Башкирский суд рассматривает дело о рекультивации свалки в Стерлитамаке. Иск к ООО "Вториндустрия" подало местное Минприроды. Полигон был у конторы в аренде на протяжении пяти лет, и в 2022 году та вернула его государственному "Табигату", который сейчас банкротится.
Государство открещивается от полигона и требует от "Вториндустрии", что занималась захоронением отходов на этой территории, рекультивировать свалку. Но всё ли так однозначно? Разбирался корреспондент The Moscow Post в Башкирии.
Мусор по-научному
Территория, о которой идёт речь, вообще по решению суда в один момент была исключена из государственного реестра объектов размещения отходов. То есть государство сняло с себя ответственность за то, что на ней происходит. Причём по весьма туманным основаниям, если не сказать – при их отсутствии.
На момент заключения контракта главой "Табигата" являлся Габитов Рустам Мавлитович. Сейчас бывший чиновник занимается тем, что возглавляет компанию "Центр экосистемных технологий" (МИП "ЦЭТ"), в которой у него также имеется доля наравне с другой бывшей чиновницей Башкирии – Ларисой Белан (возглавляла институт безопасности Минимущества: ГУП НИИ БЖД РБ). В список учредителей также входят Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет и ещё ряд физических и юридических лиц.
Контора основана в прошлом году и занимается научными разработками. Не удивимся, если вскоре туда потекут госконтракты от местных госучреждений Минобразования.
Так вот, Габитов руководил ещё предшественником "Табигата", которое было ликвидировано и преобразовано в то, что сейчас возглавляет арбитражный управляющий Газизов Радик Фаатович. После того, как было заключено соглашение с "Вториндустрией", в организации сменился ряд руководителей. Теперь крайне сложно связать ныне происходящее как с самим Габитовым, так и с существующим "Табигатом".
Тем не менее, не только Габитов мог быть причастен к попытке "свалить" все проблемы, образование которых в принципе не должны допускать правительственные структуры, на арендатора. Дело в том, что в 2020 году начались некие "поползновения" в сторону того, чтобы в целом убрать участок из госсобственности. А именно: Минэкологии Республики исключило объект из территориальной схемы отходов, годом позже Роспотребнадзор исключил его из госреестра объектов размещения отходов. "Вториндустрии", которая уже понимала, к чему идёт дело, такое положение вещей явно не понравилось, но оспорить решения судов ей не удалось.
Эти пертурбации происходили при Дмитрии Караваеве, что около года возглавлял "Табигат". Этот господин руководитель и учредитель целого ряда ликвидированных юрлиц, часть из которых принадлежала местным властям. Выглядит так, будто Караваева специально заводят в компании для подготовки их к ликвидации.
Фото: https://www.rusprofile.ru
Вполне возможно, что в том числе судами за территорию полигона он "подчищал хвосты".
То есть, госслужащие, вместо того, чтобы проконтролировать происходящее на полигоне, просто сдали его, заработали денег, а теперь требуют разгребать последствия отсутствия адекватного контроля за деятельностью компании от неё.
Сортировать умеючи
Сам подрядчик принадлежит Эльмире Максадовой и Минзиле Шахмаевой. Первую называют супругой предпринимателя Айрата Максадова, специализирующегося на транспортировке и переработке ТБО. Он владеет регоператором "Эко-Сити". Последний попадал в скандальную историю, связанную с возможным нарушением правил сортировки мусора, в котором бывший партнёр Максадова – Семен Земсков, его обвинял.
Якобы компания "Мохит-СТР", что тоже принадлежала Максадову, не принимал мусор на сортировку и отправлял грузовики на связанный с компанией полигон "Вториндустрии" (думается, тот самый, что стал поводом данного расследования – прим. ред.). Когда мусор направлялся для захоронения на другие полигоны, было якобы отсортировано лишь от 5,5 до 18% мусора. Это, по мнению Земскова, нанесло "Эко-Сити" ущерб почти в 2 млн рублей. Кроме того, "Мохит-СТР", по его словам, завышал цену своих услуг.
Супруга предпринимателя тоже не из тех, кто "прячет голову в песок" – в 2021 году она отсудила у компании "Экопром" 21 млн рублей из-за того, что та не построила по договору с ней мусорный полигон. Только в истории всё н так однозначно. Как в суде уверял представитель ответчика, истец не исполнил свои обязательства по вложению средств в проект, к тому же предоставил неактуальные банковские выписки в суд. Откуда же такая прыть и даже, возможно, наглость у четы Максадовых?
Политика как и мусор дело грязное
Всё дело может быть в близости к сильным мира сего. Максадов является главой компании "Регион-Капитал", что до 2021 года принадлежала Ильшату Нигматуллину – это владелец скандальной стройкомпании "Гранель", которую связывают с интересами вице-премьера Башкирии Андрея Назарова. Ведь Нигматуллин – его бывший бизнес-партнёр. А "Гранель" в Башкирии входит в топ крупнейших застройщиков. Теперь понятно, откуда у "Вториндустрии" куча госконтрактов.
Несмотря на это, к 2021 году её выручка упала чуть ли не до нуля. Можно заподозрить организацию в нечистоплотности при ведении бухгалтерии или выводе госсредств.
Фото: https://www.rusprofile.ru
Мадам Максутова, кстати, также числится учредителем ООО "Экопроминвест". И её доля, как и коллеги по фирме – Айрату Мусабирову, в залоге у Динала Наилевича Багаутдинова – это, по информации Ufa1, сын экс-депутата Курултая Наиля Багаутдинова, который в разное время успел побывать на руководящих постах в "Башнефти" и региональной "Транснефти".
Багаутдинов-младший – крупный местный предприниматель, владелец массы активов в том числе в сфере создания машинного оборудования. Ранее он владел компанией "Трубопроводные Технологии", что сейчас принадлежит заводу "Красный пролетарий", связанному с бывшими депутатами Курултая Башкирии.
Бизнесмен известен в качестве бывшего владельца дачного комплекса с двумя вертолетными площадками на берегу реки Белой. После обнародования данных об этом имуществе, его переписали на фирму "Центр ТО" Веры Олейник, мать бизнесмена Андрея Олейника, который не столь давно разбился на вертолете. Его называли близким другом VIP-персон и силовиков Башкирии. Среди таких фигурировал и премьер-министр Андрей Назаров.
Назаров, кстати, самолично объявлял о том, что на этом заводе локализуется производство Минского автомобильного завода. Так что, весьма вероятно, что и за компанией "Вториндустрия" угадываются интересы чиновников. Возможно, именно поэтому она и получила полигон в пользование.
Только вот теперь чиновники с обеих сторон не хотят устранять последствия работы компании на участке. История может завершиться тем, что мусорная свалка так и останется "мозолить глаза" местным жителям, а "Вториндустрию", которая заявляет об отсутствии средств на рекультивацию, обанкротят. Либо же средства с помпой выделят из госбюджета. Чего можно было бы избежать при наличии адекватных договорённостей и отсутствия "подковёрных игр".
Только вот вопрос – пойдут ли бюджеты на рекультивацию или осядут в карманах приближённых к чиновникам бизнесменов? И, кажется, адресовать их можно г-ну Назарову.
Ольга Балакина