Старатель якутского золота Дмитрий Доев: распил, откат и вывод денег в Лондон
Как известно, победителем аукциона на право пользования недрами месторождения Кючус в Якутии стало ООО «Белое Золото» — совместное предприятие ПАО «Селигдар» и ООО «РТ-Развитие бизнеса».
Эта новость в регионе вызвала ажиотаж и бурное обсуждение, особенно после того, как выяснилось, что ключевую роль в этом проекте играет Дмитрий Доев. «Эта история плохо пахнет, в инете достаточно информации о газпромцентрремонт и Доева как оттуда деньги растаяли. Но при желании их связи могут многое. Кучюс достался не просто так, а благодаря стараниям Дмитрия Доева», - писали тогда знающие люди.
Большинство тех, кто следит за событиями в регионе, пришли к выводу, что грандиозный проект по промышленной добыче золота в регионе, где полностью отсутствует энергетическая инфраструктура, необходимая для реализации таких крупных горных проектов, больше похож на очередной распил и освоение денег. Тем более что в проекте замешан известный именно своими деяниями на этом поприще Дмитрий Доев.
По условиям, на которых право добычи золота на месторождении отошло к фирме Доева, ООО «Белое Золото» взяло на себя обязательство не позднее июня 2028 года начать использовать электроэнергию атомной станции не менее 35 МВТ. АО «Русатом Оверсиз» (входит в состав госкорпорации «Росатом») и ПАО «Селигдар» подписали соглашение о поставке и потреблении энергии атомной станции малой мощности (АСММ) для разработки месторождения Кючус.
Кроме того, в период реализации проекта освоения золоторудного месторождения Кючус планируется выполнить большой объём работ по созданию инфраструктуры. В частности, вместо существующего сегодня автозимника до федеральной автодороги «Колыма» (Якутск — Магадан) (1300 километров) обещано построить круглогодичную дорогу такой же протяжённостью от федеральной автодороги Якутск — Магадан до Усть-Куйги. Также должны провести модернизацию аэропорта и речного порта Усть-Куйги.
Вот только все эти грандиозные планы и надежды местных властей на обещания инвесторов разбиваются о фигуру Дмитрия Доева, который широко известен в узких кругах как банкротных дел мастер и непревзойденный распильщик бюджетов.
Он, как минимум, причастен к банкротству ООО «Энергогаз», которое выступало субподрядчиком работ по Пунгинскому ПХГ. Причастен Доев и к банкротству банка «Севзапинвестпромбанк», который в 2005 году привлек внимание сотрудников ФСБ из-за схем с возвратом НДС.
Кроме того, Доев является постоянным героем репортажей о хищениях средств.
Так, в 2008 Доев был назначен генеральным директором «Газпром Центрремонт». В его ведении были все ремонтные активы «Газпрома» и заключение контрактов со сторонними компаниями, выступавшими подрядчиками. Благодаря Доеву Группа «ВИС» (на работу в которую он перешел после увольнения из «Газпрома») стала одним из самых заметных подрядчиков «Газпрома» по строительным и ремонтным работам, а Игорь Снегуров получил заказы от «Газпрома» на строительство мусоросжигающих заводов в Новосибирской области.
Известно, что Доев сотрудничает со Снегуровым еще с нулевых, вместе они имеют неоднозначное банковское прошлое. Была информация, что именно благодаря Доеву в свое время «ВИС» получала многомиллиардные подряды от "Газпрома". В благодарность бывшего топ-менеджера и "свели" с "Ростехом". "Ростех" в лице дочернего "РТ-Развитие бизнеса" 9 ноября получил 33,3% компании "Белое золото". Остальные 66,7% этой компании принадлежат компании "Управление золотыми активами", 51% которой — у золотодобывающего "Селигдара", еще 49% принадлежат экс-главе "Газпромцентрремонта" Дмитрию Доеву.
После 2018 года Доев занялся золотодобывающим бизнесом, партнерами в котором стали бенефициары компании «Селигдар» Константин Бейрит и Сергей Васильев, с которыми он познакомился ещё во время работы в «Газпром Центрремонт». Эти люди причастны к банкротству ООО «Энергогаз», которое выступало субподрядчиком работ по Пунгинскому ПХГ. По информации СМИ, имела место афера с выводом средств.
В 2019 году "Газпромбанк" дал одной из структур Доева займ в 2,4 млрд рублей на строительства четвертого моста в Новосибирске. В марте смета строительства моста подросла на 6,5 млрд рублей. Все это стало поводом для разговоров, что таким образом могли пытаться вывести деньги газового гиганта. Более того, группа ВИС могла использовать турецкие трубы вместо немецких при строительстве нового ливневого коллектора, что помогло ей сэкономить 500 млн рублей.
В мае 2021 года Дмитрий Доев учредил в Москве ООО "Управление золотыми активами" (49% у Доева и 51% у компании «Селигдар»), которое получило лицензию на проведение геологических изучений в Алданском районе Республики Саха, а также в Краснощековском районе Алтайского края. Помимо этого, он вошел в капитал подконтрольного "Селигдару" золотодобывающего предприятия — ООО "Юрский".
И подобных эпизодов можно обнаружить еще много. Но это если хорошо поискать, ведь Доев, похоже, зачищает о себе информацию в сети. Так, куда-то пропал текст "Независимой газеты" - оригинал удален, но сохранился в web-архиве. В материале рассказывалось, как с приходом в "Газпром" Дмитрия Доева там вдруг оказались его старые товарищи Сергей Палкин и Юрий Лач.
Несмотря на громкие скандалы, сопровождающие его деятельность в России, Доев держится «на плаву». По слухам, секрет его неприкосновенности в покровительстве со стороны Андрея Круглова – зятя главы «Газпрома» Андрея Миллера.
Это покровительство настолько велико, что закрываются глаза даже на то, что все деньги, которые Доев сумел «заработать» за годы своей деятельности в России, выведены в Великобританию.
Дело в том, что у российского бизнесмена и золотопромышленника, осваивающего просторы России и строящего за государственные деньги мосты через Лену, Дмитрия Витальевича Доева, все родственники живут в загнивающей Европе. И, если посмотреть реестры юридических лиц, то окажется, что они там – вполне успешные бизнесмены.
Его сын, Михаил Дмитриевич Доев, давно и успешно трудится в Лондоне: Mikhail Doev числится директором NEKTON SERVICES (UK) LIMITED:
Более того – сын российского чиновника является гражданином Великобритании, о чем говорят все те же данные государственного реестра фирм этой страны.
Это еще не все. 12 апреля 2022 года в Лондоне отрылась фирма ALIBRA INTERNATIONAL LANGUAGE SCHOOL LIMITED.
Ее директором и владельцем числится некая гражданка Кипра Anna Berkovich. Но дело в том, что Anna Berkovich, она же Анна Беркович, является законной супругой Дмитрия Витальевича Доева, российского гражданина и золотопромышленника, роющего золото на бескрайних просторах Якутии и одновременно осваивающего не менее золотоносные подряды «Газпрома».
Проживает Анна Беркович в Швейцарии, но в России с 26.09.2014 по 29.04.2020 Дмитрий Доев и Анна Беркович были совладельцами ООО «Ладога» (Москва), а с 24.05.2017 по 13.04.2022 числились участниками ООО «Балтия-Запад» (Санкт-Петербург).
На фоне всего этого стоит ли удивляться выводу тех, кто знает о Дмитрии Доеве не из проплаченных материалов, воспевающих российского «золотопромышленника» и будущего «атомного строителя Якутии», а ознакомлен с его реальной биографией, о том, что отдаленному уголку Якутии не видать ни атомной электростанции, ни дорог, ни аэропорта? А все деньги, выделенные на эти цели и взятые в качестве кредитов, успешно перекочуют в Лондон?
Если вы прочитали то, что написано выше, то ответ несколько очевиден – прецеденты с грандиозными стройками дорог и мостов уже есть. С чего вдруг в Якутии должно быть иначе?
Ярослав Фокин