Схема Bandenia. Как в Великобритании появился фиктивный банк по испанскому образцу
В 2017 году испанские власти разоблачили более двадцати компаний, которые отмывали деньги для преступников, выдавая себя за банк в Мадриде. Теперь лица, связанные с этой схемой, открыли сотни подобных компаний в Великобритании и других юрисдикциях — одна из них даже выдает себя за процветающий британский банк.
Главное из расследования
- В рамках схемы Bandenia, которую раскрыли в Испании в 2017 году, через 27 компаний наркоторговцы и предполагаемые мошенники отмывали деньги в крупных банках.
- Журналисты выявили сотни других компаний по всему миру, которые могут быть связаны с людьми, причастными к испанской схеме.
- Работавший над делом испанский следователь предполагает, что это может быть все та же испанская схема, только в более крупном масштабе.
- Одна компания, которую создало лицо, причастное к испанской схеме, называется Bandenia Challenger Bank. В прошлом году ее представителя пригласили выступить перед рабочей группой парламента Великобритании.
- Bandenia Challenger Bank — это не банк, а британская компания, которая использует поддельную лицензию, полученную на тропическом острове Мвали.
Ниже — краткое содержание и обзор главных находок расследования OCCRP, National Magazine Comores, IRPIMedia, infoLibre и Follow the Money. Основную версию на английском читайте здесь.
За три года британская BBP Bandenia PLC перевела между различными компаниями и банками 12 миллионов евро, полученных незаконным путем
В 2017 году в центре схемы была британская фирма BBP Bandenia PLC. Сеть связанных с ней компаний перечисляла деньги через испанские банки для наркоторговцев и мошенников по всему миру: об этом говорится в обвинительном заключении по делу, которое теперь рассматривают в Испании.
По словам следственного судьи, только с июня 2012-го по февраль 2015 года Bandenia перевела между различными компаниями и банками как минимум 12 миллионов евро, которые клиенты получили незаконным путем. Судья отметил, что BBP Bandenia обслуживала многомиллионные счета клиентов из Ирана, хотя в отношении страны с 2010 года действуют финансовые санкции.
А в ноябре 2022 года в Великобритании перед парламентской рабочей группой выступил Имран Куреши, гендиректор Bandenia Challenger Bank. Он рассказал, что его предприятие использует технологию блокчейна и упрощенные методы проверки. Член парламента Мартин Дохерти-Хьюз, представивший Куреши, сказал, что компания Bandenia Challenger Bank нацелена на «революцию в сфере торгового финансирования и ипотечных кредитов в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке».
BBP Bandenia PLC вела реальную деятельность, но в отчетах использовала данные других компаний
В отличие от многих других компаний, выявленных испанскими властями, BBP Bandenia, судя по всему, вела реальный бизнес и обслуживала клиентов, а не только была прикрытием.
Журналисты изучили отчеты компании за 2012, 2016 и 2019 годы и нашли там большие фрагменты текста, по-видимому, взятого из годовых отчетов других компаний, в том числе британской «дочки» японской корпорации Hitachi и банка Metro Bank. Проверка на уникальность показала, что почти половина текста на первых 15 страницах отчетов BBP Bandenia за 2012 год взята из отчета Hitachi Capital. В отчете за 2019 год несколько раз вместо BBP Bandenia написано ‘HCUK’ — это аббревиатура от Hitachi Capital U.K.
В 2012 году Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании добавило Bandenia Banca Privada (это название BBP Bandenia использовала с 2010 по 2015 год) в список неавторизованных фирм. А в 2017-м регулятор вопреки собственному решению и множеству несанкционированных операций, описанных в годовых отчетах BBP Bandenia, выдал компании лицензию на программы потребительского кредитования.
Сеть компаний, связанных с Bandenia, может быть гораздо обширнее, чем считали испанские власти
Журналисты выявили по меньшей мере 450 зарегистрированных по всему миру компаний, которые могут быть связаны с лицами, причастными к испанской схеме. Испанские власти назвали лишь 27 из этих фирм. Еще 240 зарегистрировали уже после того, как в 2019 году испанский следственный судья вынес обвинительное заключение в отношении лиц, связанных с Bandenia. Еще примерно 200 фирм учредили до этого, но, похоже, они не попали в поле зрения испанских властей.
Некоторые из выявленных фирм полностью или частично используют название Bandenia, другие явно связаны друг с другом — например, используют один адрес, или у них один директор.
Большинство этих компаний соответствуют характеристикам фирм-фантомов — предприятий, которые существуют только на бумаге и могут использоваться для перечисления денег.
В 2021 и 2022 годах бывший гендиректор BBP Bandenia Хосе Артилес Себальос и его итальянский партнер Фабио Пасторе числились директорами множества британских и американских компаний.
Артилес Себальос сказал репортерам, что Bandenia, «как и другие группы или международные корпорации, диверсифицировала деятельность в разных экономических и промышленных сферах; компания создавала фирмы с собственным капиталом и инвестировала в объекты, у которых были другие акционеры».
Bandenia казалась настоящим банком — клиенты получали номера счетов и документы
В 2019 году бывшего гендиректора BBP Bandenia Хосе Артилеса Себальоса привлекли к суду за отмывание доходов от наркоторговли: «кокаиновая королева» Ана Камено Анатолин платила через его фиктивный банк своим колумбийским поставщикам.
Чтобы Bandenia казалась настоящим финансовым учреждением, ее представители утверждали, что компания получила банковскую лицензию на Мвали, одном из Коморских островов. В 2015 году один из филиалов действительно получил настоящую банковскую лицензию на карибском острове Доминика, но в 2018-м ее отозвали. Клиенты получали номера счетов и документы, как в обычном банке, но все они были поддельными.
«Bandenia предоставляет документацию и бизнес-структуры, которые позволяют перечислять деньги любым видам преступных сетей», — сказал испанский следователь.
Как фиктивному банку удавалось перечислять деньги
Согласно обвинительному заключению, компании, связанные с Bandenia, открывали счета в крупных банках, таких как испанские CaixaBank и Ibercaja, а также в испанском подразделении голландского гиганта ING. Деньги, поступающие на эти счета, принадлежали соответствующим компаниям, но Bandenia объединяла средства клиентов и перечисляла их по всему миру.
«Средства электронными переводами отправляли в заграничные банки или компании… расположенные в юрисдикциях, где строго соблюдается банковская и корпоративная тайна, чтобы деньги нельзя было отследить», — говорится в обвинительном заключении.
Бывший глава Bandenia, которому в 2014 году на восемь лет запретили руководить испанскими компаниями, числится директором 185 фирм в Великобритании
В 2019 году бывший глава BBP Bandenia стал акционером и первым директором новой британской компании под названием Bandenia Challenger Bank — той самой, о которой Куреши рассказывал всепартийной парламентской группе по блокчейну.
Несмотря на слово «банк» в названии, у Bandenia Challenger Bank нет банковской лицензии. Однако на сайте компания предлагает аккредитивы, банковские гарантии и другие финансовые услуги, похожие на те, что когда-то предлагала BBP Bandenia.
У людей, которые якобы работают в Bandenia Challenger Bank, поддельные фото в профилях на LinkedIn.
На вопросы, адресованные Куреши, журналистам ответили в электронном письме без подписи — оно пришло от компании Bandenia Challenger Finance. В нем говорится, что компания просто купила название в интернете.
«Мы ничего не знаем о BBP Bandenia и их группе, а также о том, чем они занимались в прошлом», — говорится в письме.
Но на сайте Bandenia Challenger Bank висит поддельная банковская лицензия, выданная «автономным островом Мвали (Мохели)», — точно такая же, как у BBP Bandenia.
Реакция
Артилес Себальос отрицает какие-либо правонарушения. С Пасторе, которого Себальос назвал «финансовым консультантом», связаться не удалось.
В ING не стали комментировать участие в схеме из-за «текущих судебных процессов». В CaixaBank заявили, что с банка сняты все обвинения в правонарушениях — суд это подтвердил. В Ibercaja не ответили на запрос о комментариях.
Ольга Балакина