Россия веками вывозит из Украины культурные ценности, хотя это противоречит международному праву.
Чтобы не возвращать экспонаты, вывезенные с оккупированных территорий, в России приняли специальные законы о включении предметов из украинских музеев в Государственный музейный фонд РФ и о неделимости музейных коллекций. При этом некоторые называют похищение артефактов их спасением.
Вступивший в силу в марте 2023 года закон о включении памятников искусства и культуры Украины в Госкаталог формально передает предметы из украинских музеев «в оперативное управление» российских институций. А в декабре президент Владимир Путин подписал еще один закон, согласно которому эти экспонаты становятся частью «неделимых» коллекций. То есть теперь любой предмет, хранящийся или используемый музеем в исследованиях, вне зависимости от его происхождения будет считаться неотчуждаемой собственностью этого музея.
Культурные ценности вывозили из Украины и передавали Эрмитажу еще в XIX веке
Еще в XIX веке администрации Керченского и Одесского музеев пытались сохранить находки с археологических раскопок на Крымском полуострове и побережье Черного моря для своих коллекций. Однако все артефакты направлялись почти исключительно в Эрмитаж.
В XX веке эта колониальная практика продолжилась. В украинских СМИ Императорскую археологическую комиссию, которая существовала с 1859 по 1919 год, называют «комиссией мародеров». Благодаря ей в Эрмитаж попали артефакты Киевской Руси, скифские древности и предметы эпохи палеолита, которые были достоянием Украины.
Гаагская конвенция запрещает присвоение и реквизицию культурных ценностей оккупированных территорий, а международное право запрещает проводить на них раскопки. Но на отношение россиян к украинским памятникам культуры это не влияет.
Россия претендует на преемственность с Киевской Русью и Византией, но на собственной территории нужных культурных объектов мало — эту нехватку пытаются восполнить за счет украинских хранилищ и мест раскопок.
Украинские предметы искусства не возвращались с временных выставок
Многие картины из украинских коллекций находятся в России десятилетиями: например, «Похищение Европы» Валентина Серова передали из частной коллекции Русскому музею на временное хранение в 1918 году.
Не возвращались украинские предметы искусства и с временных выставок, как говорит Елена Живкова, заместительница директора по научной работе из Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве: «Предметы уезжали вроде бы на период выставки, а по факту оставались в Эрмитаже, потому что там решали, что они будут хорошо смотреться в Ленинграде и наилучшим образом дополнят его коллекцию. В нашем музейном архиве хранятся безответные письма с требованиями вернуть предметы, а в эрмитажных каталогах — указание на то, что предмет был “подарен” киевским музеем».
Из музеев Крыма вывезли Айвазовского, а из Мариуполя — Куинджи
Нынешнее присвоение по степени бесцеремонности не отличается от имперских и советских практик. Произведения искусства из крымских музеев внесены в Госкаталог и выставляются в Москве.
Под лозунгами сохранения культурных ценностей из музеев Крыма вывезли работы Ивана Айвазовского, а из Мариупольского художественного музея в музеи «ДНР» вооруженные люди забрали работы Архипа Куинджи.
С территории Запорожской области вывезли объекты Каменной Могилы — памятника археологии каменного века. Осенью 2023 года артефакты оттуда были на выставке в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» в Крыму.
По мнению Елены Живковой, возвращение экспонатов возможно лишь после войны: реституция проводится только в контексте международного законодательства по охране культурных ценностей, а Россия сейчас нарушает все известные международные правовые нормы.