Похоже, Марат Хуснуллин собирает команду лояльных чиновников, чтобы занять место Михаила Мишустина.
Президент Владимир Путин в скором времени может посетить Нижегородскую область, где поучаствует в открытии четвертого участка трассы М12 (Москва–Нижний Новгород–Казань) в Арзамасе. А вместе с тем и поздравит победителя выборов губернатора, которые состоятся уже в эти выходные.
Наибольшие шансы у действующего главы Глеба Никитина. При этом самого Никитина в последнее время можно записать в клиентелу вице-премьера Марата Хуснуллина, набравшего колоссальный аппаратный вес. Судя по всему, амбиции Марата Шакирзяновича идут выше текущей должности - впоследствии он может потеснить Михаила Мишустина и стать Премьером.
А пока что Хуснуллин аккумулирует ресурсы и расставляет верных себе людей на ключевые позиции в российских регионах. Подробности в материале корреспондента The Moscow Post в Нижегородской области.
Слишком часто компании, которые могут иметь отношение к Хуснуллину, стали выигрывать крупные контракты в Нижегородской области. Четвертый участок М12 строила компания "Автобан ДСК". Ключевой бенефициар и руководитель - Алексей Андреев. Стоимость контракта свыше 30 млрд рублей.
Отметим, что сроки строительства трассы затягивались, а у Счетной палаты возникали вопросы по поводу выкупа земель. Аудиторы обнаружили признаки коррупционных нарушений в действиях "Автодора" (заказчик), который в Правительстве курирует Хуснуллин. Тогда в бюджете госкомпании обнаружили "дыру" в 130 млрд рублей.
Поговаривают, что Андреев может быть близок к Марату Хуснуллину. Ранее он трудился руководителем Департамента строительства автомобильных дорог и методологии проектирования Министерства транспорта РФ, был вхож в кабинеты Правительства, а впоследствии очень хвалил Марата Шакирзяновича перед Владимиром Путиным.
Именно после того, как Хуснуллин стал вице-мэром Москвы, "Автобан" Андреева стал получать огромные госконтракты, включая строительство федеральных трасс. Их общий объем превысил 181 млрд рублей. Кроме того, Андреев бывший депутат ХМАО, выходец из "Тюменской матрешки" - точно также, как Сергей Собянин, бывший шеф Марата Хуснуллина.
С Андреевым связывали немало скандалов, о чем ранее писал The Moscow Post. Тогда мы предполагали, что протекцию ему может оказывать как раз Сергей Собянин. Сейчас же Хуснуллин обошел своего шефа по многим позициям. Среди прочих, забрал на себя всю тему строительства метро в России и Москве в частности, с огромными вливаниями из бюджета.
И зачастил как раз в Нижегородскую область, где, кажется, хорошо сработался с Глебом Никитиным. Один из первых визитов Хуснуллина в качестве вице-премьера летом 2020 года состоялся именно в Нижний Новгород.
Марат Хуснуллин и Глеб Никитин. Фото: правительство Нижегородской области
Тогда он почти сразу согласовал с Никитиным расположение той самой трассы "Москва-Нижний-Новгород-Казань" на территории региона. Впоследствии этот подряд и получил "Автобан" Андреева. А в мае 2023 года Хуснуллин нахваливал Никитина перед Президентом за реализацию инфраструктурных проектов.
По слухам, Хуснуллин и Никитин и вовсе могут быть друзьями. Учитывая высокие шансы на переизбрание Никитина, вице-премьер явно делает на него ставку в будущих аппаратных конфликтах уже на федеральном уровне.
"Подружиться" с турками
Регион "обхаживают" и другие компании, которые могут быть близки к Хуснуллину. В марте 2023 года правительство субъекта заключило договор с ООО "Монотоек Строй" на строительство IT-корпуса для Нижегородского госуниверситета. Стоимость - 41 млрд рублей. Это один из крупнейших, имиджевых проектов губернатора Никитина.
"Монотоек Строй" на 50% принадлежит ООО "Аметист Групп", треть которого у Марата Хафизова. С 2017 по 2020 годы Хафизов возглавлял АО "Москапстрой" - бывшую структуру московского правительства, одного из ключевых заказчиков столичной мэрии с объемом госконтрактов в 27 млрд рублей в качестве поставщика и 7,3 млрд. в качестве заказчика.
Фото: Rusprofile.ru
К слову, именно при Хуснуллине "Москапстрой" разделили. В 2011 году из нее выделили "Москапстрой-ТН", владельцем которого стал Леонид Моносов. Последний - экс-сотрудник мэрии и бывший же вице-президент АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Мог ли Хуснуллин благодаря этому заручиться поддержкой олигарха?
Фото: Rusprofile.ru
Впоследствии "Москапстрой" выкупил ГУП "Мосинжстрой", в котором к тому моменту трудилось много земляков и коллег Хуснуллина еще по правительству Татарстана. Кроме того, двух других учредителей ООО "Аметист Групп", Рустама и Руслана Салимшиных тоже связывают с Хуснуллиным.
Интересен и другой совладелец "Монотека" - это турецкая компания "ТЕКНИКОН ЯПЫ АНОНИМ ШИРКЕТИ". При Хуснуллине турки вообще усилили свои позиции на российском строительном рынке. Можно вспомнить компанию ANTTEQ, которая занималась строительством инфраструктуры для метров Москве на субподряде у одной из строительных компаний. Закончилось все ЧП на объекте, о чем ранее рассказывал The Moscow Post .
Одеяло на себя
Хуснуллин продолжает расставлять своих людей и в других регионах. В Смоленской области новый врио главы субъекта Василий Анохин в прошлом был заместителем его секретариата, а в последнее время до назначения возглавлял департамент регионального развития аппарата Правительства, т.е. работал напрямую с самим вице-премьером.
Департамент был создан по указанию Хуснуллина, Анохин стал первым его главой. Через это подразделение проходили госпрограммы по развитию Крыма, Кавказа, Арктики, инфраструктурные мегапроекты.
Нельзя забывать о том, что и министр строительства РФ Ирек Файзуллин - давний соратник и коллега Марата Шакирзяновича. В Татарстане при Хуснуллине он был замминистром строительства, главным архитектором Республики и гендиректором ГУП "Татинвестгражданпроект" (предприятие курировал Хуснуллин).
При этом резкий "взлет" аппаратных возможностей Хуснуллина наблюдался не с 2020 года, когда он получил новые полномочия, а в 2022 - как раз после пандемии, за шефство над решением проблем которой соревновались Михаил Мишустин и Сергей Собянин. Оба проиграли, а Хуснуллин усилился.
Как раз в 2022 году главой "Роскадастра" стал Владислав Жданов. С 2021 года он возглавлял ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". Председателем наблюдательного совета "Роскадастра" является Марат Хуснуллин.
Тогда же был утвержден состав набсовета, куда кроме Хуснуллина вошел руководитель "Росреестра" Олег Скуфинский, управляющий директор "ДОМ.РФ" Анатолий Азизов и глава Комитета Госдумы по имущественным отношениям Сергей Гаврилов. Они тоже могут входить в клиентелу вице-премьера? В сети пишут, что и глава Росимущества Вадим Яковенко будто бы является человеком, лояльным лично Хуснуллину.
Таким образом, Хуснуллин аккумулировал у себя громадные полномочия, которых нет и не было у его бывшего шефа Сергея Собянина. Тот тоже, как считается, любит расставлять верных себе людей в регионах и правительственных учреждениях.
Интересно и то, как Хуснуллин пользуется своими полномочиями. Его очередная инициатива касается изъятия земель у федеральных госучреждений - без согласования с профильными министерствами. Т.е. он "тянет одеяло на себя".
Фото: https://t.me/maydecree/5907
Процедуру по экспроприации неиспользуемой недвижимости (или условно неиспользуемой) будет проводить "Росимущество", которое собираются наделить расширенными полномочиями. Механизм изъятия Хуснуллин подсмотрел у Мутко - "ДОМ.РФ" уже занимается поиском, оформлением и продажей привлекательных земельных участков.
Помнят и другие инициативы Хуснуллина, которые куда больше подошли бы Премьеру. Среди прочих, Марат Шакирзянович предлагал масштабировать программу реновации жилья в Москве на всю страну. Более резонансное заявление - мнение Хуснуллина о необходимости сократить число регионов РФ путем их укрупнения. О подобных вещах у нас в стране, как правило, высказывается даже не Премьер, а Президент.
Все это свидетельствует об одном - у Марата Хуснуллина огромные амбиции, которые идут явно дальше вице-премьерского кресла. Поэтому Мишустину стоит беспокоиться. Что же касается Сергея Собянина, то он стремительно теряет шансы занять должность главы Правительства. И, похоже, вскоре может смириться с тем, что его обошел собственный протеже.