Производство спирта и алкогольных напитков всегда было довольно прибыльным.
Особенно, если обходить требуемые государством нормы производства, упаковки, не говоря уже о нелегальных «разливайках». Недавно под жернова Росалкогольтабакконтроля попало тамбовское АО «Амбер Талвис» (почти на 75% подконтрольное SPI Group Юрия Шефлера).
Росалкогольтабакконтроль (РАТК) добивается в Тамбовском арбитражном суде аннулирования лицензии одного из крупнейших российских производителей спирта – тамбовского АО «Амбер Талвис», основным бенефициаром которого является небезызвестный Юрий Шефлер. Причиной стали проверки Генпрокуратуры, по результатам которых якобы обнаружили неучтённые объёмы выпуска продукта. До вердикта суда действие лицензии предприятия на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостановлено.
РАТК предъявил АО «Амбер Талвис» две претензии. Во-первых, пломбы на оборудование автоматических средств измерений и учёта спирта были нарушены. По утверждению РАТК, это позволяет «иметь доступ к продукту до приборов учета». Что, в свою очередь, может свидетельствовать о «нелегальном производстве и обороте спирта» в обход Единой автоматизированной системы учета (ЕГАИС). Во-вторых, «отчёты о производстве этилового спирта фиксировались до окончания отчётных суток», плюс к этому – расхождение данных по оборудованию и сведениям, отправленным в ЕГАИС. Обе эти претензии могут быть основанием для аннулирования лицензии. А между тем, тамбовский спиртзавод по меньшей мере до 2020 года входил в десятку крупнейших в России.
«Амбер Талвис», заявляя во встречном иске о недействительности решения о приостановке лицензии, просит возобновить производство. В качестве аргументов «спиртовики» говорят, что приостановка производства грозит недополучением почти 187 млн рублей ежемесячной выручки, невозможностью платить налоги и возможной перспективой увольнения более 200 сотрудников. И, якобы, завод уже получил претензии от трех покупателей (ООО «Тульский винокуренный завод 1911», ООО «Саранский ликеро-водочный завод» и ООО «Фортуна»). Но все эти аргументы не возымели эффекта. Почему? А, возможно, и по другим причинам.
Дело в том, что Юрий Шефлер, имея гражданство России (но проживая в Лондоне), является основным бенефициаром латвийской компании Amber Beverage Group. Последняя – крупнейший акционер АО «Амбер Талвис» (не прослеживаете схожесть в названиях?), с долей в 72,8%. По информации одного из СМИ, латыши 26 февраля 22 года объявили о поддержке некогда братской страны во время проведения СВО, и, якобы, компания регулярно финансировала ВСУ, в частности, внося денежные средства в рамках инициативы «Stand with Ukraine». Правда, по указанной в издании ссылке такой информации уже нет. Но в ряде СМИ сохранились цитаты: в которых были заявления, что «военные действия на Украине неприемлемы» для группы с прибалтийскими корнями и она будет «искать дополнительные возможности для оказания помощи ближайшим соседям».
А помогать, видимо, есть чем. АО «Амбер Талвис» за последние три года заработало более миллиарда рублей чистой прибыли. Только за 2022 год латвийская компания Amber Beverage Group получила из средств спиртзавода более 600 миллионов рублей в счет погашения долга по договору займа. В практике административных дел налоговые органы зачастую трактуют такие операции как схему вывода неналогооблагаемой прибыли. В том числе и такие финансовые операции – постоянная тема жёстких споров между спиртозаводом и вторым его акционером – АО «Росспиртпром» (25,5% доли). Последний заявляет, что за всё время на его счета не упало ни копейки.
Ещё один актив Юрия Шефлера тоже, видимо, работает не в интересах нашей страны (повторим, Шефлер – гражданин России, хотя и живущий в Лондоне). Но здесь, как говорится, ничего личного – только бизнес.
В декабре 2022 года «оскароносец» Брэд Питт подал в суд на свою не менее знаменитую экс-супругу Анджелину Джоли, обвинив в тайной продаже своей доли в совместном винограднике Chateau Miraval SA «неназванному лицу». Бывшая голливудская пара приобрела контрольный пакет акций французской компании Chateau Miraval SA, дом и виноградник на юго-востоке Франции в 2008 году. В 2016 году Анджелина Джоли подала на развод. «Неназванным» покупателем виноградника оказался российский миллиардер… да-да – Юрий Шефлер.
Ещё один интересный момент. В ассортименте латвийской Amber Beverage Group до сих пор присутствует водка «Московская», хотя прав на это компания не имеет. Если верить одному из интернет-ресурсов, Апелляционный суд в Гааге ещё 24 июля 2012 года признал, что голландская Spitits International B.V., входящая в SPI Group Юрия Шефлера, получила права на советские водочные марки недобросовестным путем. Но кому и как это доказывать сейчас?..
Если «рассуждать трезво», то Шефлер – не единственный проблемный персонаж в сфере оборота спирта и алкоголя.
В последнее время силовики озадачились проблемой теневого оборота пищевого спирта. По их версии, произведённый по документам медицинский и парфюмерный спирт потом оказывается вполне себе пищевым. Смысл махинации в том, чтобы уйти от уплаты акциза, которым облагается спирт в составе алкогольных напитков. Теперь же ФСБ вместе с ФНС путём расчётов выяснили, что далеко не весь медицинский спирт попадает в больницы и используется по назначению.
После анализа цепочки платежей налоговики установили, что около 40% медицинского и парфюмерного спирта уходит в теневой оборот. По их данным, только за полтора последних года на чёрный рынок утекло 114 млн литров спирта крепостью от 70 до 90%. Для сравнения: в прошлом году в России было произведено 840 млн литров водки. В пересчёте на спирт получается около 280 млн литров.
Несложно посчитать, что почти половина водки могла быть произведена из «теневого» спирта. Но на самом деле это не так. С попавшей в статистические отчёты водки платятся акцизы, а смысл криминальной схемы в том, чтобы акцизы не платить. Потому в реальности спирт с чёрного рынка всё чаще попадает не в водку, а в напитки типа сидра, медовухи и других, которые формально попадают в категорию сброженных (хотя на самом деле при производстве многих из них процесса брожения нет вовсе).
НИФИ Минфина в прошлом году озвучил такие цифры: спирт с чёрного рынка используется при производстве до 44,7% продукции в категории сброженных алкогольных напитков.
До последнего времени напитки типа сидра не снабжались акцизными марками в розничной торговле, что, вероятно, облегчало махинации. С октября для таких продуктов введена специальная маркировка, что, по идее, должно упростить отслеживание каждой партии и пресечение чёрных схем.
Недавно ФСБ провела обыски у крупных производителей медицинского спирта. Известно о следственных действиях в офисах компаний «Брынцалов А», «Росбио» и «Флора Кавказа». Подробнее об этом уже рассказывала «Версия».
Рынок алкоголя в стране в последние 2 года стало слегка лихорадить. На ситуацию отчасти повлияли западные санкции, когда зарубежные производители и поставщики горячительного стали уходить из нашей страны, другие перестали поставлять популярные у населения напитки.
К этому добавилось снижение в текущем году производства водки на 5,7% (общий произведённый объём – 54,9 млн декалитров (дал), ещё больше коньяка – на 7,2% (до 5,9 млн дал). Разлив спиртных напитков крепостью более 9% также упал на 4,4% (до 76,2 млн дал). Также, по подсчетам службы по контролю за алкорынком, производство ликерных вин снизилось на 25% год к году (до 599 тысяч дал), виноградосодержащих напитков с этиловым спиртом – на 60%, до 25,3 тысяч дал, виноградных вин – на 7% (до 22,2 млн дал), игристых вин – на 7,2% (до 8,7 млн дал).
Но, как и других отраслях, страна находит выходы и из этой ситуации. По прогнозу консалтинговой компании Strategy Partners, в ближайшие месяцы на российском рынке будут появляться более разнообразные виды крепкого алкоголя из-за локализации производства и замены ушедших брендов, при этом производство водки и коньяка может вырасти.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз уверяет, что дальше произойдёт стабилизация рынка. Эксперт также предполагает, что до Нового года и в следующем году существенного повышения цен быть не должно. На крепкий алкоголь стоимость будет пропорциональна ставке акциза, а по винодельческой продукции рост цены станет выше, поскольку на импорт ввели новые пошлины.
В общем, на перефразированный шекспировский вопрос каждый ответит себе сам.
Ольга Балакина