Каннский кинофестиваль – буйство самых разных кинокрасок.
В этой палитре не так уж много обсуждают даже поистине детективную историю с иранским режиссером Мохаммадом Расулофым, сумевшим нелегально покинуть родину и приехать в Канны буквально неделю-другую назад.
Фильм Расулофа «Семя священного инжира», включенный в основной конкурс, стал причиной очередного уголовного преследования режиссера. Год назад его звали в Канны членом жюри, но Иран не выпустил. Теперь, после того как у Мохаммада отобрали паспорт и приговорили к 8 годам тюрьмы, порке и конфискации имущества, он тайно пересек границу и появился на Лазурном Берегу. Драма, сама по себе достойная экранизации! «Семя…» покажут ближе к концу фестиваля. Как и ленту «Ученик» еще одного иранца (точнее, датчанина иранского происхождения) Али Аббаси, замахнувшегося на вольную фантазию о молодых годах Дональда Трампа.
О чем в Каннах судачат, так это о фильме «Мегалополис» 85-летнего Фрэнсиса Форда Копполы. К работе всей своей жизни он шел лет 40, но никто не соглашался давать под проект деньги. И в Каннах многие поняли, почему. Если москвичи еще смогли бы заинтересоваться по крайней мере одним персонажем – Фредом Цицеро, коррупционером, мечтающим замостить весь город своей плиткой, то европейская богема Копполу, кажется, совсем не поняла. Впрочем, экс-глава Международной федерации кинопрессы Андрей Плахов заступился за мэтра: «Это не фильм, а безумный поступок, экстремальное авторское высказывание о жизни-смерти и катастрофе современного мира». Однако «для простого народа» внятнее всего описал шумиху вокруг «Мегалополиса» московский фотограф, завсегдатай премьер Геннадий Авраменко, тоже оказавшийся в Каннах:
– Люди, обреченные смотреть на Каннском фестивале кино, пишут, что Коппола снял абсолютную дичь. Фильм ругают в прессе, в сети и на каннских кухнях, набитых невыспавшейся русской эмиграцией.
Авраменко же заметил, что в Каннах «кругом русская речь». Несмотря на все санкции, слухи о русофобии и флаге Саудовской Аравии, гордо реющем над бывшим российским павильоном.
Русского духа стало еще больше накануне первых показов фильма нашего Кирилла Серебренникова «Лимонов, баллада об Эдичке», съемки которого начинались в России до событий 2022 года. Отзывы, как у Копполы, так себе. «Нарочито неубедительная мифологизация беспорядочной жизни писателя» (Variety), «Бессвязная, неуправляемая, плутовская история» (ScreenDaily), «Сократил Лимонова до секса с чернокожим маргиналом» (Зинаида Пронченко). Но мэтр кинокритики Плахов поддержал и этого, не чуждого ему режиссера.
Семен Головецкий