«Мангазея» Янчукова по шла по пути Росбилдинга
Экс-функционер рейдерского «Росбилдинга» Владислав Свиблов и ранее имевший проблемы с законом Сергей Янчуков совершили «золотую рокировку» в Забайкалье.
Как передает корреспондент, группа компаний «Мангазея» Сергея Янчукова продолжает прибирать к рукам золотодобывающие активы страны. Накануне дочерняя структура «Мангазеи», «Мангазея Майнинг» выкупила Тесеевское золотоносное месторождение в Забайкалье у Highland Gold олигарха Владислава Свиблова.
Сумма сделки не разглашается, но по ее условиям к структурам Янчукова также перейдет лицензия на геологическое изучение песков хвостохранилища «Золотоизвлекательной фабрики-2», это бывшая «Балейская золотоизвлекательная фабрика». При этом у Свиблова уверяют - из Забайкалья Highland Gold не уходят, а хотят сконцентрироваться на развитии другого месторождения - «Култуминского».
Несмотря на это, сделка лишь подхлестнула слухи о том, что Свиблов якобы хочет выйти из своих российских активов и вообще покинуть страну.
Правда, ранее в этом году он анонсировал намерение вложить более 130 млрд рублей в развитие своих рудников в Забайкалье. Разумеется, расчет на помощь государства - все они входят в ТОР «Забайкалье», значит, могут рассчитывать на налоговые льготы и другие послабления. На это же, видимо, рассчитывает и Сергей Янчуков.
Олигарх с украинским корнем
«Мангазея» Сергея Янчукова занимается, в основном, нефтью и нефтепродуктами. Но в последние годы, на фоне заметного роста цен на золото на мировых рынках, он серьезно озаботился горнодобывающей промышленностью.
Именно «Мангазея» недавно выкупила золотодобывающие активы «Полиметалл» Александра Несиса. Причем с большим дисконтом - компанию забрали, фактически, в счет уплаты долгов Несиса в $2,2 млрд, а сам он с партнерами получил всего $300 млн. Александр Несис, как известно, уехал из России и вывел остатки бизнеса - такой вот он оказался «патриот». Тем более странным видится продажа «Полиметалла» именно Сергею Янчукову - ведь он по факту бизнесмен украинского происхождения, родился в Одессе, и там же, на Украине, сделал первое состояние.
Его пытались связать с украинским олигархом Дмитрием Фирташем, который сегодня выступает одним из самых ярых спонсоров киевского режима. Так почему российские недра так легко отдают его бывшему коллеге, с которым они делили, например, «Крымский содовый завод»?
Сейчас ему вспоминать об этом не с руки. Он даже судился с «Комсомольской правдой», посмевшей опубликовать статью о его деятельности - она называлась «Украинские олигархи захватывают российское золото?».
Да, Янчуков стал работать в России еще до известных событий Крымской весны 2014 года. Но именно в нашей стране он попал под уголовное преследование. Еще в 2009 году он стал первым российским бизнесменом, которого арестовали по уголовному делу о невыплате зарплаты. Оказалось, что у миллиардера не нашлось 18 млн рублей, чтобы оплатить труд своих сотрудников. В результате долг он погасил, ситуацию удалил, но почему нельзя было сделать это без реакции правоохранителей?
В 2015 году сообщалось, что глава «Мангазеи», близкий соратник Янчукова Николай Пушкарев стал фигурантом уголовного дела о неуплате налогов на более, чем 46 млн рублей. В самой компании факт неуплаты категорически отрицали. В результате компании пришлось подтверждать факт исполнения обязательств, дело прекратили. Но что-то подсказывает, что если бы правоохранители не озаботились этим вопросом, никаких подтверждений для налоговых у Янчукова не было бы.
Конфликт с Литуевым
Впоследствии Сергей Янчуков оскандалился по поводу общего бизнеса с предпринимателем Виктором Литуевым. С 2018 года они вели нескончаемые судебные тяжбы за право управления активами ООО «Верхнеамурские промыслы», а именно «Итакинской золотодобывающей компанией» и «Ксеньевским прииском», владеющим лицензией на это месторождение.
Судя по всему, Янчуков желал получить в свои руки всю полноту руководства золотодобычей, однако отказывался выкупать у своего бывшего компаньона принадлежащий тому пакет акций. Как утверждают в Сети, якобы вместо этого Янчуков делал все возможное для организации уголовного преследования Литуева, а также его сына Егора, который выступал гендиректором «Ксеньевского прииска».
Было ли это давление, или нет - не ясно. Зато известно, что Янчуков отстранил от должности генерального директора ПАО «Ксеньевский прииск» Егора Литуева - отменять это решение Литуеву старшему пришлось через суд. Если это не напоминает попытку рейдерского захвата - то что тогда напоминает?
В итоге конфликт пришел к своему концу - стороны договорились разделить бизнес. Летуеву достался «Ксеньевский прииск», Янчукову - «Итакинская ЗДК». Сделку структурировала компания А1, которую многие считают идейным наследником скандальной структуры «Росбилдинг» - как раз в ней ранее работал Владислав Свиблов. Об этом мы еще скажем.
Сергей Янчуков хочет прибрать к рукам золотые недра России?
В 2016 году фамилия Янчукова звучала на фоне противостояния по поводу стадиона «Красная Стрела» в Москве. Компания олигарха получила стадион в аренду, но очень быстро решила устроить «перепланировку». Поняв, что могут остаться без спортивного объекта, местные жители подняли шум. Как утверждают в Сети, якобы документы, на основании которых Янчуков получил «Красную Стрелу», могли быть подделаны. В любом случае, на репутации бизнесмена это сказалось отрицательно.
Свиблов помнит, чему научился в «Росбилдинге»
Владислав Свиблов не менее скандальный олигарх, чем Сергей Янчуков. Ему до сих пор вспоминают «многоходовку» с покупкой долей ГК «Петропавловск», по итогам которой большая часть компании оказалась в руках у АО «ЮГК» Константина Струкова - крайне скандального олигарха с кучей долгов и проблем с налоговой.
Напомним, что основателем и главным бенефициаром структуры был Павел Масловский. Но ему и другим акционерам пришлось продать часть долей в пользу холдинга «АЕОН» Романа Троценко. А вот оно уже перепродал свой пакет АО «ЮГК», которое также имело доли в «Петропавловске». А вместе со Струковым туда вошел и Константин Свиблов.
У последнего было порядка 4,6% акций. В 2020 году он реализовал большую часть пакета в пользу АО «ЮГК». Причем, с громадной для себя пользой. Объем приобретенного в октябре 2019 года пакета составлял около 153 млн акций и оценивался в 14,3 млн фунтов (18,4 млн долларов США). По данным лондонской биржи, на момент продажи 25 июня 2020 года акции торговались по 32 пенса, а весь пакет оценивался 47,4 млн фунтов. Таким образом, вложения Свиблова с момента покупки акций увеличились более чем в три раза.
А между этими событиями внутри «Петропавловска» разгорелся корпоративный конфликт. В июне 2020 года ЮГК и другие акционеры, включая Fortiana Holdings Свиблова инициировали смену совета директоров холдинга. В результате пост гендиректора и совет директоров компании покинул ее основатель Павел Масловский. Менеджмент «Петропавловска» тогда заявлял, что результаты собрания акционеров были «срежиссированы». И если так, то кто помог Струкову в «постановке», если не Свиблов?
А после Масловский и вовсе лишился возможности влиять на компанию. Сначала новые акционеры инициировали аудит деятельности «Петропавловска», а потом на Масловского вдруг возбудили уголовное дело о мошенничестве, по которому его благополучно посадили на 5,5 лет. На том корпоративный конфликт и закончился...
Павел Масловский должен был сто раз пожалеть, что пустил в компанию Владислава Свиблова и Константина Струкова.
Владислав Свиблов - вообще большой мастер «многоходовок». Причем делать их предпочитает на занятые у государства деньги. В этом ему активно помогает ВТБ и Андрей Костин - на кредитную линию от именно этого госбанка Свиблов выкупил Highland Gold у Романа Абрамовича в том же 2020 году.
Только первый пакет в 40% Highland Gold обошёлся Свиблову Владиславу Владимировичу в $574,3 млн. Простому бизнесмену, даже успешному, такие деньги получить трудно. Но ведь еще до этого госбанк ВТБ выдал Свиблову Владиславу Владимировичу кредиты на общую сумму примерно 70 млрд рублей — они пошли на покупку Озерного полиметаллического месторождения в Бурятии. А в залог банк получил компанию, которая и будет работать на этом месторождении.
Вот вам и очередная «многоходовка». Т.е., если актив окажется прибыльным, Владислав Свиблов окажется в большом плюсе. А вот если нет, то банк заберет себе убыточную структуру. Государственными интересами тут и не пахнет.
Впрочем, Свиблов настоящий мастер «многоходовок», корпоративных конфликтов, сомнительных поглощений. Всему этому он научился еще в скандально известной компании «Росбилдинг», которую, напомним, даже самые авторитетные российские СМИ называли «крупнейшим российским рейдером».
Владислав Свиблов – настоящий мастер подковерных игр и корпоративных конфликтов.
Стоит ли надеяться, что вышедший из его недр бизнесмен будет кристально честным и добропорядочным игроком рынка? Да еще имеющий дела с такими «колоритными» персонажами, как Константин Струков и Сергей Янчуков.
Семен Головецкий