Персона российской журналистки Наили Аскер-заде и её личная жизнь давно привлекают внимание общественности. Причин тому несколько, но главная – связь с Андреем Костиным.
Впрочем, эту связь Наиля Аскер-заде всячески отрицает, хотя глупо отрицать очевидное. Факт связи с могущественным банкиром ни у кого не вызывает сомнения, Наиля Аскер-заде даже в международные санкционные списки попала именно из-за этой связи. По крайней мере, связь с Костиным указывается как первичная причина. То, что на самом деле эта журналистка является пропагандисткой власти – всего лишь дополнение.
Внимание общественности сосредоточено на факте сожительства с Андреем Костиным и порожденным этим сожительством огромным материальным благосостоянием Наили Аскер-заде. И большинство скандалов связаны именно с этими событиями. Суды по этому поводу происходят так же регулярно, как выходят материалы, повествующие о том, что имеет в своем владении сожительница главы государственного банка.
Самое громкое и системное расследование провел, конечно, ФБК, вследствие чего и вспыхнул самый громкий скандал: все более-менее свободные СМИ не преминули вспомнить самолет, на котором летает Наиля Аскер-заде, яхту, которой она пользуется, счета, деньги, квартиры и прочие материальные блага, которые посыпались на так называемую журналистку Наилю Аскер-заде после знакомства с главой государственного банка ВТБ Андреем Костиным.
В банке, конечно, все отрицали, последовали судебные иски и, как водится, извинения. В противовес скандальному расследованию появились явно заказные панегирики, восхваляющие таланты «девочки, которая добилась всего сама». Речь, конечно, о Наиле Аскер-заде.
«Звезда Востока», «упоительная», «эффектная, жгучая и неотразимая. И миллионами горячо любимая»… После прочтения подобного, простите, просто тошнит. В особенности, если речь идет о человеке, называющем себя журналистом. И не просто журналистом, а обладателем премии ТЭФИ за «высшее достижение в области телевизионных искусств».
Если у Наили Аскер-заде и есть высшие достижения, то они находятся в несколько другой области. Кроме постели Андрея Костина, в любви которому она публично признавалась почему-то в Нью-Йорке, в той самой ненавидимой ею и Костиным стране, крах которой Аскер-заде предрекает с экранов телевизоров, область, в которой она имеет, без сомнения, выдающиеся заслуги, это – пропаганда.
Потому что то, чем занимается Наиля Аскер-заде с журналистикой не имеет ничего общего. Собственно, достижения в этой области оценили. И в России, и на Западе. В России на нее сыпятся все возможные блага от власти, на Западе – санкции. Еще одной причиной включения Наили Аскер-заде в санкционные списки была именно пропаганда, в которой она упражняется с экранов российского телевизора.
На самом деле Наиля Аскер-заде является «карманной» пропагандисткой Кремля, умело конвертировавшей слабость престарелого банкира в материальный и карьерный успех. История, собственно, стара как мир. Хотя отрицать заслуги самой Наили Аскер-заде тоже не стоит – как пропагандист и лизоблюд она, несомненно, является одной из лучших. Потому что любовь старого банкира приходит и уходит, а вот не упасть с Олимпа вхожих во властные коридоры без наличия определенных талантов действительно трудно.
Как уже говорилось, с настоящей журналистикой то, что делает Наиля Аскер-заде на экранах, ничего общего не имеет. Это – обычное поддакивание, постановка удобных вопросов для интервьюера, восхваление мнимых достижений и вообще – следование за «линией партии».
Вместо того, чтобы спросить у Рамзана Кадырова о судьбе, например, геев в Чечне, Наиля Аскер-заде разве что не виляла хвостом, беря интервью у этого Героя России. Та же самая история с Крымским мостом – вместо того, чтобы поинтересоваться, сколько денег украли на его строительстве (в том числе и Андрей Костин, кстати), эта так называемая «журналистка» повторяла кремлевские штампы о «историческом событии» и всячески расхваливала президента, проехавшего мостом на КАМАЗе.
Собственно, эти фразы тоже надо кому-то говорить. Но тогда надо отделить мухи от котлет, то есть журналистику от пропаганды. И называть вещи своими именами. Если интервью берет журналист, то он должен спрашивать у российских власть имущих одно: «Почему вы все время врете?».
Но в интервью «журналистки», как она себя называет, Наили Аскер-заде вы никогда не услышите таких вопросов. Зато услышите фразы, которые служат только одной цели – понравиться тому, у кого она берет интервью. И – попасть в струю официальной пропаганды, не дай Бог не сказать что-то, идущее в разрез с ее постулатами.
Вместо того, чтобы возразить Кадырову, Наиля Аскер-заде соглашается с ним, когда он говорит, что в Чечне «геев нет». Хотя как раз накануне этого интервью мир содрогнулся от ужаса, узнав, как именно этих самых геев, «которых нет», в той самой Чечне убивают. Вместо этого – Наиля Аскер-заде мило улыбается главе Чечни и послушно кивает на его явную и циничную ложь.
То же самое и с остальными героями – вместо того, чтобы найти неудобную фактуру для важных вопросов своим героям, Наиля Аскер-заде ведет интервью так, чтобы ее героям было максимально комфортно. Это было и с Путиным, и с Костиным, и с Кадыровым, и со всеми остальными.
Журналистика должна быть объективной. Она должна проливать свет на темные стороны жизни, общества и государства. Особенно, если идет речь о деятельности первых лиц. Чтобы люди видели проблемы, с которыми они живут, с которыми сталкивается страна. Чтобы видели и решали их. Журналистика должна помогать гражданам страны, а не обслуживать интересы небольшой горстки власть предержащих.
Если же человек, называющий себя журналистом, делает все, чтобы прославлять власть, это не журналистика. Это – пропаганда. И единственная цель, которую преследует Наиля Аскер-заде в своих так называемых «интервью» - раскрыть своего героя с максимально выгодной для государства стороны. Надо признать – это у нее получается замечательно.