Несис в Мисевре дал угля: бизнесмены "отжимают" за 283 га сахалинского леса
Угольный разрез "Восточной горнорудной компании" требует в аренду более 283 га сахалинских лесов. Власти региона, видимо, памятуя подвиги Мисевры, против передачи. Спор дошёл до суда.
Компания бизнесмена с неоднозначной репутацией Олега Мисевры, где доли также имеют (через цепочку владения) физлица, связанные с группой "ИСТ" Александра Несиса, требует с сахалинского агентства лесного и охотничьего хозяйства в аренду лесные угодья общей площадью более 283 га. Власти в предоставлении земли уже отказали, но "Солнцевский угольный разрез" пошёл в суд.9 октября 2023 года арбитраж планирует рассмотреть иск ООО "Солнцевский угольный разрез" (СУР) к областному агентству лесного и охотничьего хозяйства, которое ранее отказалось согласовывать выделение в аренду лесного участка площадью 283,6 га. И, судя по всему, это второй отказ в 2023 году от лесного ведомства выделить огромный лесной участок. Леса фирма-угледобытчик просила для геологоразведки, поиска и оценки месторождения.
О причинах отказа выделять участок, пока не сообщалось, но, вероятно, не последнюю роль играет отношение дивизиона к природе и многочисленные претензии надзорных ведомств. Не зря же на сентябрь 2023 года намечена целая пачка проверок.
Помимо этого, были к фирме и претензии у Росрыболовства, касающиеся реки Желтая. В 2018 году фигуранта поймали почти за руку за "загрязнение водного объекта, р. Майская, загрязняющими веществами в составе сточных вод, поступающих с нагорной канавы ООО "СУР". Ростехнадзор так и вовсе стал частым гостем на СУР. В 2020 году он выявил многочисленные нарушения, в том числе связанные со сливом не очищенной воды в реку.
В августе ведомство, подконтрольное Минприроды также пыталось взыскать почти 99 млн рублей ущерба, причинённого реке "в результате схода вскрышных пород от добычи угля открытым способом с территории" СУР, что привело к перекрытию русла реки и затоплению близлежащей территории. Суд госведомство тогда проиграло (причиной называлась добровольная компенсация ущерба). Лесное агентство, в свою очередь, тогда требовало компенсировать ущерб лесу. Но сам факт порчи тогда не оспаривался. И кто же в здравом уме при таких вводных снова даст Мисевре гектары лесных угодий?
А кто бенефициары?
ООО "Солнцевский угольный разрез" управляет и владеет ООО "Восточная горнорудная компания" (ВГК). Последнее в свою очередь на 99% в собственности МК ООО "Алтрасо Венчурз", а также доли имеют глава совета директоров ВГК Олег Мисевра и московское ООО "Тетраэкономальянс".
При этом в 2021 году крупным бенефициаром, в том числе через офшор "Алтрасо Венчурз", был сам Мисевра. В августе 2022 года на острове Русский (Владивосток) был зарегистрирован одноимённый "российский офшор", чьим учредителем стали МК ООО "Лаццио Коммерс" и ООО "Тетраэкономальянс". А в отчётности появилось заявление о том, что ныне бенефициаров будут скрывать, опасаясь санкций. Занятные сказки, как на наш взгляд.
Таким образом, бенефициарами СУР, по нашему мнению, можно считать бывшего партнёра олигарха Андрею Мельниченко по СУЭК - Мисевру и владельцев ООО "Тетраэкономальянс". Среди последних выходцы из группы "ИСТ", которую возглавляет Александр Несис, известный читателям The Moscow Post по ряду историй, в том числе о судьбе активов группы Polymetal.
Итак, владельцы "Тетраэкономальянс": один из основателей группы "ИСТ", экс-замглавы ГУП "РОСТЭК" при таможенном комитете России Игорь Цыплаков, бывшая замминистра имущественных отношений РФ Зумруд Рустамова, занимавшая руководящие посты в "Нафта Москва" Сулеймана Керимова, ОАО "Полиметалл" и группе "ИСТ", а также экс-гендиректор ООО "Ист-Капитал", фигурировавший в СМИ как лицо, связанное с компанией "Лента", Дмитрий Бодунов и Елена Добринова, вероятно, родственница Николая Добринова - вице-президента группы ИСТ, главы наблюдательного совета Номос-банка.
Мисевре к скандалам не привыкать?
ВГК и Мисевра на Сахалине притча во языцех, так как успели примелькаться в целом ряде скандалов.
Вспомнить хотя бы историю с шахтой "Ударновская" из дивизиона ВГК, которая в 2014 году получила господдержку из бюджета (шутка ли, поговаривали о целом миллиарде), а уже в 2017 году была закрыта и обанкрочена. При этом к моменту господдержки шахта была несколько лет убыточной, имела долги по зарплате и зарплатное уголовное дело. И при таких вводных Александр Хорошавин, что был тогда губернатором, всё равно поддержал выделение средств. Откуда такая щедрость?
Как итог, бюджетный транш растворился где-то в неизвестности, но никто из высоких договаривающихся сторон за это не ответил.
К слову, в марте 2023 года было ликвидировано и ООО "УК "Сахалинуголь", через которое шахта входила в ВГК (опять же через офшор - "Аэтон коммеришиал ЛТД"). Так может те бюджетные миллионы (а то и весь миллиард) в офшоре, что так любимы олигархом, и нужно поискать?
И кстати, "Сахалинуголь" как раз и был одним из соучредителей ВГК, совместно опять же с офшором - KLOMATINO INVESTMENTS LTD. Очень уж полюбил бизнесмен кипрскую прописку. Не удивимся, если и паспорт островной у него уже давно есть.
Отметился Мисевра и в истории о том, как Александр Несис, Ростех и Росатом "распределяли" богатейшие месторождения, часть доли одного из которых (Томторского месторождения редкоземельных металлов в Якутии) была заложена кипрскому офшору. После публикации "Ростех" вышел из проекта, а Мисевра засветился.
Но самый показательный скандал произошёл в 2021 году и прогремел на всю страну. Два года назад произошёл сход породы в Углегорском районе - на одном из угольных разрезов ВГК. Местное издание "Углегорские новости" выпустило критичный видеосюжет, а дальше началось натуральное варварство в стиле барских замашек 90-х: редакцию обесточили, а главного редактора Зинаиду Макарову спешно уволили. Неужели, г-н Мисевра обиделся на правду и пошёл на такие грязные меры?
И, кстати, когда на СУРе сдавали очистные губернатор Валерий Лимаренко заявлял, что он видит "прекрасный пример того, как можно сочетать развитие производства с бережным отношением к окружающей среде". И спустя несколько месяцев на том же разрезе — ЧП, после которого пришлось вводить режим повышенной готовности, так как из-за схода породы в реку Желтая могло затопить пару сёл. Вот вам и бережное отношение!
При этом СУР несколько лет назад получал госсубсидии на реализацию своего инвестпроекта, а в те годы среди цепочки владения как раз вовсю резвились офшоры. В свете этого теперь вопросы назрели уже и к Лимаренко.
Мисевре закон не писан?
Зарабатывающие на сахалинских недрах миллиарды рублей предприятия дивизиона ВГК, где свой куш имеет и Мисевра, не гнушаются и госконтрактов. Например, та же ВГК в 2019 году продала Минимуществу Сахалина за 87,6 млн рублей здание, а в 2020 году поставила местной больнице за 5 млн рублей нужный прибор (а могли бы и благотворителем побыть!) СУР - исполнитель госконтрактов на 134 млн рублей, а ООО "Угольный морской порт Шахтёрск" (в собственности ВГК) - любимый подрядчик ФГУП "Росморпорт". Кстати, в порту в 2022 году нашли нарушения и оштрафовали ООО. Впрочем, не в первый раз - за год до этого Сахалинская таможня и вовсе выписала штраф на 139 млн рублей (снизили через суд до 99 млн рублей) за нарушение таможенной процедуры.
Как мы можем видеть, компании Мисевры демонстрируют порой довольно лёгкое отношение к закону, потому не удивительно, что лесное агентство Сахалина сопротивляется и отказывается выделять гектары лесных угодий. Восстанавливать их потом после угледобытчиков кто будет? Областная казна не резиновая.