Саратовские перспективы Мельниченко
Структуры «Еврохима» могут «сдать позиции» Абрамовичу?
Министр инвестиционной политики Саратовской области Александр Марченко назвал крупнейшими инвесторами нефтегазовой отрасли региона ООО «Еврохим-Озинская нефтегазовая компания» и ООО «Диалл-Альянс», подконтрольные, соответственно, миллиардерам Андрею Мельниченко и Аркадию Абрамовичу (сыну олигарха Романа Абрамовича). Компания «Еврохим-ОНГК», занимающаяся добычей углеводородов в Озинском районе, в 2022 году задекларировала отсутствие выручки и убытки более чем в 522 млн рублей.
Право геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Озинском участке еще в 2014 году получила «дочерняя» структура «Еврохима» – «ЕвроХим-ВолгаКалий», занимающаяся строительством Гремячинского горно-обогатительного комбината (ГОК) в Котельниковском районе Волгоградской области. Реализация проекта связана с рядом громких скандалов и судебных разбирательств. Так, «ЕвроХим-ВолгаКалий» предъявлял финансовые претензии казахстанским подрядчикам «Shaft Sinkers Ltd» и «International Mineral Resources», добиваясь взыскания с них убытков в размере 917 млн долларов. Позже компания Мельниченко в одностороннем порядке расторгла контракт с генподрядчиком проекта «РД Констракшн Менеджмент», которому в итоге проиграла суд. В 2022 году представители «Еврохима» договорились с руководством Саратовской области о строительстве ГОКа для разработки двух месторождений в Перелюбском районе.
Стоимость проекта превышала 2,5 млрд долларов, сроки реализации – 2025-2033 гг. Вот только эти планы Мельниченко могли измениться. Дело в том, что с того момента он оказался включен в западные санкционные списки и был вынужден официально выйти из совета директоров «Еврохима» и из числа его бенефициаров, передав акции своей супруге, также оказавшейся под санкциями.
А в России Генпрокуратура инициировала процесс национализации компании «СИБЭКО», в свое время выкупленной Мельниченко у структур экс-министра открытого правительства Михаила Абызова, осужденного за миллиардные хищения. И хотя решить вопрос с акциями «СИБЭКО» Мельниченко удалось, ему могут выйти боком интервью западным СМИ, а очередной саратовский проект окажется «заморожен».
«Еврохим» инвестирует в саратовский углеводород
В ходе собрания актива по итогам социально-экономического развития Озинского района министр инвестиционной политики Саратовской области Александр Марченко подчеркнул, что по результатам девяти месяцев 2023 года район вошел в десятку муниципалитетов с наибольшим удельным весом в общем объеме частных инвестиций региона.
Чиновник уточнил, что на инвестиционные проекты в сфере добычи полезных ископаемых за девять месяцев прошлого года пришлось почти 80%, на проекты в сфере сельского хозяйства – 20,6%, в сфере туризма – 0,7%, в сфере обеспечения электроэнергией – 0,2%. По словам главы Озинского района Антонины Галяшкиной, за отчетный период объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям, без учета бюджетных средств, составил 1,4 млрд рублей, это в 42,4 раза превышает уровень 2022 года.
Александр Марченко озвучил поставленную саратовским губернатором Романом Бусаргиным задачу по увеличению объема и привлечению в регион частных инвестиций, подчеркнув, что от ее решения «зависят темпы и качество развития региональной экономики, занятость и доходы граждан». Таким образом, роль миллиардеров Андрея Мельниченко и Аркадия Абрамовича в экономической жизни области в ближайшем будущем может еще больше возрасти.
«Еврохим-ОНГК»: инвестор, работающий «в минус»
Структуры Мельниченко начали работать в Озинском районе еще в 2014 году: тогда подконтрольная ему компания «ЕвроХим-ВолгаКалий» стала победителем аукциона, заплатив 246,4 млн рублей за право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Озинском участке, где нефтяные ресурсы оценивались в 40 млн тонн, а газовые – в 70 млрд кубометров.
Что касается вышеупомянутой «Еврохим-Озинской нефтегазовой компании» (ООО «Еврохим-ОНГК»), то в декабре 2017 года она начала бурение структурной скважины глубиной 3,8 тыс. метров в пределах Озинского лицензионного участка с целью поиска залежей углеводородов в подсолевых палеозойских отложениях, оценки их промышленной значимости и подтверждения структурных построений.
С тех пор финансовыми показателями «Еврохим-ОНГК» не блистала: в 2022 году при полном отсутствии выручки она задекларировала убытки в размере 522,3 млн рублей. Годом ранее отсутствовали и выручка и прибыль. Согласно данным открытых источников, в компании трудоустроен всего один сотрудник: с большой долей вероятности это ее директор Андрей Бочкарев.
Параллельно Бочкарев руководит еще одним активом «Еврохима» – «Астраханской нефтегазовой компанией», где ситуация с финансами выглядит похожим образом: по итогам 2022 года выручка отсутствовала, а убытки оценивались в 51,2 млн рублей (для сравнения: выручка в 2021-м – нулевая, убытки – 3,4 миллиона).
Иначе обстоит дело с ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий», чья выручка в 2022 году составила 16,4 млрд рублей, прибыль – 9,7 миллиарда (однако годом ранее при выручке в 3,3 миллиарда компания ушла «в минус» на 225,7 миллиона). Предприятие создавалось в 2000-х для освоения Гремячинского месторождения калийных солей в Котельниковском районе Волгоградской области и строительства нового производственного комплекса по добыче калийной руды, а также сильвинитовой обогатительной фабрики по выпуску хлористого калия.
Скандальная история Гремячинского ГОКа
Еще в 2009 году стоимость строительства Гремячинского горно-обогатительного комбината (ГОК) оценивалась в 85 млрд рублей, а окончить работы планировали в 2012-м. Но сроки неоднократно переносились, а цена вопроса в 2017 году составила 131,4 миллиарда, а в 2021-м превысила 142 млрд рублей. В декабре 2022 года в «Еврохиме» сообщили о добыче 3 млн тонн руды с начала реализации проекта и готовности с выходом ГОКа на полную мощность обеспечить 2,3 млн тонн продукта в год с дальнейшим увеличением производства до 4,3 млн тонн.
Заметим, что строительство комбината под Волгоградом сопровождалось целым рядом громких скандалов и судебных разбирательств. Так, «Еврохим» предъявлял финансовые претензии казахстанским компаниям-подрядчикам «Shaft Sinkers Ltd, Rossall No. 126 Pty Ltd» и «International Mineral Resources», добиваясь в Швейцарской торговой палате в Цюрихе и Международной торговой палате в Париже возмещения убытков в размере 917 млн долларов.
В 2015 году арбитражный суд Швейцарии взыскал с «Shaft Sinkers» в пользу «ЕвроХим-ВолгаКалий» около 140 млн долларов. Как писал «Forbes», суд установил, что подрядчик более двух лет скрывал от руководства «Еврохима» результаты исследований, показывающих, что предложенная конструкция шахтного ствола не вынесет условий влажной почвы. В свою очередь, «International Mineral Resources» обратилась в Высший суд округа Нью-Йорка с иском к Мельниченко, обвинив его в организации хакерской атаки и назвав «предполагаемым лидером заговора, направленного на похищение внутренней документации компании».
Противостояние завершилось в 2016 году, когда стороны «достигли договоренностей об урегулировании всех спорных вопросов, связанных с калийным проектом». С 2018 года с ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» судился генподрядчик АО «РД Констракшн Менеджмент», с которым в одностороннем порядке расторгли контракт по причине несоблюдения промежуточных сроков строительства. Помимо признания незаконным расторжения договорных обязательств, истец добивался права не возвращать аванс в 515 млн рублей и требовал взыскать со структуры «Еврохима» убытки в размере 420 миллионов.
Итогом разбирательств стало частичное удовлетворение требований «РД Констракшн Менеджмент»: одностороннее расторжение договора генподряда суд признал незаконным, отказав в выплате ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» неустойки и взыскав с компании Мельниченко в пользу бывшего делового партнера задолженность в размере 70,6 млн рублей.
Абрамович вместо Мельниченко?
В феврале 2022 года СМИ сообщили о намерениях Мельниченко построить очередной ГОК по добыче калийных солей в Саратовской области. Соответствующая инициатива обсуждалась с возглавлявшим на тот момент правительство региона Романом Бусаргиным и касалась двух месторождений в Перелюбском районе. Стоимость проекта оценивалась более чем в 2,5 млрд долларов, сроки реализации – 2025-2033 гг.
Вот только планы бизнесмена с тех пор могли измениться. Несмотря на то, что в прошлом году Мельниченко занял первую сточку рейтинга российских миллиардеров по версии «Forbes» (издание оценило его состояние в 25,2 млрд долларов), неприятностей у него хватает. В частности, после включенияв санкционный список Евросоюза, Мельниченко был вынужден официально выйти из совета директоров «Еврохима» и из числа его бенефициаров, передав акции своей супруге Александре, в итоге также оказавшейся под европейскими санкциями. Сам бизнесмен вскоре попал под санкции США и Великобритании.
В сети появлялись публикации о том, что еще в 2021 году Мельниченко получил паспорт ОАЭ, где поселился вместе с семейством после начала СВО и введения экономических ограничений. В прошлом году в интервью «Financial Times» он сравнил эффект от санкций с ядерной бомбардировкой Хиросимы, добавив, что они стали для него полной неожиданностью.
Но беда, как известно, не приходит одна, в России у Мельниченко тоже начались проблемы. В прошлом августе Генпрокуратура обратилась в Свердловский районный суд Красноярска с иском о национализации «Сибирской энергетической компании» (СИБЭКО), выкупленной олигархом в 2018 году за 32,51 млрд рублей через подконтрольные «Кузбассэнерго»и «Хакасскую сервисно-ремонтную компанию» у структур экс-министра открытого правительства Михаила Абызова, в декабре осужденного на 12 лет колонии строгого режима за хищение 4 млрд рублей.
Решить проблему с акциями «СИБЭКО» у Мельниченко получилось: в октябре стало известно об отказе Генпрокуратуры от исковых требований. В рамках заключенного сторонами соглашения «по урегулированию ситуации», компания «Кузбассэнерго» взяла на себя обязательство направить финансы «на социальную благотворительность в сфере образования и просвещения детей».
Возможно, этот «звоночек» – своеобразный ответ миллиардеру на его «антивоенную» риторику?
Как бы то ни было, но все происходящее может поставить под вопрос реализацию очередного саратовского проекта Мельниченко. В таком случае «Еврохим-ОНГК», в качестве одного из крупнейших инвесторов нефтегазовой отрасли региона, уступит позиции упомянутому министром Александром Марченко и подконтрольным Абрамовичу-младшемуООО «Диалл-Альянс».