Крупный застройщик пытается оспорить решение властей Петербурга о рекреационной зоне в Шуваловском лесу.
На кону как говорят, участки земли, некогда принадлежавшие земельному банку похоронного короля Игоря Минакова. Что делят строители, администрация города и местные жители?
Роскошный север
Еще в середине 2000-х годов, СМИ активно писали о том, что основными активами короля похоронного бизнеса Северной столицы, Игоря Минакова считаются Nordest Group и Санкт-Петербургская ритуальная компания. Однако, информация о том, что его структурам принадлежит солидный «земельный банк», в который входят обширные территории в Приморском и Выборгском районах, тоже особым секретом не было.
Осенью 2018 года стало известно, что Смольный разрешил возводить малоэтажную многоквартирную жилую застройку на землях Минакова в Парголово, которые раньше относились к категории индивидуального жилого строительства. Параллельно с этой информацией, появилась и другая – комиссия Смольного отклонила заявку на строительство 300 тысяч квадратов жилья около Новоорловского заказника (по неофициальной информации, эти земли также принадлежали структурам, связанным с Минаковым).
Той же осенью, местные сообщества в социальных сетях стали писать о том, что власти Петербурга якобы намерены защитить северные районы от негативного влияния будущих больших застроек на землях, принадлежавших некогда похоронному королю. Было заявлено, что для этого огромный кусок земли, ранее предназначенный под строительство многоквартирных домов, переведут под рекреационную функцию — зеленая зона станет барьером между промзоной и уже имеющимися жилыми домами.
Местные жители тогда активно протестовали, и писали в соцсетях следующее:
История стала очень громкой, потому что в начале 2023 года возможной застройкой Шуваловского леса заинтересовался глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Ему пожаловались местные жители, которые ранее проиграли очередной иск об оспаривании изменений, внесённых в градостроительную документацию, после чего подали жалобу в Верховный суд РФ.
В декабре 2023 года петербургский парламент принял поправку о сохранении Шуваловского леса, по инициативе одного депутата. Народные избранники постановили: сохранить лес на севере города. Речь шла о двух участках общей площадью 13,86 га южнее Шуваловского карьера — рядом с ЖК «Шуваловский». До декабря 2023 года в генплане они были обозначены как зона для строительства жилья.
В суд на губернатора
Владельцем участков уже значился Seven Suns Development, ранее уже строивший высотные жилищные комплексы в Петербурге. Но депутаты поставили жирный крест на бизнес-планах застройщика.
Итак, в прошлом году Комиссия Законодательного собрания Петербурга по градостроительству рекомендовала депутатам городского парламента принять поправку к новому генеральному плану Северной столицы, согласно которой на территории Шуваловского леса вместо зоны застройки будет установлена рекреационная зона (Р2).
На днях стало известно, что Городской суд Санкт-Петербурга начал рассматривать иск ООО «Специализированный застройщик «Вектор» (компания входит в Seven Suns Development) к губернатору Александру Беглову и городскому Законодательному собранию. Девелопер требует признать недействительной ту самую поправку к новому генплану города об установлении рекреационной зоны на территории так называемого Шуваловского леса в районе пересечения Парашютной улицы и Шуваловского проспекта. Истец хочет все же застроить оставшийся зеленый уголок многоквартирными домами на принадлежащих компании 14 га. Эти участки, как стало известно, ранее принадлежали неким физическим лицам. По некоторой информации они были проданы наследниками миллиардеры Игоря Минакова.
Истцы считают, что при принятии генплана были допущены процессуальные нарушения. А именно: в ходе второго чтения законопроекта рассматривались две поправки об установлении в Шуваловском лесу зоны Р2, депутаты приняли только одну. А должны были по протоколу две. На этом основании, ООО «Вектор» считает нормативный акт незаконным, и требует признать его недействительным в части«изменения функционального назначения в отношении двух земельных участков».
Так же истец считает, что данные поправки вступают в противоречие с Положением о территориальном планировании, а также наносят компании убытки. Страдания строителей понять конечно же можно – на кону миллиарды, а тут какой-то жалкий, чудом выживший кусок леса вопреки стараниям предыдущих застройщиков. По некоторым оценкам, эта земля стоила в момент продажи в районе 5 млрд. рублей.
Тяжба за землю
Представители Законодательного собрания, в суде тоже озвучили свою позицию. Юрист заявил, что собственник вправе использовать участки любым другим способом, разрешенным по закону, перевод в рекреационную зону не означает что государство изъяло их в свою пользу. Независимые эксперты считают, что девелопер, конечно, промахнулся с покупкой, и теперь с участками надо что-то делать. Не смотря что уже на ближайшем заседании Городского суда (оно состоится 9 апреля) может быть вынесено решение, это вовсе не означает что эта судебная история быстро закончится. Скорее всего, истцы и ответчики будут судится вплоть до Верховного суда.
Ведь по закону в такой зоне допустимо строительство спортивных сооружений, санаториев, туристических баз. Жилые дома нельзя.
Построенный дом сразу же будет признан самовольной постройкой и городские власти попросту вынесут постановление о сносе. По идее, городские власти могут предоставить компании какие-либо другие участки под жилую застройку. Но сейчас в Петербурге, в черте города таких участков практически нет. Все крупные девелоперы застроили первую линию земель Ленобласти, расположенных относительно недалеко от станций метро.
Но если в данной ситуации губернатор и Заксобрание встали на сторону местных жителей, то в истории с застройкой Шуваловского парка, горожанам не повезло. Городской суд в ноябре 2023 года, отказал инициативной группе жителей Парголово в удовлетворении иска к губернатору и Законодательному собранию. Петербуржцы выступали против застройки парка и требовали признать недействующим соответствующие положения закона о генеральном плане и Правил землепользования и застройки города. Как говорят, речь снова шла о землях, некогда входивших в «земельный банк» похоронного короля Минакова.