Игорь Кобзев и «Сегежа» нагреют Иркутскую область новым способом
На днях губернатор Иркутской области Игорь Кобзев встречался с президентом «Сегежа груп» Михаилом Шамолиным.
Как и следовало ожидать, итоги этой встречи для населения – угрожающие. Надеяться остается на губернаторские традиции, согласно которым громкие планы останутся на бумаге. Впрочем, вдруг нет?
Для справки, ранее никому не известная в Иркутской области «Сегежа Групп» ныне входит в число крупнейших арендаторов ее лесов. Площадь лесосеки – более семи миллионов кубометров! Можно не сомневаться, что «Сегежа» за свои «благодеяния» вытрясет из прибайкальских властей все плюшки, которые можно, и даже больше...
Так вот, на означенной встрече Кобзева и Шамолина, кроме ряда других интереснейших тем, обсуждали – ни больше ни меньше – участие «Сегежи» в северном завозе. То есть – в поставках за гарантированные казанные денежки.
Как сообщил Губернатор [пишет с большой буквы его пресс-служба], в населенных пунктах крайнего севера [пишет с маленьких букв губернаторская пресс-служба] региона ориентировочно 10 котельных планируется переоборудовать с угля на пеллеты».
Прекрасно.
Да, компанию «Сегежа груп» можно понять. Куда ей девать свою ораву? Еще в 2021 году она рапортовала о росте производства и экспорта древесных топливных гранул в страны Европейского союза.
Так, в первом полугодии пеллетный актив компании в Красноярском крае произвел гранул на 17 процентов больше, чем за аналогичное полугодие 2020-го (почти 45 тысяч тонн).
Сейчас это направление сбыта закрыто.
Конечно, бизнес вправе искать потребителей внутри страны. Теоретически, здесь немало потенциальных покупателей, которые не прочь подбросить в топку совок-другой модного топлива.
В принципе, чем больше таких граждан в стране, тем лучше. Хорошо, если есть и муниципалитеты, которые могут бестрепетно перейти на пеллеты и имеют все основания не бояться в обозримом будущем разморозить систему.
Но почему в жертву хозяину «Сегежи» Владимиру Евтушенкову нужно приносить отдаленные (сильно отдаленные!) территории Иркутской области, для которых и областной центр изнежен теплом? Там минус 40 и ниже – нормальная такая зима.
Наши доблестные власти часто не могут протопить эти территории даже традиционными видами топлива. Которыми, кстати, регион сильно богат и которые должны кому-то продавать в доску свои, а не пришлые какие-то, зарегистрированные в Москве производители...
Эвон, взять для примера хотя бы многострадальную Катангу с невыводимым оттуда мэром Сергеем Чонским, где хронически заканчивается дизельное топливо и, соответственно, пропадает электричество. Да примеров в Иркутской области, честно сказать, не перечислишь и в брошюрке.
Подчеркнем еще раз: в недрах завались угля и газа, да и обычной древесины хватает. Почему ее косить на благо отдельных олигархов хорошо, а населению на сугрев – плохо?
В северных территориях не хватает всего, от денег и запчастей до квалифицированного персонала. И там слава Богу, если удается хоть как-то скрипеть на скованном еще в советское время потенциале жизнеобеспечения.
Но добрый губернатор хочет помочь «Сегеже» со сбытом пеллет, то есть топливных гранул из опилок.
Для тонны пеллет надо чуть больше тонны опилок, которые, конечно, сушат и прессуют, но не более того. Пеллеты же не расщеплять как-нибудь фантастически будут, а так же, как в древности, сжигать. В среднем, отдача тепла при сжигании пеллет всего в 1,2 раза больше, чем от дров такого же веса. И в два раза меньше, чем от каменного угля такого же веса.
А чтобы сделать пеллеты, нужно потратиться на сушку и прессовку.
Поэтому стоимость тепла «из пеллет» значительно дороже тепла из дров (вдвое) и из угля (втрое).
И, самое главное, невозможно на одном и том же оборудовании сегодня топиться пеллетами, а завтра вернуться к углю. Не перейдешь при необходимости с пеллет на обычные дрова. Нет, если уж решился на новое топливо – ставь новые котлы (они значительно дороже) и баста, назад пути нет. Обслуживай. Или правительство оставит территориям резерв? Ага...
Так, видимо, должна выглядеть котельная где-нибудь в глубинке...
Если та же «Сегежа» в какой-то момент завяжет с выпуском гранул – все, привет. Сырье для них – отходы или побочные продукты основного производства, то есть дело опосредованное, зависимое.
Еще неизвестно, какие пеллеты будут поставлять. Некоторые виды с астрономической скоростью забивают всё сажей (если, к примеру, сырье – обзольная древесина с большим количеством смолы).
Да даже хранение пеллет – это отдельный вопрос, который может стать дополнительным сюрпризом для коммунальщиков отдаленных территорий. Просто на воздухе современные гранулы отсыреют и превратятся в никуда не годные опилки россыпью. Любят побаловаться хрустящими гранулками и грызуны...
Ольга Балакина