Нефтяные компании обязаны согласовывать добычу нефти с главами семей коренных народов, если ресурс обнаружен на землях, где они ведут традиционное природопользование.
Однако, как выяснил «Общественный радар», в апреле 2024 года «Сургутнефтегаз» вступил в конфликт с жителями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Компания предложила коренным жителям минимальную компенсацию за недропользование и экологический ущерб, но после отказа жителей начала добычу без согласования.
Эта ситуация стала возможной из-за отсутствия синхронизации реестров коренных малочисленных народов и реестров территорий традиционного природопользования. Обременения в пользовании землёй также не регистрируются. Таким образом, компании могут не согласовывать добычу и предлагают жителям небольшие компенсации «по доброй воле».
Омбудсмен Югры пообещал взять ситуацию под контроль до внесения сведений в реестр, однако полузаконная добыча нефти и сопутствующий вред экологии продолжаются. «Общественный радар» сообщает, что добыча нефти без должного согласования с коренными народами остаётся серьёзной проблемой.
Кроме того, российские журналисты выяснили, что «Сургутнефтегаз» вербует молодёжь Югры на службу в российской армии. Молодые люди, приходя устраиваться на работу, сталкиваются с предложением подписать контракт на военную службу, так как рабочих мест якобы нет. Для жителей отдалённых стойбищ это часто единственная возможность заработка, так как ежедневные поездки в города и посёлки затруднительны и дорогостоящи.
В марте 2023 года центр «Досье» выяснил, что «Сургутнефтегаз» фактически контролируется людьми из окружения Владимира Путина. Друзья президента Пётр Колбин и Геннадий Тимченко через группу IPP с 2011 года контролировали как минимум 43% внешнеторговых сделок компании.
Юрий Лобачев