Как ФСБ использовала евродепутата Жданок для вмешательства в европейскую политику

Просмотры: 653     Комментарии: 0
Как ФСБ использовала евродепутата Жданок для вмешательства в европейскую политику
Как ФСБ использовала евродепутата Жданок для вмешательства в европейскую политику

Депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок оказалась агентом ФСБ.

В связи с большим интересом к этой теме мы публикуем некоторые подробности ее похождений. Как выясняется, на протяжении долгих лет Жданок не только помогала распространять дезинформацию, используя для этого трибуну Европарламента, но и «сливала» ФСБ всю информацию, которую могла получить, используя свой статус евродепутата. Ее донесения Пятой службе ФСБ сыграли свою роль в силовом разгоне Евромайдана в 2014 году и, например, в давлении Кремля на Молдову во время переговоров с ЕС. Документы также показывают прямое участие ФСБ в организации финансирования для Жданок. Теперь в Латвии ей грозит уголовное дело, но она уже приготовила для себя «запасной аэродром» на Валдае.

«Янукович готов на силовой сценарий»

28 января 2014 года, в самый разгар Евромайдана, Европарламент направил в Киев делегацию, члены которой встретились и с Януковичем, и с украинскими оппозиционными силами. Татьяна Жданок, евродепутат от Латвии, была одним из делегатов, направленных в Киев. Но, в отличие от своих коллег, по итогам поездки она послала отчет вовсе не в Европарламент — а своему куратору из Пятой службы ФСБ Сергею Бельтюкову. В своем отчете она резюмирует: Майдан сам не рассосется, а у Януковича не хватает воли для силового разгона.

«Сергей, извините за задержку с ответом, но у меня сплошной цейтнот из-за этой втиснувшейся перед страсбургской сессией поездки в Киев. Впечатления противоречивые. Янукович слишком хитер, чтобы его можно было раскусить в ходе полуторачасовой беседы. Но ощущение такое, что он готов на силовой сценарий. Косвенное доказательство — тот факт, что депутат Колесниченко срочно вывез семью из Киева в Севастополь (с переводом сына в севастопольскую школу). Хотя Вадим уверяет, что этот шаг он предпринял из-за получаемых им угроз. С другой стороны, некоторые наблюдатели склоняются к тому, что Янукович очень скоро подпишет договор с ЕС, поимев со всех сторон максимум бонусов. Выглядел он на встрече с нами в понедельник довольно бодро, спокойно и уверенно. Я полагала, что он должен был быть более растерянным. Общество наше (7 человек во главе со Шпигелем) ему явно было комфортно, и он после собственного вступления и наших недлинных речей закатил на 45 минут рассказ обо всех перипетиях в связи с подписанием договора с ЕС и МВФ. Ну а на Майдане, куда мы прогулялись в воскресенье поздно вечером, ощущения смешанные: какая-то смесь фарса, драмы, ужастика и комедии (с перевесом третьей составляющей в этом списке). Это все так просто не рассосется. Т. Ж.».

В тот же день Бельтюков лаконично ответил: «Спасибо!!!»

20 февраля, две недели спустя, ФСБ направила в Киев собственную делегацию во главе с руководителем Пятой службы ФСБ Сергеем Беседой. В этот же день снайперы полиции стали стрелять на поражение по протестующим, погибли десятки человек. Впрочем, применение силы не помогло, и Януковичу пришлось сбежать в Россию.

А 2 мая 2014 года в Одессе произошли столкновения между организованными Кремлем «антимайдановцами» и проукраинскими активистами. «Антимайдановцы» напали на активистов и застрелили одного из них, после чего разъяренные активисты обратили провокаторов в бегство, и те укрылись в одесском Доме профсоюзов. Стороны начали кидать друг в друга бутылками с зажигательной смесью, возник пожар. Активисты помогали людям спасаться из горящего здания, но более 40 человек погибли. Кремлевская пропаганда выбрала этот инцидент, чтобы заявить о «геноциде русских», и стала использовать все ресурсы, чтобы распространить свою версию событий. Подключили и Жданок.

В июне Бельтюков просит ее организовать фотовыставку, посвященную событиям в Доме профсоюзов. Жданок ревностно берется за дело и проводит целую серию мероприятий, посвященных этим событиям, в том числе в стенах Европарламента.

Были и личные встречи — например, в Москве в «Шоколаднице» на Лубянке. Приезжая в Москву, Жданок не только встречалась с куратором из ФСБ, но и выступала в пропагандистских ток-шоу, например шоу Соловьева. Бельтюков писал, что с удовольствием смотрел ее выступления на телевидении, и благодарил ее со словами о том, как это важно сегодня.

Деньги из Москвы

Старания Жданок были по достоинству оценены. В конце 2014 года Сергей Бельтюков (в письмах он подписывается как Сергей Красин) пишет ей: «Татьяна Аркадьевна! Возможно, в ближайшее время с Вами свяжется Д. Г. Появилась возможность претендовать на исследовательский грант по линии СПбГУ. На первый взгляд, идея выглядит интересной».

Жданок отвечает: «Сергей, спасибо за теплые слова, которые всегда приятно получать. Д. Г. мне звонил, надеюсь встретиться в Риге с нашим общим знакомым. Т. Ж.».

 tidttiqzqiqkdrmf eiqrriqtierncr

«Д. Г.» — это сотрудник питерского УФСБ Дмитрий Гладей, с которым Жданок общается еще со времен СССР. Она заявляла, что это лишь ее старый знакомый со студенческих времен, но в переписке она общается с ним на «вы» и в деловом тоне, а «старый знакомый» обсуждает с ней только рабочие вопросы и среди прочего организует ей финансирование.

 

Российские деньги Жданок к тому времени получала уже много лет: в ее переписке можно обнаружить, например, обсуждение гранта на проведение форума в Брюсселе в 2008 году, где Жданок выступала с российских позиций по теме русско-грузинской войны. О гранте она договаривалась с пропагандистом и директором европейских программ «Русского мира» Алексеем Громыко, внуком знаменитого советского министра иностранных дел Андрея Громыко по прозвищу «Мистер нет». Громыко-младший сделал быструю карьеру, в 2014 году его «правильная» позиция по украинскому вопросу помогла ему заполучить место сначала главы Института Европы РАН, а затем и попасть в научный совет при Совбезе РФ. (Правда, после начала СВО Громыко вместе с рядом российских ученых подписал письмо, где выражается «озабоченность» и звучит призыв «прекратить огонь», после чего Громыко из Совбеза убрали.)

Также, судя по переписке, Жданок регулярно получала финансирование от российского Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Вот как она поучает своего знакомого, политика из прокремлевской партии ЗаПЧЕЛ Владимира Бузаева, подававшего заявку в этот фонд:

«Владимир, форма письма совершенно неприемлемая. Если бы я так писала заявки (а кроме меня и Лени Райхмана их никто не писал), то никакого финансирования никогда бы не получила. Надо сделать короткое письмо без всяких ультиматумов и с реальным бюджетом (не более 20 тысяч евро). Т. Ж.».

Помощница от Кремля

Москва помогала Жданок не только деньгами, но и людьми. Та же группа людей, которая курировала кампанию по распространению дезинформации о событиях в Одессе 2 мая и общалась со Жданок через групповой имейл [email protected], обсуждает с ней назначение нового помощника. Некто по имени Дмитрий (скорее всего, тот же ФСБ-шник Дмитрий Гладей) ставит Жданок перед фактом, что у нее теперь появится новая помощница — Юлия Сатирова, студентка из Одессы. Жданок послушно устраивает Сатирову к себе в аппарат. Та работала в Европарламенте до 2019 года, причем не только на Жданок, но и на двух других политиков: Мирослава Митрофанова, латвийского парламентария и члена Латвийского русского союза, и Иржи Машталки, коммунистического евродепутата из Чехии.

Сатирова не единственная, для кого Жданок нашла работу в Европарламенте. Ей также удалось устроить своего бывшего соратника Юрия Соколовского в парламентскую группу «Зеленые / Европейский свободный альянс». Он до сих пор работает там в качестве советника.

Агент-провокатор

Далеко не только в Украине Жданок становилась полезным информатором Кремля. Особенно активно она, конечно, рапортует ФСБ о положении дел в Латвии, где и сама ведет активную политическую деятельность, которую координировала с Москвой. Например, во время организованных провокаций во время «шествия легионеров», когда группа пожилых ветеранов СС возлагала цветы к памятнику, Жданок должна была преподнести это явление как доказательство популярности нацизма в Латвии. Люди, одетые в тюремные робы и со звездами Давида на груди, вставали на пути у шествия, полиция во избежание столкновения начинала их оттеснять, и яркая картинка впоследствии была призвана продемонстрировать притеснение «антифашистов» латвийским государством.

ФСБ не просто заранее знала о провокации, но и предупредила Жданок, что понадобится отчет: «Жду обещанных уточнений для статьи по 16 марта — текст Вашего заявления, реакция депутатов, последствия». После мероприятия Жданок высылает фотографии, сопровождая их следующим текстом:

«Посылаю текст и фото к нему. Первоначальный короткий текст, поясняющий фото, был разослан 16 марта депутатам моей фракции „зеленых“ (53 чел.). Посылаемый более подробный текст был отослан 17 марта для тех же „зеленых“ и еще членам интергруппы по проблемам меньшинств (42 деп.).

Реакцию депутатов полностью отследить удастся на следующей неделе, так как это будет неделя заседания фракций, а сейчас неделя комиссий. Сегодня на заседании группы депутатов от фракции „зеленых“, работающих в комиссии по гражданским свободам (5 депутатов), руководитель группы Каталайн Бутенвейг (Kathalijne Buitenweig) попросила меня рассказать о том, как дальше развивались события».

Жданок также переслала Гладею заявление, которое она направила своим коллегам по Европарламенту. В нем евродепутат выражает свое возмущение «насилием, примененным полицией против антифашистских демонстрантов».

Любопытно, что двадцать лет спустя Кремль все так же продолжает провокации и дезинформационные в Европе со звездами Давида — правда, теперь не в Латвии, а во Франции. Нанятые провокаторы рисуют звезды Давида и антисемитские граффити в Париже, после чего через кремлевскую сеть троллей фотографии этих акций распространяются в сети как доказательство роста антисемитизма во Франции.

Око государево

Помимо Латвии и Украины, Жданок активно интересуется восточноевропейскими странами, сотрудничающими с ЕС в рамках Восточного партнерства, и как евродепутат в составе делегаций посещает эти страны либо встречается с их представителями в Брюсселе. Об этих встречах и их результатах она дисциплинированно рапортует ФСБ.

Так, например, летом 2010 года Жданок отправила Гладею программу визита депутатов из потенциальных стран Восточного партнерства в Брюссель. Позже она сообщила, какие страны-участницы выступают (и не выступают) за включение в проект союзницы России Беларуси:

«Посмотрела свои записи. Позиции участников таковы: Грузия, Армения и Азербайджан твердо за полноправное участие Беларуси, а Украина и Молдова готовы согласиться с „компромиссными“ предложениям Европарламента 5+5 или 10+10. Но все они вроде бы не против начать работу без Беларуси, и первое собрание полных делегаций (60 чел. от ЕП и по 10 чел. от каждого парламента) должно состояться в сентябре. Т. Ж.».

Через несколько месяцев аналогичный отчет она отправила Гладею из Молдовы. А в 2012 году Жданок ездила в Азербайджан. Перед такими визитами евродепутаты получают толстые папки с анализом экономики и политики принимающей страны, резюме высокопоставленных чиновников, информацией о поддержке со стороны международных фондов и брифингами по ключевым вопросам — таким как подавление протестных движений. Жданок переслала почти 70-страничный отчет Гладею. Эти документы не были конфиденциальными, но они предназначались только для делегаций Европарламента, а не для широкой общественности — и тем более не для российской разведки.

В Вильнюсе в ноябре 2013 года ЕС планировал подписать соглашения о сотрудничестве с несколькими странами Восточного партнерства, и Россия усиливала давление. Был запрещен импорт вина из Молдовы и шоколада из Украины. Москва также угрожала прекратить поставки газа — это было очень серьезной мерой, учитывая приближающуюся зиму. Депутаты Европарламента, собравшиеся в Литве, решили принять резолюцию, осуждающую тактику силового давления со стороны России. Жданок отправила и эту резолюцию своему куратору из ФСБ.

Подготовила она и свой проект резолюции от партии «зеленых», и текст своей речи. В нем она признала, что Россия оказывает давление, но указала на то, что ЕС якобы исповедует двойные стандарты: Молдова больше не сможет экспортировать вино в Россию, но ЕС не предлагает альтернативного рынка. В качестве примера она привела Латвию, сказав, что та вступила в ЕС, но «брак был неравным». По сути, Жданок переиначила для Молдовы послание, которое Кремль распространял в странах Балтии на протяжении многих лет: ЕС поступает с вами несправедливо, и, если вы останетесь с Россией, вашей стране будет лучше.

«Я в шоке», — завила бывший немецкий евродепутат Ребекка Хармс, возглавлявшая тогда группу Жданок в Европарламенте, узнав об этих имейлах. «Становится ясно, что она не только имела „другое мнение“ по вопросам, связанным с Россией, но и действительно была информатором. Я очень сожалею, что мне не хватило сил организовать большинство, чтобы исключить ее из группы „зеленых”».

Маленький помощник Кремля

Жданок не просто сообщала ФСБ о событиях, она также давала советы российской разведке о том, как той эффективнее вмешиваться в европейские политические дела.

В электронном письме от 1 октября 2009 года Жданок отправила Гладею «анализ ошибок в работе некоторых структур, влияющих на имидж России за рубежом». Она указала, что российские дипломаты за рубежом были плохо подготовлены к работе со СМИ и их легко «обходили» коллеги из стран Балтии и Грузии, которые были «молоды, динамичны, прошли обучение на Западе и свободно владели иностранными языками».

Жданок отметила, что эта динамика была хорошо видна во время эстонского эпизода с «Бронзовым солдатом» в 2007 году, когда Таллинн перенес советский памятник Второй мировой войны с оживленного городского перекрестка на военное кладбище. Перенос был встречен спровоцированными российскими властями беспорядками и кибератакой хакеров из ГРУ. Другой пример, приведенный Жданок, связан с российско-грузинской войной 2008 года, в которой дипломатических усилий Москвы оказалось недостаточно, чтобы убедить мир в том, что Россия не агрессор.

В своем анализе Жданок также критиковала российских чиновников, которые рассматривают зарубежные поездки как туристические приключения, отмечая, что посланники Москвы слишком часто компенсируют отсутствие убедительных аргументов «высокомерным отношением», которое она резюмировала следующим образом: «У России есть газ и нефть, поэтому вы должны нас уважать».

У Жданок были довольно серьезные амбиции: она пыталась пролоббировать создание на основе своего Европейского русского форума (ЕРФ) целого государственного ведомства, которое использовало бы русскую диаспору для продвижения государственных интересов за рубежом. В течение многих лет ЕРФ был самым важным мероприятием Жданок в Брюсселе. Она бронировала место проведения форума в здании Европарламента почти за полгода и брала на себя роль главного организатора, а важные российские чиновники сидели с ней рядом. Среди учредителей форума были представители мэрии Москвы и РПЦ, а среди спонсоров — МИД РФ и фонд «Русский мир». Форум, серия дискуссий и выставок давали Жданок повод привозить в Европарламент российских политиков и представителей спецслужб.

Теперь же, после начавшегося расследования, европейскую карьеру Жданок ждет бесславный конец. Баллотироваться в Европарламент она больше не сможет и без депутатского иммунитета имеет все основания оказаться фигурантом уголовного дела. Очевидно, ожидая такого исхода, Жданок не так давно отремонтировала свой дом на Валдае.

Мария Соколовская
Распечатать  

Комментарии:

comments powered by Disqus
Все статьи