Богомолов стирает имя Виктюка?
Многих театралов повергло в шок, что назначенный руководителем Театра Романа Виктюка Константин Богомолов решился на кардинальные перемены: поменять название на «Театр – Сцена «Мельников» (в память об архитекторе здания, где располагается сам театр) и убрать из репертуара некоторые спектакли Виктюка («Служанки», «Мастер и Маргарита», «Несравненная!» и другие).
Получается, решили совсем стереть любое упоминание о легендарном режиссере. Многие это связывают с тем, что Роман Григорьевич родом из Западной Украины, чем очень гордился, и что за многими его постановками тянулся шлейф нетрадиционной сексуальной ориентации. А это теперь считается пропагандой то ли терроризма, то ли экстремизма и запрещено в России. В прессе пишут, что Богомолов не сдержал свое слово, когда пообещал артистам, что название менять не будет. «Собеседник» позвонил в театр.
– На самом деле на собрании труппы Богомолов на вопрос «Будете ли вы менять название театра?», посмотрев на присутствующего руководителя департамента культуры Москвы Фурсина, сказал: «Мы об этом еще не говорили», – рассказывает «Собеседнику» актриса Театра Романа Виктюка, заслуженная артистка России Людмила Погорелова. – Мне кажется, на всю эту ситуацию надо смотреть философски. Вот, например, был театр, который создал Таиров, и носил его имя, а потом он стал Театром имени Пушкина. Но те, кто интересуется искусством, знают, что создатель – Таиров. Или взять, к примеру, МХАТ, который не носит имя Станиславского. Суть не в том, что сняли вывеску или не будет звучать имя Виктюка – он как художественная личность, как творец уже оставил свой след, его не выпилишь из памяти, из музеев, из культурных скрижалей.
– Людмила, но ведь убирают же из афиш его спектакли! Легендарных «Служанок», например…
– Понимаете, театр как действо происходит здесь и сейчас. Закрывается занавес – и спектакль как бы испаряется. Он остается только в восприятии публики, в вашей ментальной сущности. Когда спектаклю как организму пытаются продлить жизнь до бесконечности, это не приводит к добру. Тем более когда у спектакля уже нет хозяина, нет автора, который может проследить за его возрастными изменениями. Так произошло, например, со «Служанками». Да и еще несколько спектаклей идут не один десяток лет. Но когда нет водителя, никакой худсовет, никакие ведущие артисты неспособны вывести этот механизм на взлетную полосу.
– А вот блестящий спектакль «Несравненная!», который шел десять лет и по-прежнему имел успех…
– Да, его убирают. О причинах я могу только догадываться.
– Кажется, все понимают, почему…
– Почему?
– Наверное, потому, что увидели там пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений…
– Думаю, в вашей догадке есть правильное зерно. Но в этом направлении работает сегодняшняя конъюнктура. Роман Виктюк попал в такой потрясающий исторический период, когда о человеке можно было говорить красиво, изящно и выразительно. И вообще, Виктюк был более глубоким и серьезным художником, чем разговоры, которые сводятся к какой-либо ориентации.
– А почему убрали голос Виктюка, который приветствовал зрителей перед каждым спектаклем?
– Да потому, что он говорит: «К вам обращается Роман Виктюк…» Но ведь его нет в живых уже почти четыре года. Я, например, предлагала убрать «к вам обращается Роман Виктюк», оставить только его игровую маленькую фразу. И звучал бы его голос, и не было бы никаких недоразумений, мы бы еще долго жили с его голосом. Но товарищи из худсовета меня не послушали, в результате мы получили то, что получили. И думаю, чисто физически и психологически это правильно.
– Уже известно, что кто-то сам ушел из труппы или кого-то убрали?
– Пока ничего подобного нет, потому что мы сейчас в отпуске. Но Богомолов не скрывал, что будет просматривать всех актеров. Мне кажется, пока поведение этого человека абсолютно грамотное. Потому что так себя ведет тот, кто знает, что и как он хочет сделать. Ну а дальше… посмотрим. Главное, что театр, созданный Виктюком, продолжает жить.
Мария Соколовская