Он убрал трех начальников Службы по борьбе с коррупцией СЗТУ...
Редакция продолжает рассказ о коррупции в Северо-Западном таможенном управлении. Что же не так с злополучной должностью – «начальник СПК СЗТУ» - за 3-4 года сменилось 3 начальника и всех их преследуют проблемы с законом и прочие кулуарные интриги, в результате которых наши герои спасались бегством. Точнее почти все герои, начальник службы по противодействию коррупции Северо-Западного таможенного управления полковник таможенной службы Розсыпало Максим отправился в СИЗО.
Максим Розсыпало
У Редакции имеется свое видение этого вопроса. По информации источника, с 2014 года в службе по противодействию коррупции СЗТУ, что сидит на 4 этаже Шпалерной 14, неустанно трудится известный в узких кругах правоохранителей и контрабандистов подполковник таможенной службы Герасимов Федор Александрович. За годы службы в таможенных органах Федор Александрович успел поруководить оперативными отделами СПК в Санкт-Петербурге и г. Петрозаводске. При Мирошкине Герасимов даже успел побыть его заместителем. Сейчас же Герасимов числится оперативником в отделе, курирующем Балтийскую таможню, где ему мягко сказать не рады.
Репутация у Федора Герасимова не самая лучшая. Знающие его в один голос уверяют, что он является типичным ярким представителем агентуры Литейного, плохо соблюдающего меры конспирации, но никогда не пропускающего очередных встреч с кураторами.
Итак, кто же такой Ф.А. Герасимов?
Как рассказали источники Rucriminal.info, по окончании университета молодой Федор идет служить в Петербургскую милицию. Поработал в ОБЭПе, после в ОСБ, репутацию не наработал, отзывы сослуживцев не однозначные. Кому служил непонятно, точно не на Родину, но и не на карман. О таких говорят: «ни украсть, ни покараулить». Далее реформа и переаттестация, Герасимову указывают на дверь с ручкой. Но благодаря кураторам с большого дома ему удается перевестись в райотдел милиции, что на окраинах Астраханской губернии. Там Федор служил недолго, терпеть его не стали, в первую очередь простые опера, быстро раскусили штрейкбрехера. С Астраханскими кураторами не сложилось. Пришлось уволиться из ОВД и в народное хозяйство, по банкам да по коммерсантам.
По информации источников Герасимов любитель крепкого алкоголя и увеселительных заведений. Из-за этого имел проблемы с законом. Чему подтверждение административные правонарушения за распитие спиртных напитков в общественных местах, числящиеся за ним по сей день. Под воздействием алкоголя терял служебное удостоверение сотрудника милиции, замяли, простили.
Коллеги по милицейскому УСБ однажды применяли меры воспитательного характера на Федора Александровича кулаками, по-мужски, давая понять, что парень выходит за рамки приличия и кодекса этики сотрудника милиции. Сливал коллег, сливал оперативную информацию из чужих материалов с грифом, «вошкался» с жуликами, в общем вел себя не по понятиям. В органах внутренних дел Герасимов прижиться не сумел.
Придя в таможенные органы, Федор Александрович становится фигурантом внутренних скандалов, то у его коллег пропадают оперативные материалы и служебные документы, то электронные носители информации. Деньги не брал. Всегда удавалось выйти сухим, ведь за руку не пойман.
Первое время подобным вещам и событиям не придавали особого значения, находились виновные или крайние и забывалось. Причинно-следственная связь глубоко не изучалась. Хотя коллеги сходились во мнении, что промышляет воровством именно Федор Герасимов, а для чего? Да кто его тогда знал…
Но время расставило все на свои места. Мотивы стали ясны. Рано или поздно каждый из уволенных руководителей СПК СЗТУ приходил к выводу, что Ф.А. Герасимов корень зла и по сути преследует личные цели.
И Курлапов, и Буханцев, и Мирошкин с Рустамовым в конце концов искали способ уволить Герасимова, но не удавалось. В нужный момент за Федора всегда звонили или приходили старшие братья с соседней улицы. Доводы были разные, посыл один – не трогайте Федю, нехай работает.
Как результат:
Андрею Павловичу Курлапову удалось избавиться от Герасимова переводом его из управления подальше в Карельскую таможню. Уволить не решился, хотя говорит желание такое имел.
Борис Буханцев почти сумел-таки подвести Герасимова под увольнение путем не продления с ним контракта, но тогда убрали самого Буханцева и Федор Александрович даже сумел вернуться в СЗТУ и возглавил оперативный отдел.
Мирошкин Михаил Семенович решил не испытывать судьбу и с самого начала стал дружить с Федором, даже повышая его по службе и представляя к различным ведомственным наградам. Но не угадал, в один момент Мирошкину стало известно, что все это время Герасимов исправно доносил на своего шефа кураторам, с которыми у Мирошкина не складывались отношения. Михаила Мирошкина озарило, но было поздно, приказ о его ротации в Москву уже ждал подписи на столе руководителя ФТС России В.И. Булавина.
Как рассказал источник Rucriminal.info, Рустамов Руслан Алексеевич с первых дней своего пребывания на посту начальника СПК СЗТУ указал Герасимову его жердь. Но глупейшей и роковой ошибкой Руслана Алексеевича было привлечь к поискам обидчика своего автомобиля именно Федора Герасимова. Ну, а Федор сделал все как предписывает инструкция, передал не совсем законные поручения подчиненным оперативникам (естественно устно), затем сделал для себя копии запросов подписанные Рустамовым и сохранил все это в папочку с инициалами Р.Р.А., которая позже пригодилась, когда Герасимову вновь указали на дверь с ручкой. Как итог, Рустамов с трудом унес ноги, а Федор Александрович продолжает свою подрывную деятельность.
Вероятно, вы спросите, какой же мотив у самого Герасимова? А тут лучше обратиться лично к Федору Александровичу. У нас есть лишь версии и информация околотаможенных субъектов.
Войдя в таможенный мир в 2014 году Федор Александрович внимательно изучал своих коллег по ремеслу. Выполнял легкие поручения кураторов. Устраивал мелкие провокации в отделе, как раз тогда обнаруживались пропажи оперативных материалов. Но главное, что ему удалось понять это, как и на чем зарабатывают таможенные опера, естественно речь не о официальной зарплате.
Схема личного обогащения заключалась в покровительстве группы участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся импортом товаров народного потребления, одежды и игрушек. Для этого Герасимов создавал в курируемой таможне видимость бурной антикоррупционной деятельности, в то время в зону его ответственности входила Балтийская таможня и ее таможенные посты. На этом фоне Федор Александрович устанавливал оперативные контакты с перспективными фигурами правоохранительного блока таможни и ее функциональных подразделений, таких как оперативно-розыскной отдел, отдел контроля таможенной стоимости и отдел контроля и применения системы управления рисками. Далее, через сотрудников данных подразделений Герасимов заявлял список мелких юридических лиц – импортеров, которые особо не выделялись из общей массы фирм, оформляющихся в зоне Балтийской таможни. При подаче таможенных деклараций на товары от данных импортеров инспектора таможни, принимающие декларацию выпускали ее в максимально короткие сроки без проведения проверок, тем самым импортеры, находящиеся под покровительством Федора Александровича, получали преференцию, позволяющую максимально сэкономить расходы при таможенной очистке товаров, а это уже давало возможность продавать товар по ценам ниже конкурентов и быть максимально востребованным на рынке.
Для тех, кто не особо знаком с нюансами таможенного оформления поясним, что при проверке таможенной декларации и товаров, по регламенту инспектор таможни обязан проверить комплект сопроводительных документов на товар, при отсутствии какого-либо документа инспектор дозапрашивает их у декларантов – представителей импортера и даже может отказать в выпуске декларации.
Кроме, этого инспектор таможни производит манипуляции непосредственно с самим товаром, производит досмотр, выгрузку, пересчет, взвешивание, отбор проб и образцов, соответствие товара санитарным нормам и т.д. В виду этого на импортера накладывается огромный перечень расходов по обеспечению нахождения контейнеров на складе временного хранения и всех манипуляций с товаром. Каждые сутки аренды склада стоят десятки и сотни тысяч рублей. Плюс к этому необходимо оплатить внутрипортовое перемещение контейнера до места проведения досмотра, заплатить за разгрузочно-погрузочные услуги и страховку. При этом, в случае обнаружения несоответствия товаров с заявленными параметрами в таможенной декларации импортер имеет все шансы быть привлечённым к административной и даже уголовной ответственности.
К примеру Китаец у которого импортер заказал партию товара решил порадовать своего покупателя и помимо оплаченного товара бонусом положил в контейнер какие-нибудь китайские безделушки или рекламную продукцию, а еще хуже презент с логотипом известных брендов, что уже попахивает нарушением прав интеллектуальной собственности. И вот уже инспектор производящий досмотр контейнера на Балтийской таможне открывает контейнер, а на него буквально падает коробка, а то и две с незадекларированными товарами от щедрого китайца. Инспектор счастлив, импортер рвет волосы на теле. В отношении импортера заводят административное производство, весь товар подлежит стопроцентному досмотру и изымается на период административной проверки, а это месяцы. По окончании всех процедур, помимо санкций за административное правонарушение импортер несет колоссальные убытки за хранение контейнера на СВХ, не исполняет обязательств по договорам поставки перед своими клиентами на внутреннем рынке, получает претензии и штрафные санкции. Бонусом ко всему попадает с список неблагонадежных импортеров, которые в дальнейшем особо тщательно проверяются таможенными органами. В общем конец бизнесу.
В виду этого околотаможенные бизнесмены всегда готовы платить энные суммы денег за беспрепятственный выпуск их товаров через таможенную границу. Именно здесь пригодился Федор Александрович. А что, человек смекнул «что к чему» нашел нужных людей из числа коллег по таможне (точнее собрал на них компрометирующие сведения), привел купцов и «жизнь удалась».
По сути в этой схеме Федор не нес никакой ответственности. Печати с личным номером в декларацию не ставил, в документах не расписывался, к товару и проведению таможенного оформления отношения не имел. Зато получает мзду за каждый ввезенный контейнер, а это по разным подсчетам от 100 до 1000 долларов, американских.
В 2016 году произошел казус, который сильно расстроил Федора Александровича. Начальником оперативного отдела СПК, курирующего Балтийскую таможню назначают господина Гурова Александра Николаевича, который сразу переориентировал все подобные схемы на себя и приближенных. Найти общий язык с Гуровым Герасимову не удалось. С этого времени где-то в кабинетах Литейного была заведена «папочка» с инициалами «Г.А.Н.», а дома у Герасимова ее дубликат. Чем это закончилось для «Шубы» вы уже знаете. А у Герасимова все еще продолжается.
Покинув просторы Балтийской таможни Герасимову удалось найти нужные контакты в Кингиссеппской таможне, которая обслуживает Усть-Лужский порт, по сути та же Балтика.
И вот уже кукловод Герасимов со своими куклами заявляется в Кингиссеппской таможне. Все по старинке, как на Балтике, товар ввозят, декларации молниеносно выпускаются, Федор и коммерсы довольны и богатеют. Но вот незадача, оказывается в Кингиссеппской таможне есть свои кардиналы в погонах, точнее кардинальша, Береговая Мария Игоревна – заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов Северо-Западного управления. Мария Игоревна ставленница из Москвы, поэтому на Федора Александровича ей было наплевать. В итоге вся Герасимовская шелупонь была вынуждена покинуть зону ответственности Кингиссеппской таможни.
Мария Береговая
По словам источника Rucriminal.info, на этом Федор не успокоился, так как уже вошел во вкус, да и к тому же пришло время увеличивать квадратуру жиплощади. Идет к Мирошкину, в то время занимавшему пост начальника СПК и выкладывает ушат грязи на Береговую, мол таки-так, коррупционерша, попутала берега. На что получает жесткое табу, Марию Игоревну не трогать, за ней большие люди. Михаил Семенович предпочитал дружить с Марией Игоревной. Этим решением Михаил Семенович обеспечил себе место в оперативных учетах ЧК. Его конец карьеры не столь печален как у Гурова, но точно не таким его представлял сам Мирошкин.
После ухода Михаила Мирошкина Герасимову удается вкрутить болт в уши новоназначенному начальнику СПК Рустамову и начать разработку Марии Игоревны. Со всей пролетарской ненавистью, не скрывая мотивов Федор перешел в агрессивную атаку на Береговую. Оборона Береговой рухнула, Москва не помогла. Как итог, увольнение из таможенных органов, а далее уголовное преследование, обыска и допросы при том, что фигурантом уголовного дела Мария Игоревна не является.
И вновь Герасимову открыты дороги в Кингиссеппскую и Балтийскую таможни. Обороты товаров увеличиваются с каждым днем. Можно уже думать и о кресле начальника СПК тем более, что должность с 16 августа вакантна. Ведь Розсыпало под арестом, возбуждено уголовное дело о коррупции.
Кстати, о коррупции Розсыпало. Не находите ли неслучайным факт получения взятки Розсыпало за ввоз товара именно через Кингиссеппскую таможню и наличие посредника из числа таможенных коллег, чьи данные следователи не раскрывают? Не мог ли великий комбинатор Федор Герасимов участвовать в оперативном эксперименте старших братьев и попросту подставить Максима Розсыпало, используя ручных коммерсов? Тем самым поставить шах и мат в этой партии. Браво Федор Александрович… Браво!
Резюмируя сей монолог хочется дать напутствие следующему начальнику службы по противодействию коррупции. Не повторяйте ошибок героев этой истории. Делайте выводы тут. Ну, а если кресло начальника СПК займет сам Федор Александрович, то будем рады дополнить эту статью абзацем о его подвигах в борьбе с коррупционерами, громких коррупционных уголовных делах тем более, что буквально в прошлом месяце Президент страны утвердил Национальный план противодействия коррупции.
Роман Трушкин
Продолжение следует
Юрий Лобачев