Компания «Лукойл» в обмен на налоговые льготы пообещала решить проблему с зимней соляркой, однако в реальности ее нет.
Компания «Лукойл» предложила Правительству РФ модернизировать свои производственные мощности за государственный счет. Глава организации Вадим Воробьев рассказал о планах по созданию новых установок на Волгоградском НПЗ с инвестициями свыше 90 млрд рублей с целью производить 1,2 млн тонн дизельного топлива в год.
Под эти планы разработана идеология – якобы новый проект решит проблему с дефицитом зимней солярки, однако для этого потребуется господдержка в 85-130 млрд рублей до 2033 года.
Проблемы нет
Проблема с зимним топливом – это известный лозунг, она как бы есть, а на самом деле ее нет.
РФ с лихвой производит топливо для собственных нужд, формально с ним есть трудности, но фактически в сезон оно в случае дефицита заменяется альтернативами. На севере и в холода автомобили и грузовики не останавливаются из-за отсутствия солярки. Цены также быстро не растут – государство ситуацию полностью контролирует.
Таким образом, «Лукойл» просто хочет получить деньги на новый проект, который будет выпускать не только морозостойкое дизтопливо, но и широкую номенклатуру продукции – в частности, автомобильные масла и другие нефтепроизводные.
Вадим Воробьев.
Воробьев сетует на то, что предложенный «Лукойлом» проект без мер господдержки не эффективен и предлагает профинансировать начинание за счет коэффициента Кинв, то есть в зачет выплачиваемых компанией налогов.
«Лукойл» вознамерился удержать выплаты в бюджет и построить на эти деньги производственную линию, чтобы застолбить за собой на топливном рынке единственное направление, где нет переизбытка продукции. Хитрая тактика, как и все другие предложения от ведущей «частной» нефтекомпании страны.
Главный актив «Лукойла»
Волгоградский НПЗ, официально называющийся «Лукойл-Волгограднефтепереработка», начал строиться в 1952 году в послевоенном Сталинграде и заработал в 1957 году. В собственность «Лукойла» предприятие перешло в 1993 году и является главным нефтеперерабатывающим активом компании, это третье по объемам предприятие данной отрасли в России.
«Лукойл» не создал это производство на пустом месте, а получил от государства готовый кластер экономики, компания за 30 лет в него вложилась, но не без помощи властей. Если предложение Воробьева будет утверждено, то это только упрочит позиции «Лукойла» в стране.
В основе всегда выгода
Зимнее и арктическое дизельное топливо являются маржинальными нефтепродуктами – цена на них значительно выше, чем на обычную солярку. Российские НПЗ производят их в том объеме, чтобы страна могла пережить зиму. В случае долговременных аномальных холодов возможны какие-то сбои, но все они решаемы за счет альтернатив и присадок.
Однако не об этом, похоже, беспокоится «Лукойл», а о запретах на экспорт дизтоплива зимних классов, которые в сезон вводит Правительство РФ. Такие решения делают это производство неинтересным для компании, вот «лукойловцы», судя по всему, и лоббируют новый бизнес за госудакрственный счет.
«Лукойл» и национальные интересы
Данный лоббизм происходит на фоне того, что «Лукойл», согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), показал в 2023 году чистую прибыль в 1,16 трлн рублей. За 2022 год компания цифры не раскрывала, но есть сведения, что в позапрошлый год чистая прибыль структуры возросла на 48,72%. Доходность финальных дивидендов «Лукойла» за 2023 год составила 6,7% или 498 рублей за акцию. Деньги у компании на предложенный проект есть.
Риторика Воробьева напоминает шантаж – «дадите нам налоговую скидку – сделаем линию, не дадите – не сделаем», а зимняя солярка и национальные интересы страны здесь как-то побоку, причем в политике структуры есть и худшие моменты.
НПЗ в Бургасе, благодаря которому «Лукойл» получил двухлетнее исключение из-под санкций ЕС, поставлял топливо для танков Украинской армии. По крайней мере об этом писал «Московский комсомолец» в 2023 году, ссылаясь на иностранное издание. Кому война, а кому мать родна, только, пожалуйста, выдайте налоговую скидку.
Деньги никогда не лишние
«Лукойл» регулярно фигурирует в неблаговидных делах. «Лукойл-Центрнефтепродукт» – нижегородская «дочка» компании недавно попалась на махинациях с ценами на мелком опте, а в Башкирии и в Волгоградской области компания активно влезает в региональную политику для достижения своих меркантильных целей.
УФАС возбудило дело против «Лукойла – Уралнефтепродукта» по необоснованному повышению цен. Имеются сведения, что это связано с тесным взаимодействием компании с главой Башкирии Радием Хабировым и планами по покрытию данного региона сетью заправок. В Волгограде все еще прозрачней – там «Лукойл» дает деньги контролируемому командой губернатора Андрея Бочарова фонду «Перспективное развитие Волгоградской области» в обмен на весомые налоговые скидки. Теперь этот порядок «Лукойл» хочет переложить на всю страну.
Компания умасливает региональных владык, получает комфортные условия для бизнеса и просит помощи федерального центра на крупные инвестиционные проекты. Логика простая, понятная и эффективная – если Москва, конечно, не даст от ворот поворот.
Нижегородский товарищ Кириенко
Вадим Воробьев возглавил ПАО «Лукойл» в 2022 году после ухода многолетних руководителей этой структуры – Вагита Алекперова и Леонида Федуна. Этот человек не нефтяник, он начал свою карьеру в структурах ВЦСПС и КПСС, а в девяностые переориентировался на бизнес и работал в нижегородских страховой компании «Аваль» и банке «Гарантия» – обе структуры были ликвидированы и поглощены более крупными рыбами в нулевые годы.
Ключевым для Воробьева стало знакомство в горьковском Комсмоле с Сергеем Кириенко, который в 1998 году в возрасте 35 лет отметился перед дефолтом в роли премьер-министра. Свою задачу он выполнил, но одновременно с этим обзавелся связями, успешно перестроил карьеру и подтащил в высшие эшелоны своих людей.
Сергей Кириенко.
В нефтянку Воробьев попал в 1998 году, когда стал вице-президентом ОАО «Нефтяная компания «НОРСИ-ОЙЛ»», которая в 2001 году превратилась в дочернюю структуру «Лукойла», где он за 21 год дорос до президента, чем-то понравившись бенефициарам нефтяного гиганта.
Смена руководства в «Лукойле» была вызвана тем, что компания после февраля 2022 года сохраняла бизнес в Европе (НПЗ в Болгарии и на Сицилии) и не была полностью выдавлена с западного рынка, однако ее бессменный руководитель Алекперов попал в санционнные списки Австралии, Великобритании и Канады, что сразу осложнило бизнес. Так возникла кандидатура Воробьева, который давно был на хорошем счету у владык «Лукойла».
Сегодня Воробьев чистый управленец, но на рубеже девяностых и нулевых по комсомольской памяти совмещал бизнес и политику. В 1996 и 2000 годах он избирался депутатом Городской Думы Нижнего Новгорода и четыре года возглавлял там постоянную комиссию по бюджетной, финансовой и налоговой политике, а в 2002 году перешел в Заксобрание Нижегородской области.
Почти все это время он состоял в ультралиберальном «Союзе правых сил», одним из лидеров которого в Госдуме РФ третьего созыва в 1999-2000 годы был Кириенко, но тот быстро усвоил момент и переквалифицировался из либералов-сайентологов в сотрудники президентской Администрации. Воробьев, как и Кириенко, сохранил комсомольскую хватку и знает что и когда просить у государства. Сегодня он член «Единой России» и лоббист интересов «Лукойла» в Москве.
Мария Соколовская