«Тюремщик» дальнего плавания. Бывшего куратора СИЗО и колоний Александра Смирнова «сплавляют» в море
Он прошёл должности советника бессменного главы Минюста РФ Александра Коновалова, зама директора Федеральной службы исполнения наказаний, а потом в ранге замминистра юстиции (даже с приставкой «первый») курировал деятельность ФСИН. Некоторое время Смирнова прочили в кресло самого директора ФСИН, однако эта кадровая комбинация не удалась.
Александру Смирнову пришлось покинуть Минюст в 2014 году на фоне многочисленных коррупционных скандалов в зоне его должностной ответственности. Несмотря на формальный разрыв с пенитенциарной системой, «наследство Смирнова» до сих пор представляет интерес для ревизоров и правоохранителей, включая ФСБ. «По многим эпизодам сроки давности истекут ещё не скоро, там есть что копать», - уверяет собеседник редакции «Компромат-Урал» во влиятельном силовом ведомстве.
После ухода из Минюста господину Смирнову удалось сохраниться на госслужбе, ему нашлось место в руководстве административного департамента в аппарате Правительства России. На Краснопресненской набережной наш герой задержался лишь на три года. Полтора месяца назад произошло окончательное расставание с государственной службой. Александр Смирнов осел в ФГУП «Росморпорт», в подчинении у гендиректора, выходца из Минтранса Андрея Лаврищева (ИНН 771514696416) он будет отвечать за взаимодействие с органами исполнительной власти. «Андрей Васильевич пока даже не подозревает, какого «фрукта» ему навялили на позицию зама», - иронизирует источник редакции «Компромат-Урал». Наши инсайдеры обещают предоставить новые материалы для опубликования и составления обращений в компетентные органы.
Ольга Смолина
«Компромат-Урал»
***
ЧАСТЬ 2. СЕМЕЙНЫЕ ТАЙНЫ: РОДСТВЕННИКИ АЛЕКСАНДРА СМИРНОВА ХОРОШО УСТРОИЛИСЬ
В декабре прошлого года Александр Смирнов перешёл с должности заместителя директора административного департамента Правительства Российской Федерации на должность замдиректора по работе с органами исполнительной власти ФГУП «Росморпорт». Назначение это могло бы показаться почти идеальным – резюме Смирнова, успевшего поработать на высших должностях в МВД, ФСИН и Минюсте, выглядит на зависть. Вот только не нашлось в нём места многочисленным скандалам, которые сопровождают трудовую биографию чиновника.
В прошлом материале мы рассказали о гигантских хищениях, которые совершались в ФСИН в то время, когда тюремное ведомство от лица Минюста курировал Александр Смирнов. Теперь в новые обязанности Александра Александровича входит организация взаимодействия и представление интересов предприятия в федеральных органах исполнительной власти РФ. Собственно, работа эта Александру Александровичу знакомая и, надо полагать, любимая. Жизнь вообще благоволит Смирнову: дом – полная чаша, покладистая жена, удачно вышедшая замуж дочь… Единственное, что, похоже, омрачает существование чиновника – непутёвые родственники. Куда ни пристроятся его многочисленные племянники и кумовья, везде у них не ладится. Подводят, так сказать, заслуженного государственного деятеля. О неоднозначных бизнес-интересах родни Александра Смирнова, сопровождающихся откровенным нарушением статей Уголовного кодекса, читайте в продолжении нашего журналистского расследования.
Племянники и дядя
В 2008 году некий бизнесмен Пётр Тиньгаев решил открыть автосалон, зарегистрировав ООО «БалтАвтоТрейд». Вот только денег на ремонт здания у него не было. Через своего друга Артёма Шейкина, племянника Смирнова, Тиньгаев знакомится с Антоном Постольниковым, ещё одним племянником Александра Александровича, но уже по линии супруги. Постольников одалживает Тиньгаеву 15 млн рублей на ремонт здания будущего автоцентра БМВ, и Тиньгаев эти деньги честно возвращает. В 2010 году Тиньгаев и Шейкин организуют «БалтАвто Трейд Ф», чтобы от имени общества открыть дилерский центр «Фольксваген». В строительство временного автосалона Постольников вкладывает 50 млн рублей, становясь полноправным участником организации. Далее «БалтАвтоТрейд Ф» обязан построить постоянный автосалон, на что требуется около 1 млрд рублей. Тиньгаев требует деньги с компаньонов. Но Шейкин сразу же покидает предприятие, а Постольников выделяет 75 млн, а потом также прекращает инвестирование и требует с Тиньгаева 400 млн рублей. Постепенно бывшие партнёры приходят к консенсусу: Тиньгаев обязуется выплатить 315 млн рублей, 100 из которых он планирует отдать автомобилями «Фольксваген» и БМВ.
Вскоре Постольников организует ООО «Стрит Кар», после чего получает возврат НДС более чем на 11 млн рублей за автомобили, которые он, похоже, даже не оплачивал.
Сейчас Антон Постольников, объявленный в федеральный розыск по подозрению в мошенничестве, находится в США, где укрывает вывезенных из России с возможным нарушением закона малолетних детей от первого брака. Кстати, в истории о мошенничестве вместе с Постольниковым проходит и его тётушка – супруга Александра Смирнова Елена Борисовна. Кроме доли в «Стрит Каре» Смирновой принадлежат части компаний «ПБ Технолоджи», ООО «Медиа группа Экспресс Сервис» и ООО «Агентство Экспресс Сервис». Организации эти роднят не только их владельцы – жена и племянник бывшего замминистра Смирнова, но и миллиардная выручка при минимальной прибыли, а то и убытках. В общем, опять «привет, налоговая».
А вот ещё одна история. В 2010 году партнёром Петра Тиньгаева по автобизнесу становится знаменитый футболист Андрей Аршавин. Аршавин называет Тиньгаева хорошим человеком и рассказывает, что знает его с детства и даже играл с ним в футбол. К 2015 году Тиньгаев полностью выкупает долю Аршавина. Перекупив акции футболиста, Тиньгаев, по версии следствия, продолжает пользоваться его именем: предоставляет в Сбербанк договор поручительства с поддельной подписью спортсмена, добывая льготный кредит на 500 млн рублей. В общем, неизвестно, насколько хорошим футболистом в детстве был Петя Тиньгаев, но вот с описанием его человеческих качеств Андрей Аршавин, похоже, явно прогадал. В 2014 году происходит очередной экономический кризис, банки требуют денег, но денег у предпринимателя нет, и он, по-видимому, продаёт машины по 3–4 раза, но ни один из покупателей не видит своего автомобиля. Не это ли создание пирамиды? В итоге часть счетов Андрея Аршавина, который по бумагам выступает поручителем, замораживают, и ему приходится судиться с бывшим приятелем.
К чему вся эта история? Удивляют даты: до увольнения Александра Смирнова с поста замминистра у нечистого на руку Тиньгаева не было проблем с бизнесом. Совсем как в случаях с бывшими коллегами Смирнова по ФСИН Леонидом Реймером и Олегом Коршуновым – об этом мы рассказывали в первой части расследования. Бесстрашие в зачистке государственных авуаров у этих людей, кажется, в крови. Кстати, есть одно «но»: во всех компаниях уважаемого Петра Вячеславовича числится группа товарищей: Постольников Антон Александрович, Савченко Александр Александрович, Шейкин Артём Геннадьевич, Смирнова Елена Борисовна, Смирнова Татьяна Александровна. Кто эти люди? Это близкие Александра Александровича Смирнова, в том числе жена и дочь.
Как облапошили звёзд «Зенита»
Есть и другая история с теми же участниками и одним новым лицом – некоей Викторией Ковбой. Она же Дольникова, Голубева, Вербицкая и Ефимова, ещё в 1999 году объявленная в розыск за растрату. В 2006 году, получив новый паспорт и фамилию мужа, Виктория Валерьевна Ковба появляется в Санкт-Петербурге. Официально зарегистрированного бизнеса она не имеет, зато её супругу Ковбе Сергею Николаевичу принадлежит сразу несколько фирм – ООО «Невский проспект», ООО «Аризона», ООО «Вултар», ООО «Звезда». Виктория Ковба принимается строить финансовую пирамиду с недвижимостью, собрав около миллиарда рублей. При этом часть объектов недвижимости, перепродаваемых Ковбой, в какие-то моменты времени были оформлены всё на тех же Шейкина и Постольникова – племянников Александра Смирнова, в 2003–2008 годах работавшего в администрации президента России.
Мошеннический бизнес строился по классической схеме. Ковба занимала у клиентов деньги под огромные проценты и через некоторое время заём с процентами возвращала. Постепенно ей доверяли всё большие суммы, но многомиллионные займы в отличие от «мелочовки» Ковба не отдавала. Кроме того, агентство недвижимости «Невский проспект» занималось подбором недвижимости для инвестиций. В частности, её клиентами стали футболисты питерского «Зенита» – им Ковба предлагала выкупить дома в элитном коттеджном посёлке, который, впрочем, строить вовсе не собиралась. Официально от её обмана в 2006–2007 годах пострадали 12 человек. Так, Вячеслав Малафеев лишился 27 млн рублей, бывший капитан команды Анатолий Тимощук – 21 млн 570 тыс., нападающий Павел Погребняк –13 млн 500 тыс., а полузащитник Александр Горшков – 7 млн 750 тыс. рублей.
В 2008 году против Виктории Ковбы заведено уголовное дело по статье «мошенничество», а в 2011-м за хищение более чем 200 млн рублей Ковба была приговорена к 5 годам лишения свободы. На суде она раскаялась в содеянном, но свою фирму признать банкротом отказалась, в связи с чем вкладчики так и не смогли получить страхового возмещения. При этом активное участие в «разруливании» претензий от кредиторов Ковбы принимал её компаньон Артём Шейкин. Такое участие привело к любопытному результату – похоже, что Шейкин получил судебное решение на взыскание с Ковбы 184 млн рублей в свою пользу. Не хочется повторяться, но довольно прозрачно видно, кто в итоге получил сверхприбыль от деятельности Ковбы и кто ему в этом мог помочь...
Шустрый молодой человек
На самом деле, Шейкин персонаж непростой. Молодой человек явно очень талантлив и недавно даже стал советником губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Судя по официальной биографии, Артём Геннадьевич ну чистой воды «стахановец»: экстерном окончил Благовещенский государственный педагогический университет, а в 2003 году, уже в Петербурге, поступил сразу в три вуза, сделав выбор в пользу Северо-Западной академии госслужбы и уже через год став дипломированным специалистом в области финансов. Вскоре Шейкин организует несколько успешных коммерческих предприятий, заодно успев защитить диссертацию, получить несколько дополнительных образований и даже поступить в докторантуру Санкт-Петербургского университета управления и экономики!
Конечно, такой умелец и коллекционер дипломов – просто находка. Но, видимо, впав в эйфорию от талантов нового советника, администрация губернатора не учла несколько моментов. Так, если верить www.online812.ru, в 2004 году Красносельский районный суд признал Шейкина виновным в даче взятки сотруднику ОБЭП. Сумма взятки несерьёзная – всего-то 1,5 тыс. рублей. По данным источника, эти деньги Шейкин хотел заплатить, чтобы замять дело о ведении бизнеса без лицензии. Однако, что называется, характеризует. Причём сведения о своей судимости Артём скрыл. Обнаружилась она в ходе выборов в петербургское Законодательное собрание, в которых он принимал участие, желая занять кресло депутата.
Также похоже, что Шейкин скрыл от общественности, как в 2009 году задолжал 50 млн рублей партнёру по бизнесу, после чего подал встречный иск, заявив, что не имеет средств для раздачи долгов и находится в тяжёлом материальном положении. Спустя год он попытался переписать на свою жену, бывшую гражданку Грузии, имущество, дабы избежать его ареста. В 2015 году у Шейкина, по-видимому, снова был суд по неисполнению договора займа. Когда же с предпринимательством совсем не задалось, Шейкин устроился в управделами президента – и понеслась карьера чиновника. Ещё бы – при таком-то дяде!
P.S. Впрочем, всё это дела прошлые. Назначение Александра Смирнова на пост замдиректора ФГУП «Росморпорт», похоже, открывает перед ним и его семьёй новые возможности, где на кону будет стоять круглая сумма – 30 млрд рублей. Читайте об этом в заключительной части нашего расследования в следующем материале.
Булат Поройков
«Мосмонитор»
***
ЧАСТЬ 1. ТЕФЛОНОВЫЙ ШУРИК: К АЛЕКСАНДРУ СМИРНОВУ НИЧЕГО НЕ ЛИПНЕТ
«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…». Быть может, именно эти строчки крутились в голове новоиспечённого заместителя генерального директора по работе с органами исполнительной власти ФГУП «Росморпорт» Александра Смирнова, когда в декабре прошлого года он подписывал свой трудовой договор с новым работодатедем в лице гендиректора ФГУП Андрея Лаврищева.
В статусе «народного слуги» Александр Александрович пребывал без малого 40 лет, а потому, судя по всему, давно ощущает себя полноправным хозяином Родины. Свою карьеру молодой Саша Смирнов начинал в 70-х простым милиционером патрульно-постовой службы. Вверх он шёл быстро и к 2017 году уже успел поработать в ГУВД Петербурга, Администрации президента, Федеральной службе исполнения наказания, Министерстве юстиции на должности первого замминистра, а также порулить административным департаментом правительства Российской Федерации. Можно сказать, фартило по жизни простому пареньку из Боровичей Саше Смирнову просто-таки нон-стопом. При этом присутствие Александра Александровича в органах исполнительной власти часто совпадало со скандалами, посадками и многотомными уголовными делами. Правда, в центре скандалов обычно оказывались близкие к Смирнову люди. А к нему самому не прилипает ничего – совсем как к тефлоновой сковородке. «Удивительно, с таким счастьем и на свободе!» – восклицал примерно в таком же случае Остап Бендер. Знаменитому комбинатору, впрочем, подобное и не снилось. Мы провели расследование, изучив неизвестные широкой общественности перипетии карьеры Александра Смирнова. В результате выяснилось много интересного о нём, его семье и его связях с людьми, ныне обретающимися в местах не столь отдалённых.
Соратники по тюремному ведомству
Взять хотя бы знакомого Смирнова и в прошлом его начальника, экс-директора ФСИН, а ныне сидельца Александра Реймера. С ним наш герой успел познакомиться достаточно близко в 2009 году. Смирнов трудился заместителем директора ФСИН, а затем занял кресло замминистра юстиции, курирующего тюремное ведомство. Летом 2012 года бывший главный тюремщик страны после скандальной отставки бежал в Израиль. Видимо, понял, что пора «рвать когти». Осенью 2014 года Владимир Путин освободил Александра Смирнова от должности. А вскоре Реймера выманили в Россию, обвинив в афере с закупками электронных браслетов для осуждённых. Следствие установило, что большинство браслетов попросту не работало, поскольку в них даже не было блоков для приёма спутникового сигнала. Кроме того, браслеты закупались по цене, завышенной в 5–6 раз. В результате из бюджета было похищено 1,27 млрд, а 140 млн получил лично экс-глава ФСИН.
Летом прошлого года Реймер был приговорён к восьми годам лишения свободы. При этом осталось за кадром, каким образом получилось осуществить эту миллиардную аферу. И то правда – почему в Минюсте не замечали, что происходит в подведомственной службе? Ах да, ФСИН же от лица Минюста курировал хороший знакомец Реймера Смирнов… Кстати, как писал осенью 2014 года «Коммерсантъ», решение Владимира Путина уволить Смирнова из Минюста как раз было связано с деятельностью ФСИН. Впрочем, «слуга народа» не остался без дела, тут же найдя себе должность в правительстве РФ. О ловкостях с завышением цен и о чистке бюджета людьми вокруг Александра Смирнова мы расскажем в следующих публикациях.
Под сенью «мохнатой лапы»
Совсем недавно, осенью 2017 года, за руку был пойман ещё один высокий чин из родного Смирнову ведомства – замдиректора ФСИН Олег Адольфович Коршунов. В своё время Коршунов сменил Смирнова, причём злые языки называли его чуть ли не смирновским ставленником. Адольфыча, как с трепетом именовали его подчинённые, газеты позже нарекут самым богатым тюремщиком страны. При обыске у него обнаружились коллекция дорогих часов, яхта, вертолёт, дома, причалы, автомобили... Хотя, казалось бы, как с зарплатой госслужащего скопить хоть на один Vacheron Constantin или простенький Mercedes? Оказывается, можно, причём собственную зарплату тратить совсем не обязательно.
Назначение Коршунова, надо сказать, сразу вызвало много вопросов. Во-первых, он человек сугубо гражданский, не чета бравым генералам. Во-вторых, Коршунову как-то сразу в ведение перепали все денежные ручейки ведомства: строительство, ремонт, производство, а также тюремная торговля. Как только интернет-магазины СИЗО перешли под контроль Коршунова, цены на продукты и товары для арестантов взлетели в разы. Полугнилые помидоры и огурцы стали стоить по 400 рублей, а один лимон продавался по цене килограмма. Сидельцы, осмеливавшиеся жаловаться на просрочку и взятые не просто с неба, а прямиком с Марса цены, тут же попадали в карцер.
Видя масштабы деятельности начальника, подчинённые ждали, что Коршунова вот-вот «закроют». Тем паче, что два года против Адольфыча звучали прямые показания. К примеру, проходивший по делу о мошенничестве директор консервного завода Павел Беликов, получивший из казны огромные деньги за продукцию, которую даже чисто теоретически не мог изготовить, недвусмысленно заявил, кто дал ему указания «облапошить» государство на миллиарды рублей. Но Олег Адольфович остался на свободе. Позже всплыла серия махинаций с госконтрактами – Коршунов, как выяснилось, заключал их с предприятиями-банкротами. И опять он остался на своём месте. Во ФСИН подозревали: всё это неспроста. Похоже, что Коршунова прикрывает «мохнатая лапа» высоко наверху.
Справедливость заглянула на огонёк во ФСИН 13 сентября 2017 года, когда против Олега Адольфовича всё же выдвинули обвинение по ч. 4 ст. 160 УК РФ – растрата в особо крупном размере. Произошло это примерно в то время, когда начальник административного департамента правительства РФ А.А. Смирнов готовился сдавать дела. Как говорит один известный телеперсонаж: «Совпадение? Не думаю».
P.S.У кого-то может возникнуть недоумение: неужели всего этого оказалось недостаточно, чтобы к Александру Смирнову возникли вопросы у компетентных органов? На самом деле это лишь малая часть неоднозначных эпизодов его жизни.
Семен Головецкий