Структуры холдинга Freedom в Казахстане проверяет КНБ – впереди громкий уголовный процесс или Тимура Турлова посадят тихо?
Среди тех, кто знаком с персоной Тимура Турлова, владельца холдинга Freedom, не утихают жаркие споры: одни считают его аферистом, другие – гениальным предпринимателем и финансистом.
В качестве последнего он и пытается позиционировать себя, наводняя СМИ заказными материалами и вычищая негатив. Оговоримся сразу – мы считаем Тимура Турлова гениальным аферистом, а его холдинг Freedom – гигантской пирамидой, которая рано или поздно рухнет, а ее падение буде куда громче падения пирамиды МММ от Мавроди.
Для тех, кто не знаком с личностью этого «гуру экономики», вкратце расскажем, кто такой Тимур Турлов. Сначала – о том, в качестве кого он себя представляет широкой публике. Тимур Турлов позиционирует себя в качестве основного владельца холдинга Freedom, в состав которого входят инвестиционная компания Freedom Finance, онлайн-брокер Freedom24, Банк «Фридом Финанс». Freedom также владеет миноритарной долей в «Санкт-Петербургской фондовой бирже». Freedom Finance предоставляет брокерские, депозитарные и дилерские услуги в основном в Казахстане и России, специализируется на американском рынке ценных бумаг.
В качестве «материнской компании» Турлов называет зарегистрированную в Соединённых Штатах Америки инвестиционную группу Freedom Holding Corp. Это добавляет веса в глазах клиентов, а основная их масса – это россияне (вопреки тому, что со средины прошлого года основной операционный офис Турлова разместился в Казахстане, но об этом позже), однако не многие учитывают нюансы.
Дело в том, что США – это федеративное государство, где разные штаты имеют разное законодательство, в том числе и налоговое. Для людей, не знакомых с особенностями США, ничего не говорит тот факт, что Freedom Holding Corp. зарегистрирована в штате Невада. Однако это очень важный фактор – Невада славится своим чрезвычайно либеральным налоговым законодательством, это своеобразный оффшор местного разлива. В Штатах к фирмам, зарегистрированным в Неваде, относятся насторожено. Но кто об этом знает в России и Казахстане, а также других постсоветских странах, которые активно окучивает Турлов?
К тому же головной офис Freedom Holding Corp. зарегистрирован в помещении, которое не только сдает в аренду офисные площади, но и предоставляет услугу аренды юридического адреса, что уже о многом говорит. В этом же помещении зарегистрировано несколько десятков разнообразных фирм. И если в случае с каким-нибудь агентством недвижимости или клининговой фирмой это вполне нормально, то с международной корпорацией, которой является Freedom Holding Corp., это весьма странно.
А теперь вернемся к переезду фирмы Турлова в Казахстан. По его словам, он вынужден был отказаться в прошлом году от своих российских отделений под давлением санкций и из-за «американской прописки» материнской компании. Все так, только есть нюансы.
Российская часть бизнеса – инвестиционная компания «Фридом Финанс» и Банк «Фридом Финанс» - были проданы Турловым своему собственному менеджеру:
На инфографике ниже – российский менеджмент Тимура Турлова. И им он «продал» банк и инвестиционную компанию в России. Формально теперь он к российскому бизнесу отношения не имеет, но по факту ничего не изменилось.
Как заявил Тимур Турлов в конце прошлого года, когда вся эта процедура была формализирована, он теперь сосредоточится на бизнесе в Казахстане, где у него действует отделение инвестиционной группы Freedom Holding Corp., зарегистрированной в США и ведущей деятельность в Казахстане через АО «Фридом Финанс», которое является единственным участником АО «Банк Фридом Финанс Казахстан» (бывший Kassa Nova Bank), АО «Страховая компания «Freedom Finance Insurance», АО «Компания по страхованию жизни «Freedom Finance Life».
Но дело в том, что не менее 80% клиентов инвестиционной группы Freedom Holding Corp. – россияне. Которые приносили Турлову не менее 90% денег и которые «откочевали» вслед за ним в Казахстан. Причина крайне проста – в следствии всем известных событий люди просто пытаются спасти свои деньги.
Одной из немногих стран, относительно лояльных в этом отношении к России, пока еще остается Казахстан. К тому же он крайне удобно расположен географически и имеет то преимущество, что здесь практически отсутствует языковой барьер. По крайней мере, люди с деньгами его не замечают.
И по состоянию на конец марта около 80% клиентуры российских филиалов Freedom Holding либо уехало в Казахстан физически, либо вывели туда свои капиталы. Причем выводились деньги через «проданные» российские структуры Турлова – инвестиционную компанию «Фридом Финанс» и Банк «Фридом Финанс»
Так что Турлов просто перебрался ближе к основному потоку денег, которые сосредоточены в Казахстане и которыми нужно управлять. Российский бизнес Турлова перенаправляет людей в Казахстан, где активно работает его предприятие. Помимо этого, отечественный банк «Тинькофф» предлагает клиентам открывать счета в банковском учреждении Турлова — Freedom Bank.
К тому же в Казахстане Тимур Турлов давно связан с местными элитами, для которых делает то же самое, что и для российских – легализует коррупционные капиталы и выводит их в США и Европу. Здесь Турлова связывают со сбежавшим из страны Мухтаром Аблязовым и бывшим (?) владельцем Kassa Nova Bank Булатом Утемуратовым, интересы которых по выводу денег из Казахстана и обслуживал Турлов.
Впрочем, Турлов дальновидно не ограничивался сотрудничеством с несколькими кланами – он наладил связи со всеми элитами и после того, как Аблязов и еще некоторые клиенты Турлова вынуждены были бежать из страны, самого финансиста никто не тронул – оказалось, что он нужен всем.
Так что красивая сказка Турлова о том, что он получил казахстанский паспорт потому, что «влюбился в эту страну пятнадцать лет тому, когда впервые здесь побывал» — это легенда, непонятно на кого рассчитанная. Тем более, что Турлов, имея активы, которые оцениваются в более, чем 2 миллиарда долларов, мог быть жить в любой стране мира. И даже получить «золотой паспорт» в некоторых зажиточных государствах.
Но, кажется, Турлов таки совершил ошибку с паспортом. Потому что внезапно над ним стали собираться тучи. И пришли они от властей Казахстана. Во-первых, нынешнему клану Токаева очень не нравятся связи Турлова с так называемой «оппозицией», которая сейчас сидит за границами Казахстана, но деньги которой активно выводил из страны Турлов. Как уже упоминалось, приехал он в Казахстан благодаря поддержке нынешних яростных критиков режима.
К тому же Турлова подвело исконно русское чувство презрения ко всяческим местным «аборигенам», которых «старшие братья» привыкли учить жизни и попутно обирать до нитки. Турлова понесло в местную политику. Пока что, конечно, он впрямую об этом не заявляет, но достаточно почитать местные ленты новостей, в которых Турлов уже позиционируется не только в качестве гения экономики, но и мецената и покровителя спорта, детей и стариков:
Прямо «Клуб четырёх коней» какой-то. Но и это еще не все:
Если это не начало политической кампании – то что? А Казахстан, если кто забыл, государство куда более авторитарное, чем Россия. И Токаев – очень умный и жесткий лидер. Вспомните хотя бы зачистку кланов Елбасы годичной давности и жесткий «отлуп» Путину, чьими руками он эту зачистку и произвел.
Так что справиться с амбициями очередного залетного «старшего братца» Турлова для Токаева – дело несложное. К тому же эти амбиции наложились на откровенный обман клиентов со стороны структур Турлова в Казахстане.
Дело в том, что Турлов привлек к своему бизнесу российскую мойщицу грязных денег Полину Добриян, которая занимается развитием платежной системы PayBox Technologies, приобретенную Freedom Holding для своей казахстанской «дочки». И сама приобретенная платежная система, и сама Полина Добриян, которая занимается ее развитием, имеют крайне дурную репутацию в бизнес-среде.
Добриян является специалистом по сокрытию нелегальных платежей в онлайн-казино, беттингу и прочих не одобряемых законом деяниях. Именно в этом качестве она и понадобилась Турлову.
С ее приходом в казахстанскую «дочку» «американского холдинга» Freedom у российской клиентуры Турлова внезапно начались проблемы. Добриян предложила Турлову простой и гениальный способ заработка: предлагать клиентам положить средства на кошелек Freedom Finance и дальше заморозить их. Конечно, просто так это делать нельзя, но они придумали рабочую схему: после того, как человек кладет деньги на счёт, блокирует SWIFT, и дальнейший перевод можно сделать только в другой банк Казахстана.
Дальше махинация работает как по маслу: Freedom Finance слёзно извиняется перед клиентом, и говорит, что все средства вернут, но для этого нужно прилететь в Казахстан и лично прийти в офис, чтобы подтвердить свою личность. Дальше вы можете получить свои средства назад, вот только уже за это нужно будет оплатить огромную комиссию.
Пока что это касается только российской клиентуры, на отъем денег которой Тимуром Турловым в Казахстане все плевали с высокой горы – русских здесь любят примерно так же, как и во всем мире – но кто сказал, что Турлов ограничится грабежом только российских граждан?
Не надо забывать, что в его «инвестиционном портфеле» - деньги казахов. Точнее – казахстанской элиты, которой было обещано, что эти деньги не только приумножатся, но и будут легализированы в европейских банках. Для этого Турлов якобы собирался купить банк в Украине и Европе. С банками его здорово подкачали украинские санкции и вопрос повис в воздухе – хотя Турлов заявил, что «санкции наложены механически и безосновательно» и он собирается их оспаривать, дальше заявлений не пошло.
И, если провал с покупкой банков можно было объяснить санкциями, то вот обман клиентов с «блокировкой» денег для умных людей уже был очевидным звоночком о проблемах. И этот звоночек (а он не первый) породил проблемы уже у Турлова.
Ходят активные слухи, что деятельность казахских фирм Турлова активно проверяет КНБ. Пока что это не афишируется – слишком много громких имен могут всплыть в результате огласки. Но, опять же по слухам, многие из вкладчиков пирамиды были шокированы, узнав действительное состояние своих счетов. Так что Тимур Турлов рискует задержаться в Казахстане намного дольше, чем планировал. И в местах, о которых явно не мечтал.
Семен Головецкий