Кому отдадут регулирование табачного рынка? Почему глава Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Алешин предлагает легализовать запрещенную интернет-продажу алкоголя.
Почему Роскачество скрывает масштабное исследование коньяка, а коньяк для этого исследования покупается в интернет-магазине? И почему члены команды Алешина оказываются за границей или за решеткой? Ответы на эти и другие вопросы читайте в расследовании.
Ряд производителей коньяка получили от АНО «Роскачество» уведомления о том, что их продукция не соответствует стандартам качества на основании определенных исследований, проведенных в рамках мониторинга коньячного рынка. В справочной информации по исследованию говорится, что «экспертиза выявила наличие фальсификации в 52 процентах продукции, где обнаружены несоответствия по отношению изотопов этанола, что свидетельствует о признаках использования дистиллята не виноградного происхождения при производстве».
Интересно, что вопреки своим принципам открытости Роскачество не опубликовало это исследование, а лишь разослало производителям его результаты с требованием провести корректирующие действия по устранению нарушений обязательных требований, в том числе по недопущению реализации товара на рынке.
В публичном пространстве результатов исследований нет: они не опубликованы ни на сайте организации, ни в средствах массовой информации. Нас заинтересовало, почему результаты этих исследований так тщательно скрываются от общества.
Журналистам удалось выяснить, что исследование действительно было. Результаты этого исследования мы публикуем.
Мы обратились к директору Единого Центра Экспертиз и Маркировки алкогольной продукции Алле Завтони с просьбой прокомментировать данную ситуацию. Публикуем выдержку из интервью:
Алла Завтони:Мы в курсе этой проблемы, к нам уже обратился ряд производителей. Изначально, результаты исследования были представлены в нестандартном виде. Роскачество направляет письма производителям, прикладывая протоколы испытаний с попыткой скрыть данные лабораторий, а также прикладывают некую «табличку с красными данными», по которым якобы выявлены нарушения требования нормативного документа.
Указание в протоколах испытаний сведений об аккредитации лаборатории и предоставление этой информации вместе с результатами испытаний – это стандартная практика составления таких документов, которой почему-то не следует Роскачество. Информация об отклонениях в показателях продукции, которые могут быть интерпретированы экспертом как несоответствие продукции нормативным требованиям, сведены в таблицу, не утвержденную и не подписанную, без номера, без даты и других идентификационных атрибутов официального документа.
Самое интересное в этом исследовании – отсутствие выводов, экспертного заключения по результатам испытаний. То есть эксперты Роскачества отбирают пробы, планируют программу испытаний, организуют испытания в сторонних лабораториях, проводят экспертное обсуждение результатов испытаний и всё.
Anticorrmedia: То есть, в рассылаемых материалах исследований Роскачества отсутствует официальное экспертное заключение?
Алла Завтони:Именно так, и мы сразу обращаем внимание пострадавших производителей алкогольной продукции на то, что в материалах должен обязательно присутствовать официальный документ, содержащий экспертное заключение и выводы по результатам испытаний.
Также много вопросов и к методикам, на которые ссылается СТО (стандарт организации). Например, в методике ФР.1.31.2020.37049 «Методика измерений отношений изотопов углерода, кислорода и водорода этанола для выявления синтетического спирта в спиртных напитках виноградного происхождения и сырье для их производства методом изотопной масс-спектрометрии» ни слова не говорится о возможности выявить в коньяке присутствие спиртов не виноградного происхождения, выявляется только синтетический спирт. А применение зернового спирта при производстве коньяка эта методика выявить не может. При этом, о выявленных случаях применения синтетического спирта Роскачество умалчивает.
Опять же в Методике есть справочная таблица со значениями, характерными для этанола виноградного происхождения, но эти значения применяются с большими оговорками, на которые указывает автор: значения приведены только для напитков, этанол которых получен из сахаров винограда, выращенного на территории Российской Федерации в 2017-2019 годах. Почему Роскачество использует справочные данные в качестве обязательных требований, да и ещё без указанных ограничений – не понятно.
На данный момент эксперты нашего Центра продолжают работу, по результатам которой будет сделано официальное экспертное заключение. Согласитесь, что достаточно сложно дать правовую оценку документу, который таковым не является.
Инициация исследования, как сообщается Роскачеством, поддержана Росалкогольрегулированием. А результаты этих исследований направлены в ФС РАР.
Мы направили запрос в Росалкогольрегулирование с просьбой разъяснить, какие меры предприняты по результатам исследования Роскачества и выведена ли некачественная продукция из оборота.
– В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» покупатели имеют право владеть информацией о качестве товара, – комментирует ситуацию председатель правления Ассоциации по защите прав потребителей алкогольной и табачной продукции Александр Вайсберг. – И если более половины напитков на полках магазинов не соответствуют ГОСТу, то эту продукцию необходимо признать фальсифицированной и вывести из оборота.
Ведь в соответствии со Стратегией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, необходимо обеспечить скоординированное взаимодействие заинтересованных органов государственной власти, участников рынка и потребителей на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе с применением широкого перечня межгосударственных механизмов для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Если же это исследование – лишь способ давления и защиты чьих-то бизнес-интересов, то недопустимо вести эти игры с помощью государственных организаций, которым доверяют обычные граждане.
В свою очередь, добросовестные участники алкогольного рынка уже бьют тревогу и намерены обратиться в суд, ведь они несут как репутационные, так и материальные убытки.
– Конечно, участники рынка, уверенные в качестве своей продукции, имеют право защищать свое доброе имя в суде, – поясняет руководитель Экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева. – Для этого я рекомендую провести независимый анализ продукции в аккредитованных экспертных организациях, получить официальное заключение о качестве продукции и обратиться в суд. При этом хотелось бы отметить, что юридические лица могут требовать возмещение ущерба в связи с действиями, умаляющими их деловую репутацию, что подтверждено в Обзоре судебной практики ВС РФ №1 от 16.02.2017.
Почему же столь масштабное исследование скрыто от общества и тайно передано Росалкогольрегулированию? Тем более, что сайт Роскачества ведет на портал «Для умного покупателя». Может, в организации посчитали, что умных покупателей в стране не осталось, а остальных решили не нагружать результатами своих исследований, а может быть, для того, чтобы оказать давление на добросовестных производителей с целью принуждения сменить поставщика сырья? Это особенно удобно делать через другие организации, так как действует мораторий на проведение проверок, и ведомству нужен особый сигнал, чтобы проверить предприятие.
В свое время руководителю Союзконьяка Анатолию Яблонскому уже удалось остановить массовый завоз некачественного коньячного дистиллята в Россию.
Будет ли в России коньяк? Почему Росалкоголь не контролирует коньячный рынок в России
По всей видимости, история повторяется. Все новое, как говорится, это хорошо забытое старое.
Самое интересное, что продукция для исследования была закуплена АНО «Роскачество» на бюджетные деньги в интернет-магазине. В акте отбора проб так и указано – «Интернет магазин Winestyle».
Продажа алкоголя в интернете в нашей стране запрещена, но по каким-то неведомым причинам это не смутило ни Роскачество, ни Росалкогольрегулирование. Более того в интервью «Российской газете» глава ФС РАР Игорь Алешин сделал следующее заявление: «Не секрет, что спиртным в онлайне по факту и так торгуют, просто сейчас вне закона. Мы блокируем тысячи сайтов в год, а появляется в пять раз больше. Выход один – легализовать».
Подход Игоря Олеговича достаточно оригинален. Нам с вами повезло, что в его полномочия не входит борьба с наркотиками. Ситуация там аналогичная: только пресекут канал поставки – появляется новый. Но почему-то никому в голову не пришло легализовать продажу наркотиков, только из-за того, что борьба с этим пагубным явлением требует серьезных усилий. Если следовать этой логике, то и борьбу с коррупцией пора заканчивать.
Как говорится, если нельзя победить – надо возглавить.
Видимо, так и решил поступить глава ФС РАР, поручив профилактику коррупционных правонарушений своему заместителю Денису Гуляеву (бывшему советнику Игоря Чуяна), известному благодаря коррупционным скандалам c зарубежной недвижимости на элитном курорте Марбелья и многочисленным переводам денежных средств в Испанию. К слову, депутаты от КПРФ обратили на это внимание и внесли в Госдуму законопроект, запрещающий госслужащим всех уровней и парламентариям владеть недвижимостью в странах — членах НАТО.
Денис Гуляев
Видимо, по мнению Игоря Алешина, закон не един для всех, и кому-то торговать алкоголем в интернете все-таки можно. Оно и понятно, ведь в свое время аналогичная ситуация сложилась и с медицинским спиртом.
Помощник Алешина Сергей Михолап являлся владельцем спиртзавода «РФК» и на протяжении последних 15 лет его называют одним из фигурантов схемы массового производства и поставок нелегального спирта в России.
В 2020 году аффилированная помощнику Игоря Алешина компания «РФК» стала единственной в России, получившей лицензию Росалкогольрегулирования и определенное время являлась монополистом на рынке производства медицинского спирта.
Сергей Михолап
АО «РФК» выпускало антисептик «Асептолин», в составе которого общественники обнаружили этиловый спирт 90%, который алкозависимые люди употребляют внутрь. «Спирт» или «этанол» в составе не указывались, что позволяло продавать «Асептолин» в аптеках без рецепта даже детям. Препарат «Асептолин» имел явные признаки товара двойного применения, при этом акциз компанией АО «РФК» не уплачивался.
После обращений журналистов и общественников о массовой реализации в аптеках этилового спирта под видом антисептика «Асептолин» Федеральная налоговая служба и МВД РФ начали проверку всех производителей и покупателей медицинского спирта и фармсубстанций.
Уже бывший помощник Алешина Сергей Михолап, возложив бразды правления компании на свою сестру, достал имеющийся у него украинский паспорт и, также, как бывший руководитель Росалкогольрегулирования Игорь Чуян, обвиняемый сегодня в хищении и финансовых махинациях, спокойно покинул пределы России, уехав в солнечную Испанию.
Рабочее окружение у главы Росалкогольрегулирования очень своеобразное. Видимо, подбор кадров – это конёк главы ФС РАР. Недавно СМИ разразились скандалом: бывшему советнику главы Росалкогольрегулирования Игоря Алешина Михаилу Терещенко предъявлено обвинение в покушении на дачу взятки в особо крупном размере. Ему вменяют ч. 3 ст. 30 и ч. 5 ст. 291 УК РФ. Терещенко арестовали по уголовному делу, возбужденному еще в октябре 2021 года.
Михаил Терещенко
Как сообщило ТАСС, свою вину Терещенко признал и сотрудничает со следствием, продолжая находиться в следственном изоляторе.
В табачной отрасли вводится такой же госконтроль, как в алкогольной – с лицензированием производства и применением единой информационной системы. И если регулирование будет таким же, как на алкогольном рынке, то впереди нас ждет череда новых сенсационных расследований о новых помощниках и советниках Игоря Алешина.
Около 100 млрд рублей ежегодно теряет бюджет Российской Федерации из-за продажи контрафактных табачных изделий. Примерно в течение последнего десятилетия во властных кругах обсуждают закон о регулировании табачного рынка. Но до Государственной Думы он дошел только сейчас. Определенно, бенефициары столь масштабного нелегального оборота прикладывали максимальные усилия, чтобы не допустить государственного контроля рынка. Однако сегодня, похоже, удалось прийти к относительному консенсусу – регулирование введут и очень хочется верить, что столь сложный и ответственный участок работы будет наконец-то доверен высокопрофессиональным специалистам, а не очередным удобным и некомпетентным ставленникам, имитирующим бурную деятельность.
Ярослав Фокин