Взяточный арбитраж и экстремизм
Воронежский арбитражный управляющий Коликов может отправиться за решётку за пятнадцатимиллионный подкуп судьи.
Вот интересно, как люди с хорошими репутацией и послужным списком вдруг встают на коррупционные рельсы? Это что – «Все берут, дают, а я хуже, что ли?» Причём, совсем интересно, что происходит это и в ведомстве, которое самым строгим образом должно с этим бороться – суде. На днях в Воронеже задержан арбитражный управляющий Владимир Коликов за попытку подкупа судьи арбитражного суда. Сумма в деле растёт по мере расследования и может составить 15 миллионов рублей.
По версии следствия, эти 15 миллионов Владимир Коликов должен был передать судье Воронежского арбитражного суда за, так скажем, «коммерческую» услугу. За эти деньги судья должен (или должна) был принять нужное интересантам решение против бизнес-активов узбекского бизнесмена Тохиржона Жалилова. Речь идёт о корпоративном конфликте вокруг кафе «Малика» на выезде из Воронежа и компании «Автодом 36».
При этом суммы попытки подкупа в СМИ называют разные. По одной из версий она составляет около 250 тысяч рублей, но не меньше. По информации другого СМИ размер взятки уже свыше 1 млн рублей. Теперь, как видим, воронежское СМИ располагает информацией, что окончательная сумма может составить 15 миллионов.
Обвиняют Владимира Коликова в даче взятки по части 4 статьи 291 УК РФ. Наказание по ней – до 12 лет лишения свободы. Следствие также заявляет, есть основания предполагать, что деньги господин Коликов передавал именно тому судье, который вёл его арбитражные дела. Что, в принципе, логично. Но имя судьи следователи не раскрывают, ведь по закону судьи обладают определённым иммунитетом перед претензиями правоохранительных органов.
На хорошем счету
Владимир Коликов с 2014 года является членом престижной ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса». Судя по данным Федресурса, до ареста он вёл процедуры банкротства нескольких компаний и физических лиц в Воронежской и Тульской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. А это сотни процедур с миллиардными суммами требований долга.
Если посмотреть страницу Всероссийского каталога финансовых управляющих о Коликове, то можно видеть, что все свои дела он доводил до завершения. График говорит о том, что большая часть дел завершена успешно. Здесь необходимо пояснение. Успешным считается завершение дела со списанием долгов с ответчика. Если списания долгов не произошло, то, возможно, объявляющий себя банкротом фигурант процесса – просто мошенник.
Автокороль
Узбекского бизнесмена Тохиржона Жалилова в своё время так и называли – автокоролём. И надо сказать – неспроста. Он являлся генеральным директором американо-узбекского концерна GM-Uzbekistan – головной структуры воронежского Uz-Daewoo. Плюс «узбекский автокороль» владел в Воронеже сетью автосалонов «КМ/Ч». Кроме этого, являлся поручителем ООО «АвтоЛидер», ООО «КрасКар», ООО «ЛадаАвтоВоронеж». Но такой солидный набор автомобильных дилеров не спас Жалилова от банкротства. Хотя стоит предположить, что банкротил себя бизнесмен сам.
В марте 2019 года банк «Возрождение» подал иск в отношении Тохиржона Жалилова. Выше уже сказано, что бизнесмен являлся поручителем ООО «АвтоЛидер», ООО «КрасКар», ООО «ЛадаАвтоВоронеж». Видимо, вся эта компания набрала кредитов и очень не хотела их отдавать. Сумма требований банка – 503 млн рублей. В августе 2020 года Арбитражный суд Воронежской области, а затем и арбитраж Центрального округа вынесли решение о реструктуризации долгов предпринимателя, не помогли никакие апелляции.
А дальше спираль начала раскручиваться ещё быстрее. В апреле 2021 года Жалилова по решению Воронежского арбитража признали банкротом. Тогда претензии к «автокоролю» предъявили сразу 7 компаний. Самые крупные требования предъявили ПАО АКБ «Пересвет» – 2,8 млрд рублей, ООО «Аудиторско-консалтинговая юридическая фирма «Объединенная юридическая коллегия» – 299,2 млн рублей, ООО «Финансовый консультант № 1» – 189,8 млн рублей, ПАО АКБ «Инвестторгбанк» – 497,9 млн рублей и ПАО банк «Возрождение» – 712,3 млн рублей. Общая сумма, включенная в реестр требований кредиторов, составила 4,5 млрд рублей.
Но это далеко не вся сумма долгов. Проблемы в автоимперии Жалилова начались гораздо раньше. С 2015 года в дилерскую сеть Uz-Daewoo и автосалоны других подконтрольных сетей перестали «приезжать» новые автомобили. Хотя, мы уже предположили, что «КМ/Ч», воронежский Uz-Daewoo ООО «АвтоЛидер», ООО «КрасКар», ООО «ЛадаАвтоВоронеж» набрали по взаимным поручительствам банковских кредитов. Так и было на самом деле ещё в 2014 году. И, как сообщает одно из воронежских СМИ, их общий долг может превышать 20 млрд рублей. Тогда сразу вопрос «на засыпку»: деньги были, и немалые, тогда почему не доехали до автосалонов новые автомобили? Или их и не собирались доставлять?
По всей видимости, не собирались. Но это далеко не самые страшные «проступки» автокороля.
Разоритель банков и сочувствующий экстремистам
Если не вдаваться в детали, то Тохиржон Жалилов своими невозвращёнными кредитами просто разорил банк Русской православной Церкви «Пересвет». Но это не значит, что банк вёл только дела церковные. Например, вкладчиками были крупнейшие российские корпорации: «Транснефть», «Русгидро», «Мосэнергосбыт» (последняя корпорация входит в состав «Интер РАО, «РН-энерго», которая занимается энергоснабжением предприятий «Роснефти», и другие. Всего, согласно отчётности «Пересвета» за 2015 год, 18,6% средств, хранившихся в банке, принадлежали российским энергетическим компаниям. Ущерб составил 500 млн долларов, или 37 млрд рублей.
Вот здесь очень интересен один момент. Господин Жалилов тесно сотрудничал по бизнесу со своим земляком Ленуром Исламовым, хорошо известным в среде крымских татар. Последний персонаж даже некоторое время трудился на должности, ни много ни мало, заместителя председателя (вице-премьера) совета министров Республики Крым. Уволили его за то, что он пытался одновременно находиться на российской государственной службе и участвовать в антироссийских акциях Мустафы Джемилёва (лидер Меджлиса крымско-татарского народа**, который в марте 2014 года призывал ввести в Крым «миротворческие войска НАТО»)
А дальше и вовсе шок. В декабре 2015 года Ислямов объявил о формировании добровольческих батальонов, в том числе батальона «Аскер».
Эти бойцы «называют себя смертниками», гордо подчеркнул Джамилёв. Как утверждал Руслан Бальбек, который в 2014-2016 годах работал в должности заместителя председателя правительства республики Крым, «Аскер» пополнялся в том числе бывшими боевиками «Исламского государства»* (террористическая организация, запрещённая в РФ).
Возникает предположение, что именно на финансирование экстремистов шли кредиты Жалилова и Исламова. Но утверждать не можем.
И этот человек, Жалилов, теперь невольно, сам того не зная, разрушил карьеру воронежскому арбитражному управляющему Владимиру Коликову. Хотя последнего никто не заставлял лезть в преступное дело.
А судьи кто?
Что касается задержания Владимира Коликова, то его отправили в СИЗО на 2 месяца. Но, как и было сказано выше, до сих пор в деле фигурирует лишь загадочный «представитель арбитражного суда», имя которого тщательно скрывают. В кулуарах судейского сообщества упорно ходят слухи, что это может быть действующий служитель Фемиды, возможно, даже из числа председательского корпуса. Если подозрения подтвердятся, судье грозит не только потеря мантии, но и реальный тюремный срок.
Так что это было? Не замеченный ранее в преступных делах успешный арбитражный управляющий Владимир Коликов вдруг решился «сунуть голову в петлю»? Или не вдруг, просто раньше не попадался?
Или таким образом кто-то из обиженных «клиентов» Коликова решил отомстить, и одним махом подставить и его, и судью, предварительно слив информацию чекистам? Из области фантастики, конечно, но тем не менее.
Одним словом, хотелось слегка разбогатеть, но не получилось. Дело может стать резонансным (если уже не стало), после чего, возможно, возьмутся за чистку в судейском корпусе. Посмотрим…
Ярослав Фокин