В банкротстве крупнейшего производителя аккумуляторов появился кипрский след
Зарегистрированный в недружественной юрисдикции "Трансмашхолдинг" планомерно подводит под ликвидацию стратегический "Завод АИТ".
Кандидатура конкурсного управляющего ООО «Завод автономных источников тока» будет оспорена в Саратове в 12 ААС в ближайший понедельник, 12 февраля.
Допуск к гостайне 10-летней давности
Совладельцы предприятия в очередной раз напоминают об аффилированности кредиторов второму собственнику, компании «ТМХ-Энергетические решения», структуре «Трансмашхолдинга». Логика первой инстанции была проста, аффилированность кредитора де не повод лишать его права получить свои деньги. Но на таких кредиторов закон накладывает свои ограничения: так, они не имеют права назначать арбитражного управляющего, это нарушает права независимых кредиторов. Тем не менее, связанные с ТМХ компании «Тракс», «Трансэнергопром» и «Уралэлектромедь» предложили кандидатуру Григория Авдеева и она была без помех арбитражным судом принята.
К самой кандидатуре, как указано в апелляционной жалобе, даже за вычетом того, что она предложена аффилированными кредиторами, тоже есть вопросы. ООО «Завод АИТ» - режимное предприятие, и если уж его собрались банкротить, управляющий должен иметь допуск к сведениям, содержащим государственную тайну. Суду первой инстанции для подтверждения этого было достаточно мотивировочного заключения на Григория Авдеева, выданного СРО «Орион», в котором управляющий состоит. Но для подтверждения допуска к гостайне это не аргумент. Такие решения в отношении арбитражных управляющих принимает ФСБ РФ, там нужный документ и оформляется. Управляющий же Авдеев представил заключение от своего СРО, в котором содержалась ссылка на получение допуска к секретным документам, выданного еще в 2013 году.
Совладельцы «Завода АИТ» специально обратили на это внимание суда первой инстанции и просили обязать г-на Авдеева предоставить документ по всей форме, свежую справку из ФСБ, а не бумагу от СРО 10-летней давности. В конце концов существует постановление правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», где четко прописано, что это за справка, кем и как она оформляется. И главное, что документ этот выдается не более чем на год! Однако, в нарушение установленного законом порядка, суд первой инстанции назначил управляющим лицо, предложенное аффилированными кредиторами, а справкой о допуске к гостайне даже не поинтересовался. На этих основаниях заявители просят отменить определение саратовского арбитража в части кандидатуры управляющего.
Планомерное поглощение
Приговор заводу аффилированные с ТМХ кредиторы подписали на собрании 18 сентября 2023 года. Мероприятие это вызывает вопросов не меньше. Участников, напоминаем, было четверо, псевдокредиторы «Тракс», «Трансэнергопром» и «Уралэлектромедь», фактически контролировавшие весь процесс, и ООО «Экокул», единственный на тот момент независимый кредитор с количеством голосов всего 0,309%.
Повестка дня формировалась так, что вопрос о введении конкурсного производства в ней стоял раньше, чем вопрос о мировом соглашении, на котором настаивали не связанные с ТМХ собственники завода. Таким образом, аффилированные кредиторы смогли продавить большинством голосов конкурсное, а по вопросу о мировом даже не голосовали.
Выходит, что все обещания сохранить производство, даваемые связанными с ТМХ собственниками на публику, в прессе ли или перед областными депутатами, не стоят потраченного времени? Сама повестка дня собрания кредиторов свидетельствует, что «Трансмашхолдинг» с самого начала не был заинтересован в сохранении предприятия.
Не удивительно, что даже наличие одного, с небольшой долей голосов независимого кредитора, не давало ТМХ покоя. И определением саратовского арбитража от 1 февраля 2024 года ООО «Экокул» таковым быть перестало, уступив свои права требования в размере 2,6 млн рублей ООО «ТМХ-Энергетические решения». Таким образом, все долги завода понемногу аккумулируются в одних руках, а псевдокредиторов из трех стало четверо. Скорее всего, аналогичным образом структуры ТМХ будут перехватывать и обязательства завода перед другими контрагентами, сейчас включающимися в процесс, чтобы превратить банкротство в полностью контролируемое.
Пока ни одно надзорное ведомство, ни одно профильное министерство почему-то не задалось вопросом: а что вообще стоит за банкротством стратегического предприятия? ООО «Завод АИТ» еще недавно производил большую часть аккумуляторов в стране. Значимость этой продукции в современном мире сложно переоценить. Особенно в РФ, где локализация производства на территории страны стала задачей не просто экономического роста, а выживания.
Среди покупателей саратовских аккумуляторов были исполнители гособоронзаказа. Сейчас они будут вынуждены искать других поставщиков, так как с находящимся в конкурсном производстве предприятием никто связываться не хочет – оно может быть выставлено на торги и ликвидировано в кратчайшие сроки. И, в подтверждение этого вывода, первое, что начал делать конкурсный управляющий - в экстренном порядке проводить инвентаризацию. Но кому достанутся цеха, оборудование и наработки «Завода АИТ»? Хотелось бы верить, что как минимум не зарубежным интересантам. Ведь терять такое производство как «Завод АИТ» в разгар СВО может оказаться пострашнее атаки дронов на энгельсскую авиабазу.
Все дороги ведут на Кипр
В том, что «Трансшмашхолдинг» контролируется зарубежными компаниями, признавался сам его гендиректор Кирилл Липа. Концерн Alstom из Франции на 2021 год был держателем 20% акций ТМХ, его участники решали, в каких странах могут регистрироваться холдинговые компании. Сейчас такая компания, под названием Transmashholding Ltd, сидит на Кипре. Государство - член Евросоюза, а значит должно исполнять все условия наложенных на российский бизнес санкций. Только некоторым компаниям эти санкции, похоже, не жмут. Во всяком случае не настолько, чтобы по примеру «Яндекса» перебираться в Калининград.
Так кто же тогда подсказывал «Заводу АИТ» игнорировать запросы из Минобороны еще до банкротства? Кто не дал ему воспользоваться предоставленной ФНС отсрочкой по уплате налогов и тогда вообще до банкротства не доходить?
Даже если отвлечься от конспирологических теорий, картина выходит очень уж подозрительная: промышленный гигант с иностранными совладельцами получает долю самого крупного в России производителя аккумуляторов. Вскоре после того, как ТМХ входит в долю на «Заводе АИТ», предприятие начинает сначала терять объемы производства, накапливает долги, предложения Минобороны по поводу возможного заказа — а это в нынешних условиях гарантированная и стабильная выручка на несколько лет вперед — почему-то игнорирует.
Потом, при полном выключении из управления держателей 50% активов, завод падает в банкротство. Причем очень скоротечное. Иные должники годами работают в процедуре наблюдения, здесь же процесс был очевидно форсирован, а сейчас конкурсный управляющий с авральной инвентаризацией и просто жмет педаль в пол. Не просматривается ли здесь какой-то хорошо просчитанный сценарий? И если да, то авторы его вполне могут находиться в Евросоюзе. Кому как не ЕС сейчас выгодно ослабление российской экономики и промышленности заодно. Не вышло с санкциями, почему бы не попробовать пробраться с «черного хода», через офшоры.
Напомним, что несколько лет назад для общественных организаций, занимающихся на территории РФ политической деятельностью на зарубежные гранты, законодательно ввели статус иноагента. С рядом серьезных ограничений и полным финансовым контролем. Судьба «Завода АИТ» показывает, что подобный статус пора ввести и для тех промышленников, которые, имея производство в России, пустили корни на Кипре и Виргинских островах, основав там холдинги, да еще с участием недружественных стран. И тоже предусмотреть для них свои ограничения. Как минимум, не допускать к госзаказам. В особенности оборонным. Если до сих пор все предложения по деофшоризации, с каждым годом все более настойчивые, отдельными гигантами производства игнорируются, может статус «предприятия-иноагента» их отрезвит?
Ольга Балакина