Ссора с концессионером «КВС» оставила Саратов без очистных

Просмотры: 452     Комментарии: 0
Ссора с концессионером «КВС» оставила Саратов без очистных
Ссора с концессионером «КВС» оставила Саратов без очистных

Продолжаем изучать, как регионы тратят бюджетные миллиарды, выделенные на оздоровление Волги.

Мы уже рассмотрели ситуацию в Тверской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Нижегородской, Ульяновской и Самарской областях, а также в Чувашии, Марий Эл и Татарстане. Сегодня в центре внимания – Саратовская область.

Протяжённость Волги в Саратовской области составляет 480 километров. Это не так уж мало по сравнению с другими регионами Поволжья, а потому, казалось, регион имел все основания получить из федерального центра деньги на оздоровление великой русской реки в объёме как минимум не меньшем, чем соседи. Но администрация экс-губернатора Валерия Радаева, судя по ситуации, проиграла бюрократическую битву.
 

Камыш на безрыбье

Известно, что изначально проект оздоровления Волги в регионе включал 31 объект общей стоимостью 52,2 млрд рублей. Именно этот проект тогдашний губернатор Саратовской области Валерий Радаев согласовывал в марте 2018 года с тогдашним министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским. Однако уже в мае пост министра вместо Донского занял Дмитрий Кобылкин (сейчас он возглавляет в Госдуме комитет по экологии). При Дмитрии Кобылкине и был принят действующий федеральный проект «Оздоровление Волги». Вот только запросы Саратовской области в нём оказались очень сильно урезаны. Региону рекомендовали сосредоточиться на инвестициях в один-единственный объект – реконструкцию очистных сооружений в ЗАТО Светлый. Этот проект оценивался в 300 млн, но федеральных субсидий не хватало даже на него.

В 2022 году, накануне губернаторских выборов, Валерий Радаев подал в отставку. Кресло главы региона перешло человеку из его команды – Роману Бусаргину. При Бусаргине администрация региона не оставила попыток получить хоть какие-то деньги из Москвы. На реконструкцию очистных Вольска просили 1,22 млрд рублей, на проект в ЗАТО Светлый – 758 млн, на очистные в саратовском районе Глебучев овраг – 2,3 миллиарда. Были и другие запросы, однако деньги Федерация так и не выделила

Сейчас в паспорте федерального проекта зафиксирована сумма трансферов из центра в Саратов на период 2019–2024 годов в сумме 170 млн рублей (ещё около 3,5 млн регион должен сам вложить в оздоровление реки). Для сравнения скажем, что в Ульяновской области на аналогичные цели предполагается освоить 5 млрд рублей, а в Самарской – более 18 млрд рублей.

Неудивительно, что при таких финансовых раскладах в прошлом году Саратовская область смогла потратить на оздоровление Волги всего лишь около 6,7 млн рублей. В результате самым амбициозным проектом здесь стал покос камыша на берегах. Скосить должны были 211 гектаров зарослей. Бюджеты по этому направлению осваивает «Нижне-Волгаводхоз» – филиал федерального бюджетного учреждения «Центр­регионводхоз». Для выполнения работ используется шведский агрегат-амфибия Truxor. Его работа могла бы вызвать ассоциации с фильмом «Сибирский цирюльник», если бы не явное несовпадение масштабов: ширина рабочей области косилки составляет всего около 2 метров, в связи с чем борьба шведской машинки с камышами на необъятных волжских просторах выглядит сизифовым трудом. При этом в отчётах не сообщается, как скоро скошенный камыш снова вырастет, а сомневаться в том, что это произойдёт, не приходится. Что ж, удобная схема: постоянно косить снова и снова вырастающий камыш, списывая на это деньги.

Неудачная концессия

Единственной более или менее крупной стройкой в рамках федерального проекта по оздоровлению Волги в Саратовской области стала модернизация очистных в городе Хвалынске. В 2021 году местный муниципалитет объявил тендер стоимостью 125 млн рублей на проведение работ на этом объекте. Однако в итоге контракт был заключён на сумму 146 миллионов. И хотя датой окончания работ было определено 1 августа 2024 года, они завершились уже в декабре 2022-го – на 1,5 года раньше! Подрядчиком выступило саратовское ООО «Техно-Сфера». Основным собственником фирмы является «Энерго­машинвест». Это, по сути, холдинговая компания с численностью персонала 1 человек, которая владеет несколькими бизнесами, связанными с производством металлопродукции, машин и оборудования и торговлей ими. Местные СМИ писали, что к моменту начала реконструкции износ очистных в Хвалынске составлял 100%, так что стоки шли в Волгу, похоже, без должной очистки. Но вот пикантный факт: централизованной канализацией пользуются лишь около 60% населения городка. Остальные 40% как сбрасывали свои стоки в грунт или в ручьи без должной очистки, так и сбрасывают.

После реконструкции очистных в Хвалынске власти заявили, что сброс загрязнённых сточных вод в Волгу сократился с 3,4 до 2,3 млн кубометров в год. Что будут делать с оставшимися стоками, пока неясно. В целом ряде населённых пунктов на берегу Волги либо нет очистных вовсе, либо они работают неполноценно.

При этом самым крупным источником загрязнения Волги в регионе являются стоки Саратова. Водным хозяйством города с 2017 года управляло ООО «КВС». Частная компания (её название расшифровывается как «Концессия водоснабжения Саратов») получила инфраструктуру через концессионное соглашение. Тогда горожанам объявили, что частный инвестор вложит в развитие сетей 13,4 млрд рублей. Через пять лет региональные власти спохватились: сумма фактических инвестиций составила лишь 2,8 миллиарда. Потому в прошлом году было решено расторгнуть концессионное соглашение. Но, как видно, текст договора был изначально составлен в пользу концессионера. Теперь город обязан выплатить изгнанному инвестору 2,3 млрд рублей в качестве неустойки. С учётом того, что чистая прибыль компании в последние годы составляла от 50 до 200 млн рублей (при выручке до 3 млрд), можно сказать, что уходит она из Саратова практически без потерь.

Кто является конечным бенефициаром ООО «КВС», сказать затруднительно. Её учредитель – инвестиционная компания «Лидер», данные об акционерах которой публично не раскрыты. При этом «Лидер» владеет инфраструктурными бизнесами, завязанными на концессионные соглашения, по всей стране. Например, компанией ООО «ТКК», которая строит в Санкт-Петербурге сеть скоростных трамваев, и ООО «Сарпинский развитие» – она реализует комплексный проект освоения острова Сарпинский в Волгограде. Также в своё время «Лидер» выдержал конкуренцию за концессию в Саратове с такими мощными игроками, как «Росводоканал» (связан с «Альфа-Групп») и «Российские коммунальные системы» (связаны с концерном «Ренова» Виктора Вексель­берга). А потому более чем вероятно, что за «Лидером» стоит влиятельный лоббист. В 2014 году «Форбс» писал, что эта инвесткомпания управляет средствами НПФ «Газпром».

Руководителем её назывался Анатолий Гавриленко-младший. Его отец, в молодости окончивший институт иностранных языков, ещё в советское время занимался международными связями и считался другом Рауля Кастро, работал в Госплане, затем играл на бирже, удачно инвестировал в акции «Газпрома» и создал бизнес по управлению активами.

Как бы то ни было, теперь структуры «Лидера» уходят из Саратова. Горожане, похоже, остаются у разбитого корыта. Все проблемы с текущим водопроводом, изношенной канализацией и плохо работающими очистными вновь взваливаются на муниципальный водоканал.

Только реконструкция очистных, по примерным подсчётам, может стоить более 5 млрд рублей. По идее, заодно нужно чинить и изношенную канализационную сеть. Судя по всему, сейчас в регионе составляют сметы, чтобы в очередной раз просить денег в федеральном центре.

Кстати

Саратов и Волгоград возглавляют антирейтинг волжских городов, которые сбрасывают в Волгу наибольшие объёмы микропластика. К такому выводу в 2021 году пришёл фонд «Без рек как без рук». Экологи сообщили, что взяли около 200 проб воды на всём протяжении Волги и во всех из них содержание микропластика было повышенным. При этом удалось выделить и города, которые сбрасывают микропластика меньше других: Ярославль, Кострома и Чебоксары.
Под микропластиком исследователи понимали частицы размером менее 5 миллиметров. На их пластиковую основу налипают разнообразные органические и неорганические токсины, потому такие частицы могут быть ядовитыми для рыб и птиц. Среднее содержание микропластика в Волге тогда оценивалось как 4,1 частицы на кубометр воды. Для сравнения: показатель Рейна – 11, Темзы – 25.
 
Мария Соколовская
Распечатать  

Комментарии:

comments powered by Disqus
Все статьи