона» Денису Фролову.
Что примечательно, производимые «Байкал Электроникс» процессоры «Байкал-М» производят все на той же тайваньской фабрике TSMC. Между разработками намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд? Ведь и в случае с «Байкал Электроникс» тогда говорить об импортозамещении слишком смело.
Как ранее подробно писал The Moscow Post, за Фроловым может стоять другая группа влияния в лице Шувалова, Дворковича и Абызова. В частности, именно в интересах главы ВЭБа Фролов может консолидировать IT-активы: на данный момент под его контролем находятся «Байкал Электроникс», «Вартон» и «РусБИТех», предприниматель также пытается завладеть «Национальной компьютерной корпорацией», но пока безуспешно, о чем ранее также подробно писал The Moscow Post.
Фролов был напрямую связан с госбанком: в период с июня по октябрь 2020 года он занимал должность гендиректора в «НМ-Тех», учредителем которой числится ВЭБ. В июле прошлого года «НМ-Тех» за 355 млн рублей получило контроль над предприятием экс-министра связи Леонида Реймана. При том возможно сделано это было не совсем прозрачным способом.
«Ангстрем-Т» сейчас находится в процессе банкротства. Мероприятие было запущено как раз по требованию ВЭБа за долги в 815 млн евро. При этом сам Рейман называл банкротство актива «ошибочным сценарием». Изначально существовала договоренность, что этот процесс не будет запущен. Сейчас же ВЭБ вдруг резко изменил свою позицию: якобы имущество выкупается для того, чтобы позднее передать его государству.
Учитывая, что во время получения контроля над «Ангстрем-Т» в «НМ-Техе» работал Фролов, можно предположить, что Шувалов использовал его как «рабочие руки».
Но не только к Шувалову тянутся «ниточки» от В истории с «РусБИТехом» также проглядывается след Дворковича и Абызова, которых некоторые считали фактическими интересантами сделки. Еще в 2016 году Дмитрий Медведев подписал указ о создании Агентства по технологическому развитию. В наблюдательный совет тогда попали оба политика, а одним из претендентов на должность его главы называли как раз Фролова.
Вырисовывается ситуация, что вокруг инновационных разработок могли схлестнуться интересы сразу двух групп влияния — Борисов-Чемезов и Шувалов-Дворкович-Абызов. И оно понятно: стране очень нужны свои разработки и в это будут серьезные вливания и субсидии. И нынешние 7,6 млрд рублей, которые Минпромторг готов выделить на создание российского суперкомпьютера — лишь капля в море.
В реальности речь может идти о суммах в десятки, а то и сотни раз больше. И, надо полагать, за право их осваивать может развернуться серьезная борьба. И она уже началась?
Ярослав Фокин