Зеленогорский лес перестает быть зоной отдыха петербуржцев
Смольный и «Газпром» продолжают лишать петербуржцев леса, который находится рядом с заказником «Щучье Озеро».
После газпромовского детского пансионата здесь, как сообщает корреспондент, появится биатлонная трасса, а будущем, похоже, и гостиницы.
Биатлон и «Газпром» против петербуржцев? Возможно ли такое? В Зеленогорске возможно все. Дело в том, что администрация Санкт-Петербурга вместе с переехавшим в город ПАО «Газпром» продолжают продвигать проект реновации заказника «Щучье озеро». Там они собираются построить газпромовский школьный пансионат и биатлонную базу.
Протесты петербуржцев «Газпром» и Смольный не слышат, хотя группа активистов уже несколько лет просит петербургские власти сохранить жителям зеленогорский лес в Курортном районе. Однако власть и деньги имущие непреклонны и от проекта не отказываются, предлагая всем несогласным жаловаться в суд, а он у нас иногда своеобразный.
Смольный не слышит петербуржцев
7 августа 2024 года состоялось очередное заседание Городского суда Санкт-Петербурга по этому вопросу. Защитники просят инстанцию отменить постановление правительства Санкт-Петербурга о передаче Фонду социальных инициатив «Газпрома» этих участков.
Судья отказала в проведении независимой судебной экспертизы проекта планировки территории, но решила разобраться в исследованиях «Газпрома». Для этого на следующее заседание, назначенное на 17 сентября, явится эксперт, который ответит на вопросы инстанции. Однако предложить свои кандидатуры экспертов защитникам не дали, им был назначен человек от Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга.
Налицо конфликт интересов – суд будет основывать позицию на мнении эксперта стороны истца, ведь Комитет является составной частью правительства Санкт-Петербурга.
Судья этим решением обошла ключевой момент – несоответствие градостроительного плана 2005 года реальному положению дел. Девятнадцать лет назад чиновники «забыли», что территория, которая находится рядом с заказником «Щучье озеро» в 1987 году характеризовалась как «проектируемая зелень» и точно не подходила для жилой застройки.
Чиновники открытым текстом признались в ошибке, сославшись на то, что в плане 2005 года эта территория была оценена по аналогии с близлежащей землей, но исправлять ее отказались. Таким образом, возникла странная ситуация – участок был переведен под жилую застройку по ошибке, но возвращать все в должный вид ни в коем случае нельзя.
Все для детей «Газпрома»
Почему так? Все дело в «Газпроме» и его проекте пансионата на 2000 человек учащихся и 400 человек персонала, который «национальное достояние» решило здесь возвести. Жителям этот проект не нужен – муниципалитет полностью обеспечен школами, да и газпромовское учреждение наверняка будет закрыто для людей с улицы, а вот госкорпорация непреклонна.
Дело в привлекательности территории. Во-первых, это не Ленобласть, а Санкт-Петербург. Во-вторых, пригород с городскими условиями – рядом быстрый выезд на КАД, а по трассе на Лахту можно на автомобиле без проблем за 20 минут доехать до Приморского района. Не будет проблем ни с логистикой, ни с коммуникациями, тут Финский залив и даже птички поют. Лучшее место для деток «Газпрома», которые там будут учиться управлять Россией.
На протяжении десятилетий здесь отдыхали петербуржцы – это был городской пригород еще в царские времена, пусть он тогда и относился к Выборгской губернии. Но пришел «Газпром» и решил все перестроить под себя и под своих детей. Чужие интересы и чужие дети Фонду социальных инициатив «Газпрома», похоже, до лампочки.
Позиция дочки «Газпрома» прямолинейная: Фонд законов не нарушил, действует на основании принятых административных решений и готов все вопросы решать через суд. Никакого диалога – госкорпорация продолжит отстаивать свое право сильного.
Биатлон попал в петербуржцев
Вторым сюжетом является биатлонная трасса, которую власти собираются построить по соседству с газпромовским пансионатом. Проект планируют реализовать на деньги города, но это, похоже, смежное начинание с газпромовским.
Объяснение у проекта интересное: старая лыжная трасса в Кавголово не соответствует международным нормам проведения соревнования и не имеет нужной пропускной способности. Возможно, это и так, но возникает вопрос, а зачем Санкт-Петербургу лыжно-биатлонная трасса?
Александр Беглов.
Кавголовскую трассу построили во времена, когда город и область управлялись из одного Обкома, и никто не думал, строить такой проект обязательно в пределах Ленинграда. Санкт-Петербургу такая трасса не нужна – нет в регионе пятен для подобного проекта, что эта история и доказывает. Гораздо проще и эффективней договориться с Ленинградской областью и найти место там, но это уже совершенно другие деньги, другие люди и поэтому это никому не интересно.
Трассу продвигает все тот же Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, который и выдал «Газпрому» разрешение на пансионат. В 2022 году властные зубы сломались об прокуратуру. Ведомство признало несоответствие проекта законодательству об особо охраняемых природных территориях, после чего его вычеркнули из инвестиционной программы города на 2022-2025 годы. Но никто не хочет отказываться от таких денег, поэтому проект был Смольным продавлен.
Беглов против Матвиенко
Для строительства лыжных дорог планируется использовать территорию заказника «Щучье озеро» со всеми вытекающими последствиями, включая вырубку деревьев, асфальтирование и создание инфраструктуры для искусственного снега – вот такой «биатлон» в Санкт-Петербурге. Нет в России мест с естественным снегом. Глобальное, видите ли, потепление.
Власти обещают не допустить вреда экологии, но при таком масштабе работ это невозможно. Для этого проекта в 2023 году даже был скорректирован Генплан.
Валентина Матвиенко.
Пока власти собираются создать 12 км трассу шириной в 10-12 метров вместе с инфраструктурой, а что будет дальше – большой вопрос. Планы в Санкт-Петербурге сегодня корректируются на коленке – правительство Александра Беглова де-факто дезавуировало постановление Валентины Матвиенко от 2011 года, по которому был создан заказник «Щучье озеро» с целью сохранения в городе таежных лесов. Сегодня в Смольном в почете не леса, а стройки, и не важно на какие деньги и с какими бенефициарами, как в случае с Ильей Трабером и Element Development.
Тем более в этой истории кроме пресловутой биатлонной трассы присутствует сценарий со строительством гостиниц на берегу Финского залива. Участок земли там давно принадлежит некому ООО «Северо-Запад», которое имеет право построить там гостиницы. В условиях санкций и закрытия Европы число туристов в Санкт-Петербурге выросло почти в два раза. Гостиничный бизнес и до 2022 года был выгоден на берегах Невы, а теперь его позиции только усилились. Можно сказать, что это золотая жила.
Тут в чем дело – ошибка в плане 2005 года по зеленогорскому лесу могла быть формальной, уже тогда данная земля интересовала инвесторов. Просто бум жилищного строительства в Санкт-Петербурге случился где-то через 10 лет после Москвы, поэтому до этого пятна дотянулись только сейчас и, естественно, отдали его самому жирному интересанту из возможных.
Гостиничный проект в «Щучьем озере» также лежит на полке и ждет передачи нужному инвестору. Даже название ООО было выбрано так, чтобы усложнить поиск бенефициаров для посторонних глаз, но в целом все, судя по всему, решено. Вслед за пансионатом и биатлонной трассой, вероятно, будет реализован и этот проект при неформальном согласии Смольного, судов и других городских инстанций. Почему так? Почему все в городе делается не для людей, а для олигархов, девелоперов и госкорпораций?
Ольга Балакина