Однако Юривич уже успел легализовать выведенные из России средства.
Иск Генпрокуратуры о национализации компании «Макфа» запоздал как минимум на несколько лет. Члены семьи бывшего челябинского губернатора успели за время "СВО" закрыть связанные с предприятием зарубежные юридические лица и легализовать выведенные средства в зарубежные инвестпроекты. Но силовики и политические оппоненты Михаила Юревича вряд ли позволят ему почивать на лаврах.
Охватившая Россию волна национализации вновь прокатилась по Челябинской области. В конце марта Генпрокуратура подала в суд иск к членам семей бывшего губернатора Михаила Юревича и экс-депутата Госдумы Вадима Белоусова об изъятии компании «Макфа» и других аффилированных с комбинатом активов в собственность государства. Спустя пару дней в СМИ появилось сообщение о наложении ареста на счета и предприятия указанных лиц. Процесс обещает быть долгим и богатым на сенсации, но некоторые важные моменты могут остаться без внимания.
Как ранее сообщал «Октагон», собственники АО «Макфа» начали выстраивать каналы для вывода средств предприятия за границу в 2017 году. Тогда собственником основного пакета акций компании стала кипрская Rantip Invest Limited. Свою долю – 71,42 процента – ей передал отец Михаила Юревича Валерий Юревич. Акционерами Rantip Invest Limited на тот момент являлись отец и мать экс-губернатора Челябинской области. Последующее расследование ФНС установило, что в период с 2017 по 2018 год через кипрскую фирму «Макфа» провела более 8 млрд рублей – в качестве дивидендов и других выплат родителям бывшего главы Челябинской области.
После этого число связанных с «Макфой» офшоров начало расти в геометрической прогрессии. Особую роль в их списке заняла нидерландская компания MGC International B.V. Одним из её директоров длительное время был Антон Белоусов, сын осуждённого за взятку экс-депутата Госдумы Вадима Белоусова. Но большая часть финансовых прокладок была зарегистрирована на Кипре. Практически все из них – Arkoketi LTD, Zacostal LTD, Korfinia LTD, Markoul LTD, Stouvari LTD, Sula Granti LTD – упоминаются в иске Генпрокуратуры в качестве соответчиков.
Из Чехии – на Виргинские острова
Вскрытая Генпрокуратурой и ФНС схема неполная. В частности, в ней отсутствует упоминание о чешском предприятии Makfa Europe s.r.o. Функции исполнительного директора предприятия выполняет Дмитрий Мешков – депутат заксобрания Челябинской области, который с 1996 года является директором по коммерции и развитию «Макфы» и входит в состав совета директоров комбината.
Собственник чешского предприятия за короткий срок сменился два раза. До мая 2021 года им владела нидерландская фирма MGC International B.V. Затем полтора года оно находилось в собственности АО «Макфа». В сентябре 2022 года актив перешёл офшору на Британских Виргинских островах Kaylinda Advisors Limited.
Но наиболее интересные метаморфозы с активами «Макфы» произошли в Великобритании, где Михаил Юревич скрывается от российского правосудия.
В мае 2019 года члены его семьи открыли в Лондоне предприятие Makfa Pasta (UK) Limited. До мая 2022 года компанией руководили два директора – Ирина Белоусова, жена осуждённого депутата Госдумы, и Александр Юревич, сын челябинского экс-губернатора. Бенефициарным владельцем предприятия стала мать Михаила Юревича Наталья.
Зубы на инвестиционную полку
В 2021 году Александр Юревич занялся инвестициями. Он стал участником Nickleby Impress LLP и Nickleby Ray LLP. Речь идёт о проектах британской инвестиционной компании Nickleby Capital. Первый из них представляет собой сеть из 75 ортодонтических клиник в Европе со штаб-квартирой в Барселоне. По данным специализированных источников, только в рамках первого раунда привлечения инвестиций в проект было вложено в общей сложности 50 млн долларов США. Второй – сеть клиник по удалению татуировок.
Помимо этого, Юревич-младший создал собственную инвесткомпанию Investment Legacy Limited, которая пока не отметилась участием в значимых проектах.
После этого, в августе 2023 года, Makfa Pasta (UK) Limited была ликвидирована.
Новые инвестиционные активы Юревича-младшего, как и получаемая от них прибыль, находятся вне зоны досягаемости Генпрокуратуры. Затрудняет работу российских силовиков и наличие у Александра Юревича гражданства Великобритании. При этом в деле Юревича – Белоусова есть многочисленные тонкости, для понимания которых нужно знать историю политических кланов Челябинской области.
Бизнес превыше всего
Михаил Юревич начал заниматься бизнесом ещё в студенческие годы. Обучаясь в Челябинском политехническом институте (сейчас – ЮУрГУ), он открыл торгово-оптовую фирму «Темп», которая перепродавала пищевые продукты. Городская легенда гласит, что в те времена, например, от продажи вагона маргарина можно было получить прибыль до 1000 процентов.
На заработанные деньги Юревич в 1993 году приобрёл свой первый пакет акций крупнейшего в Челябинске Хлебокомбината № 1 (сейчас – «Первый хлебокомбинат»). Спустя два года он стал собственником макаронной фабрики (из трёх букв первого слова и двух букв второго он образовал название «Макфа») и Сосновского хлебокомбината.
По сведениям знакомых с Михаилом Юревичем источников «Октагона», он всегда был прежде всего бизнесменом и воспринимал политику как инструмент для развития бизнеса. В 1999 и 2003 годах Юревич избирался депутатом Госдумы. В 2005 году на выборах мэра Челябинска он победил занимавшего на тот момент более 10 лет пост градоначальника Вячеслава Тарасова. Челябинские политики вспоминают, что изначально Юревич не собирался вступать в кампанию. Соответствующее решение он принял, только когда Тарасов отказал ему в выделении земельного участка под строительство крупного торгового центра.
Шпионский скандал и межклановая война
В 2010–2104 годах Михаил Юревич занимал должность главы Челябинской области. Губернаторское кресло он покинул «по собственному желанию» после встречи с президентом Владимиром Путиным. Эта нейтральная формулировка скрывала клубок разгоревшихся в тот период в регионе административно-политических войн. Главной из них был конфликт команды губернатора с группой влияния, связанной с бизнесменами Александром Аристовым и Юрием Антиповым. Обе стороны в рамках противостояния привлекали существенные медиаресурсы, задействовали дружественных людей в органах власти.
Однако ключевой ошибкой команды Михаила Юревича источники «Октагона» называют открытое противостояние с тогдашним руководством регионального отделения ФСБ и областного суда. Последние, в частности, не простили губернатору его связь с местным преступным авторитетом Степаном Миловановым. В СМИ появлялась версия о том, что последний помог экс-губернатору Михаилу Юревичу приватизировать «Первый хлебокомбинат» и «Макфу», а затем отстоять бизнес в криминальных войнах 1990-х.
Лица, оппонировавшие в то время Юревичу, сегодня занимают важные посты в силовых структурах и органах власти. При первом же удобном случае они припомнят прежние обиды.
В 2016 году бывший губернатор предпринял попытку избраться в Госдуму. Он подал заявку на участие в праймериз «Единой России», но затем снял свою кандидатуру. Такой шаг Юревич объяснил в интервью BBC, обвинив Администрацию президента (АП) в оказываемом на него давлении. По неофициальной информации, в качестве доказательства давления на руках у экс-губернатора была тайно сделанная запись разговора с одним из руководителей АП.
Интервью активно критиковавшему российские власти изданию вышло на фоне конфликта Михаила Юревича с «Уралвагонзаводом». Именно после этого судьба экс-губернатора окончательно покатилась под откос.
В 2017 году против Юревича было возбуждено уголовное дело о получении взяток с медицинских и дорожных контрактов. Он скрылся в Лондоне, где находится по сей день. Суд заочно арестовал бизнесмена, он объявлен в международный розыск.
В 2018 году младшего бизнес-партнёра Юревича, депутата Госдумы Вадима Белоусова, и его тещу-номинала Маргариту Бутакову обвинили в получении взяток на сумму 3,25 млрд рублей за контракты на ремонт и строительство дорог в Челябинской области. Белоусова отпустили под подписку о невыезде, однако он не явился на оглашение решения суда и покинул страну. Предположительно, в настоящее время он также находится в Лондоне и рассматривает возможность открытия собственного бизнеса.