Демократия в Монголии работает. Но с некоторыми проволочками. Великий Хурал принял предложение генерального прокурора о лишении иммунитета трех депутатов.
Депутатская неприкосновенность мешала расследованию в отношении обвиняемых, поэтому Генпрокуратура предложила приостановить их полномочия. Напомним, управление по борьбе с коррупцией обвиняет эту троицу в крупном хищении экспортного угля.
Слева направо: Д. Бат-Эрдэнэ, Н. Нарабаатар и Т. Аюурсайхан
Депутаты поддержали лишение иммунитета Т. Аюрсайхана (72% голосов) и Д. Бат-Эрдэнэ (53%), однако отставку Н. Наранбаатара поддержали лишь 47% членов ВХ. Таким образом он сохранил свое неприкосновенное положение. Из 75 депутатов, которые должны были присутствовать на заседании, десять отсутствовали.
После тайного голосования премьер-министр Л. Оюун-Эрдэнэ сообщил: «Я удостоверился, как глубоко засели "угольщики" в МНП и ДП. Это является подтверждением того, что борьба с коррупцией будет непростой. Сегодня я узнал, кто есть кто и где они находятся. Борьба будет более интенсивной и мы пойдем до конца (перевод — телеграм-канал "Монгольский узел")».
Слова премьер-министра понятны: будучи лидером Народной партии он прекрасно дал понять, что поддерживает лишение мандатов для всех обвиняемых без исключения. Если «народники» дружно проголосовали за лишение неприкосновенности «демократов» Т. Аюрсайхана и Д. Бат-Эрдэнэ, то фигура однопартийца Н. Наранбаатара сильно разделила их голоса, из-за чего он и сохранил депутатский статус. Партийная солидарность моментально разбивается о шкурные интересы парламентариев.
Результаты голосования легко объяснимы, если подробнее рассмотреть каждого фигуранта дела.
Т. Аюрсайхан не смог внятно объяснить, откуда на его счетах возникли 1,6 миллиарда тугриков. Ему вменяют создание организованной преступной группы и необоснованное обогащение. Он еще в феврале самоуверенно отказался от должности министра труда и социальной защиты и от депутатского мандата из собственных этических соображений. При этом политик настаивает на своей непричастности к хищению угля и называет обвинения частью кампании против оппозиции.
Аюрсайхан не боролся за сохранение депутатского статуса и закономерно его лишился подавляющим числом голосов. 28% проголосовавших против отставки — очевидно, его однопартийцы-демократы, коих меньшинство в парламенте.
Д. Бат-Эрдэнэ подозревается в незаконном получении 28,7 миллиарда тугриков и отмывании их через собственный банк «Капитрон». Ранее Бабр подробно писал о его мошеннической схеме. Как сообщал источник Бабра из Монголии, Бат-Эрдэнэ предлагал своим коллегам из парламента взятки в миллиарды тугриков, чтобы они выступили против приостановления его депутатских полномочий. Голосование тайное, так что никто бы и не узнал купленные голоса.
При этом парламентская фракция Демократической партии 28 марта заявила, что выступает против лишения Бат-Эрдэнэ депутатского мандата. Новоиспеченный лидер партии Л. Гантумури отметил, что правительство использует борьбу с коррупцией для уничтожения оппозиции в парламенте. Судя по результатам голосования, против лишения Бат-Эрдэнэ иммунитета почему-то проголосовали многие «народники». Еще три-четыре протестных голоса — и Бат-Эрдэнэ остался бы в рядах Великого Хурала. Но, видимо, на них взяток не хватило.
Н. Наранбаатар связан с другим подозреваемым — бывшим исполнительным директором угольной компании «Таван толгой» Б. Ганхуягом. Они подозреваются в связях с китайскими партнерами, которым продавали похищенный уголь. Н. Наранбаатар мог злоупотреблять своей властью будучи губернатором аймака Умнуговь, на территории которого находится угольная компания «Тавантолгой». Из троицы обвиняемых он единственный представитель Народной партии — большинства в парламенте. Хоть премьер-министр Л. Оюун-Эрдэнэ, авторитетный представитель НП, прямо заявил однопартийцам, что лишать мандатов необходимо всех без исключения, но многие из них лишили не давать в обиду собрата.
Слева: Н. Наранбаатар Справа: премьер-министр Л. Оюун-Эрдэнэ
Естественно, приостановление депутатских полномочий само по себе не означает вины народных избранников. Просто они будут находиться под следствием как обычные монголы без депутатского иммунитета. В случае виновности их отправят за решетку, а в случае оправдания властные полномочия будут возвращены.
Семен Головецкий