Под крылом полпреда: почему главе "Доброфлота" Ефремову все сходит с рук
Едва оправившись от скандалов с контрабандой и предполагаемым картельным сговором, Ефремов стал добиваться "особого" отношения к своему бизнесу. Ему в этом может помогать вице-премьер по Дальнему Востоку Юрий Трутнев.
Рыбопромышленная компания "Доброфлот" Александра Ефремова направила обращение в Правительство РФ с просьбой изменить условия субсидирования грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП). Ефремов хочет, чтобы операторы рефрижараторных судов получали деньги из бюджета, покрывая часть затрат, тогда как сегодня такой режим действует только для "Росатома".
Развитие СМП - стратегическая задача, поставленная Президентом. Однако в любом случае на такую поддержку может рассчитывать только ответственный бизнес. Тогда как "Доброфлот" господина Ефремова едва ли не регулярно фигурирует в самых разных скандалах, включая постоянные споры с госрегуляторами, суды и даже уголовную историю.
ГК "Доброфлот" объединяет различные предприятия рыбной отрасли, в том числе АО "Рыболовецкий колхоз "Новый мир", АО "Южморрыбфлот", ООО "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод" и ООО "Примрыбфлот". Ежегодно производит 170 млн банок рыбных консервов - это один из крупнейших производителей этой продукции в стране. У компании 21 единица собственного флота, в том числе 15 рыбодобывающих судов, 3 рыбоперерабатывающих плавзавода, 3 транспортных судна-рефрижератора.
Проситель с рыбным запашком
Однако, огромной доли на рынке и неплохих прибылей Александру Ефремову, видимо, мало: теперь он добивается бюджетной поддержки для перевозок по СМП. При этом он вообще любит обращаться в Правительство и другие инстанции с просьбами оказать поддержку его бизнесу или защитить в конфликтных ситуациях.
Их у "Доброфлота" и Ефремова хоть отбавляй. Можно вспомнить, как в 2021 году он добивался поддержки полпреда Президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева в споре с "Россельхознадзором". Последний ограничил экспорт продукции плавзавода "Залив Востока", а также завода "Южморыббфлот" в Китай. Обе компании входят в ГК "Доброфлот".
Сделано это было по результатам проверки - в деятельности обоих предприятий обнаружили нарушения, которые особенно обеспокоили китайских импортеров продукции Ефремова. И это далеко не первый раз, когда Ефремов конфликтует с регуляторами и просит поддержки у Трутнева и всех, кого можно.
Александр Ефремов (крайний справа) регулярно пытается что-то "выпросить" у властей. Фото: https://primamedia.ru/news/940519/
Куда более серьезные проблемы у Ефремова возникли за год до этого. В 2020 году в отношении сотрудников его ГК было возбуждено сразу несколько уголовных дел по фактам контрабанды рыбы и уклонения от таможенных платежей. Сопровождалось это все масштабными обысками в офисе "Доброфлота", сообщало РИА "Новости".
Было установлено, что в 2015 году в порт Находка в адрес ЗАО "Южморрыбфлот" были ввезены две крупные партии тихоокеанской сайры. Сайра-сырец была добыта иностранными морскими судами, перегружена на плавзавод "Всеволод Сибирцев", на котором подвергнута частичному потрошению и заморозке.
В Находкинскую таможню ввезенная продукция была заявлена ЗАО "Южморрыбфлот" как товар Евразийского экономического союза, изготовленный на плавзаводе, и, следовательно, не облагаемый таможенными платежами. Т.е., похоже, "Доброфлот" ранее сам мог пытаться "облегчить" свою бизнес-ношу таким вот хитрым способом. А теперь просит денег прямо из казны.
В случае с возбуждением дел, Ефремов почти моментально написал письмо в социальных сетях, адресованное тому же полпреду Юрию Трутневу. Тот заметил и дал поручение изучить обстоятельства проверок. Судя по всему, ситуацию просто замяли. И зачем это Трутневу, если он "не в интересе"?
И это не первое уголовное дело, связанное с "Доброфлотом". Еще в 2016 году Находкинская таможня возбуждала производство по фактам контрабанды и уклонения от уплаты налоговых платежей при ввозе тихоокеанской сайры. Тогда предполагаемой суммой ущерба называли более 11 млн рублей. Однако, в 2017 году дело неожиданно прекратили из-за состава преступления, что немало озадачило таможенников.
В 2020 году хозяин "Доброфлота" пытался переложить на таможню ответственность за беспошлинный ввоз продукции из иностранной сайры, однако потерпел поражения в судах. А упирал он там на "социальную значимость" его производства для обеспечения продовольственной безопасности. Не на это ли упирает в случае с перевозками по СМП?
В 2022 году АО "Южморрыбфлот" Ефремова не смогла оспорить постановление Шереметьевской таможни о привлечении общества к административной ответственности за недостоверное декларирование ввозимых товаров. Правонарушения выразилось в несоответствии заявленных сведений с представленными товаросопроводительными документами, в части недовключения транспортных расходов.
Фото: https://t.me/trepangdv_exclusive/4466
Любил "Доброфлот" жаловаться и тем самым регулятором, которые обращали внимание на его деятельность. В 2021 году он жаловался в Роспотребнадзор на наплыв фальсифицированных консервов из сайры на российском рынке, что могло быть банальной борьбой с конкурентами. Отдельного внимания Ефремова тогда якобы удостоился консервный завод в Лакинске Владимирской области.
При этом лучше бы Ефремов следил за соблюдением всех норм и правил в своих активах. Во время пандемии на ООО "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод" (входит в ГК "Доброфлот") у сотрудников обнаружили COVID-19. И еще вопрос, не попала ли зараза в продукцию.
Трутнев "в интересе"?
Практически по всем скандалам Доброфлота красной нитью проходит фигура Юрия Трутнева. Он не просто реагирует на все обращения и письма "Доброфлота". Складывается ощущение, что он и подотчетные ему структуры благоволят компании. При этом Трутнев давно избавился от своего собственного бизнеса. В Сети пишут, будто бы никто достоверно не знает, где он берет деньги. Например, в 2018 году он стал богатейшим чиновником Правительства, заработав свыше 500 млн рублей.
Трутнев не просто обращает внимание на нужды "Доброфлота", он едва ли не регулярно бывает на его предприятиях. Стоит напомнить, что именно по линии Агентства инвестиций Дальнего Востока реализовывался проект "Доброфлота" по созданию крупного рыбопромышленного предприятия в Большом Камне. Его строительство было согласовано Агентством с Росрыболовством по принципу "квоты в обмен на инвестиции". Квоты Ефремов получил. Т.е. те переработчики, которые не имеют средств на реализацию таких задач, могут не рассчитывать на поддержку Правительства?
К слову, строил Ефремов тоже не совсем не свои: кредитную поддержку ему оказал ВТБ под руководством Андрея Костина. И это же госбанк обязался помочь с финансами в дальнейшем развитии рыбного кластера в Большом Камне.
Менее, чем через два года там же, в Большом Камне, при поддержке Агентства для "Доброфлота" был возведен крупнейший "холодильник" рыбы в регионе. И на обеих объектах успели побывать Юрий Трутнев и его давний соратник, глава Агентства Алексей Чекунов. О "подвигах" последнего ранее писал The Moscow Post.
А в 2020 году в Агентстве прошли масштабные обыски. Их причины не пояснялись. По результатам не было возбуждено никаких уголовных дел. Но после них деятельность Агентства начали быстро сворачивать, пока структур окончательно не ликвидировали. Поговаривают, что там могли найти крупные коррупционные нарушения, но Трутнев якобы отвел беду. Возможно, это была "чистка хвостов", ухватившись за один из которых, можно было выйти на "Доброфлот". В любом случае возможная заинтересованность Трутнева в успехах компании крайне подозрительна.
Впрочем, все вопросы стали проясняться, когда наш источник, близкий к полпреду пожелавший анонимным. Рассказал, что Ефремов давно считается человеком Трутнева. "У них есть общие бизнес-интересы" - утверждает источник
"Подстава" для "Композитного кораблестроения"
Нельзя забыть еще одну историю, связанную с уже упомянутым Ливадийским заводом "Доброфлота". Речь о конфликтной ситуации последних лет, в которой участвовали компании "Доброфлота" - с судостроительной компанией ООО "Композитное кораблестроение" (КК) из Приморья
В феврале 2020 года между ООО "КК" и ООО "Рыбокомбинат "Островной" (входит в АО УК "ДВ Рыбак") был заключен судостроительный контракт, предметом которого являлось строительство судна, являющегося объектом инвестиций. Его строительство осуществляется заказчиком в целях приобретения права на добычу водных биологических ресурсов по рыбным квотам. Для этого было необходимо построить на российской верфи судно, которое отвечает необходимому классу.
КК арендовал площади на "Ливадийском РСЗ" Ефремова. Причем, заключив договор аренды помещения с "Ливадийским РСЗ", КК внесло обеспечительный платеж за цех. Однако, вскоре ООО "Ливадийский РСЗ" уведомило о возможности досрочного расторжения договора аренды цехового помещения, а на компанию стало оказываться давление.
Кроме того, собственник КК Сергей Волошин выяснил, что стоимость аналогичных судов компании, строящихся на "Ливадийском РСЗ" примерно на 30% больше, а скорость сборки - на 40% больше. По подозрению хозяина КК Сергея Волошенко, компания могла столкнуться с недобросовестной конкуренцией, когда через заказчика оказывают давление на производство. Об этом писало издание KONKURENT.RU .
Впоследствии же оказалось, что вопрос с квотами решен - права на квоты "Островной" получил 7 июля 2020 года. Неужели, как говорят в народе, "порешали"? И в этот же день "Островной" разорвал контракт с КК. В результате у структуры возникли серьезные финансовые осложнения. Сейчас компания находится в состоянии банкротства.
Разумеется, Волошин пошел в суды, требуя с "Доброфлота", Росрыболовства и "Агентства Дальнего Востока" по привлечению инвестиций (которое курировал Юрий Трутнев) более 600 млн рублей прямого ущерба и упущенной выгоды. В КК считали, что действия этих лиц носили согласованный характер.
Фото: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/538e3a44-631c-4de3-b57f-0f23e40d90f4/1a5dff9b-4757-459c-978c-c9ee9c33d795
Однако в суде посчитали иначе. Иск КК был отклонен, а позицию ответчика поддержали все ведомства, заявленные участниками процесса. Итогом стало то, что Волошин практически лишился возможности нормально вести бизнес.
Это далеко не весь список конфликтов, скандалов и жалоб, связанных с "Доброфлотом" и претензиями Ефремова на лавры крупнейшего рыбопромышленника страны. На этом фоне очень странно звучат его просьбы оказать поддержку собственному бизнесу по линии государства. И уж тем более, связанные с Северным морским путем, стратегическим проектом России в северных водах.
Может, для начала Ефремову стоит навести порядок в своих компаниях, а потом и ходить по Белому дому с протянутой рукой? Тем более, что бедствующим его точно не назовешь.