Миша Игорю глаз не выклюет
ВЭБ-«патриот» Шувалов спрятал свои активы в Лондоне под человека Ходорковского?
Согласно сведениям, поступившим в редакцию «Компромат-Урал», близкий к Владимиру Путину и обладающий доступам к гостайне персонаж владеет многомиллионными активами в Лондоне и связан с Михаилом Ходорковским, коего власти РФ считают иноагентом (более того, у Ходорковского руки едва ли не по локоть в крови). Речь идёт о скандально известном бывшем вице-премьере российского правительства Игоре Шувалове, который ныне продолжает оставаться во главе государственной корпорации «ВЭБ.РФ»… Как это возможно, где политическая логика и где пламенная патриотическая риторика «государственника» Шувалова?
Ранее коллеги редакции «Компромат-Урал» обнаружили, что в декабре 2022 года в коммерческий реестр Великобритании внесено российское предприятие Sova Real Estate LLC. В его регистрационных данных говорится, что головной офис юридического лица находится по адресу: рабочий посёлок Заречье Одинцовского района Московской области. В качестве его бенефициаров указаны «Игорь Иванович Шувалов» и его супруга «Ольга Шувалова», знаменитая героиня коррупционного корги-скандала.
В российский Единый государственный реестр юридических лиц включено одноимённое зарегистрированное по тому же адресу предприятие – ООО «Сова Недвижимость».
До апреля 2023 года его учредителями на паритетных началах были Игорь и Ольга Шуваловы.
«Сова Недвижимость» уже становилась героем расследований российских и зарубежных журналистов. В частности, британская газета The Guardian утверждала, что ООО «Сова Недвижимость» принадлежит бывшему вице-премьеру РФ Игорю Шувалову, и в октябре 2014 года на эту фирму были приобретены две квартиры в Уайтхолл-Корт в Вестминстере, в непосредственной близости от здания министерства обороны Великобритании. По сведениям издания, стоимость сделки составила 11,4 млн фунтов стерлингов.
Несколько месяцев назад международный Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP; оператор проекта – американская Ассоциация развития журналистики, внесённая в реестр нежелательных организаций на территории РФ) обнародовал подробные сведения о принадлежащей россиянам лондонской недвижимости. По его информации, в случае с Sova Real Estate LLC речь идёт о квартирах, расположенных по адресам: Greater London – NGL923298 – Leasehold – 4 Whitehall Court, London (SW1A 2EP). Ресурс The Move Market уточняет, что на сегодняшний день их стоимость выросла незначительно – до 11,831 млн фунтов стерлингов.
Британские СМИ и политики не исключали, что в отношении Шувалова может быть применено Unexplained wealth order (Постановление о необъяснимом благосостоянии). Этот документ позволяет британским правоохранителям через суд обязать владельца имущества раскрыть источники средств на его покупку, если официальный доход покупателя явно не соответствует стоимости имущества.
Согласно декларациям российского государственного деятеля, в 2012-2013 годах его официальный доход составлял 226 и 240 млн рублей соответственно, в 2014-м (год приобретения недвижимости в Лондоне) - лишь 9 млн рублей.
Была ли британскими властями проведена проверка в отношении источников доходов Шувалова, официально не сообщалось.
Великобритания ввела санкции против него самого и его супруги, но в отличие от США не внесла в санкционный лист Sova Real Estate LLC и беспрепятственно зарегистрировала это предприятие в своём коммерческом реестре. Как так?
След ЮКОСа
Изучение британских регистрационных данных Sova Real Estate LLC позволяет сделать предположение о возможной причине лояльного отношения официального Лондона к активам семьи Шувалова. В них говорится, что официальным представителем предприятия в Лондоне стал Аластер Таллок (Alastair Tulloch) и его компания Tulloch & Co.
Фамилия Таллока ранее упоминалась в расследованиях британских журналистов в контексте бизнес-проектов семьи Шувалова и других состоятельных россиян.
«Аластер Таллок известен среди российской элиты как лондонский адвокат миллиардеров и политиков с хорошими связями, использующий сложные корпоративные структуры в секретных юрисдикциях по всему миру. И до сих пор 64-летнему мужчине удавалось оставаться в значительной степени вне поля зрения общественности, несмотря на то, что он управлял компаниями по меньшей мере 27 российских и восточноевропейских олигархов и бизнес-магнатов, а также фирмами, связанными с Элтоном Джоном и Кайли Миноуг», – пишет британское издание Daily Mail.
В число наиболее знаковых клиентов британского юриста входил и вышеназванный Михаил Ходорковский, являющийся «красной тряпкой» для Кремля. Аластер Таллок и созданные им фонды неоднократно упоминаются в обвинительном заключении по делу ЮКОСа как участники осуществлявшихся окружением Ходорковского коммерческих схем.
Учреждённый в Великобритании Фонд Ходорковского (организация, разумеется, признана нежелательной на территории РФ) зарегистрирован по тому же адресу, что и компания Аластера Таллока: C/O Tgw Law, 4 Hill Street, London, England, W1J 5NE.
Адрес регистрации фирмы Таллока совпадает с адресом регистрации Фонда Ходорковского.
Более того, Таллок является официальным бенефициаром фонда, владеющим от 25 до 50 процентов голосов организации. Он подписал отчёт о деятельности фонда за 2022 год.
В числе прочего в отчёте указывается, что грантовая активность фонда сократилась с 13,85 млн долларов в 2020 году до 5 млн долларов 2021-м. Это средства, которые фонд успел перечислить студентам и образовательным учреждениям. 9 июля 2021 года Минюст признал организацию нежелательной на территории РФ. С момента своего основания (в 2005 году) до 2021 года фонд и его дочерняя структура Oxford Russia Foundation (признана нежелательной организацией на территории РФ) поддержали более 30 тысяч российских студентов и их проекты, говорится в отчёте.
Аластер Таллок также является бенефициаром финансируемого структурами Ходорковского британского фонда The Hill Foundation.
«Фонд The Hill Foundation предоставляет стипендии на учёбу в Оксфордском университете российским студентам, имеющим выдающиеся академические способности. Миссия фонда – создать сообщество учёных, которые бы разделяли ценности Оксфорда и работали над улучшением жизни, науки и культуры в России», – декларируется на сайте организации.
По данным СМИ, стипендиями двух фондов могли воспользоваться дети ряда российских бизнесменов и политиков. Многие из них на время учёбы приобретали для своих детей британскую недвижимость. Некоторые из молодых россиян позднее отказались от получения зарубежного образования и вернулись в Россию. Но большинство пошло до конца.
В Великобритании обучаются, например, отпрыски уральского бизнесмена Андрея Гавриловского. Официальной информации об их сотрудничестве с указанными фондами нет. По информации OCCRP, в собственности появившейся в британском реестре в октябре 2022 года его российской компании Antey Private Security Firm Limited Liability Company находится квартира по адресу: Greater London – NGL755070 – Leasehold, Regency Lodge, Adelaide Road, (NW3 5EE). По сведениям ресурса The Move Market, стоимость этого жилья на сегодняшний день составляет чуть более 1 млн фунтов стерлингов.
После публикации издания «Октагон» Гавриловский пояснил СМИ, что квартира используется для нужд семьи. Ранее в Великобритании училась дочь предпринимателя, сейчас проходит обучение его сын.
Выписки из государственного коммерческого реестра правительства Великобритании, однозначно свидетельствующие о факте передачи контролируемого Игорем Шуваловым лондонского актива официальному представителю Фонда Ходорковского (организация признана нежелательной на территории РФ), не вразумили пресс-службу корпорации «ВЭБ.РФ». В качестве комментария пресс-служба дала тому же «Октагону» в лице журналиста этого издания Константина Джултаева следующий, прямо говоря, «никакой» комментарий:
«Информация в заголовке является ложной. Кроме того, в тексте нет подтверждений о том, что в отношении Игоря Шувалова сделаны какие-то “санкционные исключения”».
Пояснять, в чём именно состоит «ложность», в шуваловской пресс-службе не смогли. Отдельно стоит указать, что в тексте говорится о санкционных исключениях не в отношении Игоря Шувалова, а в отношении предприятия, бенефициаром которого он является – это два разных юридических субъекта для применения международных санкций.