Юрий Трутнев «оживил» команду Сергея Чемезова и одновременно вновь разгорел конфликт между двумя аппаратными «тяжеловесами».
На Дальневосточном экономическом форуме, который проходит в эти дни во Владивостоке, произошел инцидент, способный углубить давний конфликт между Полпредом Президента в ДФО Юрием Трутневым и главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым.
Во время мероприятия Глава государства Владимир Путин обратил внимание на постоянные задержки в запуске серийного производства легкого многоцелевого самолета «Байкал» (ЛМС-901). В ответ на это Юрий Трутнев заявил о необходимости смены подрядчика для ускорения разработки и производства. Подрядчик миром известен - это Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), 75% минус одна акция которого принадлежит холдингу «Технодинамика», а оставшиеся 25% плюс одна - «Ростеху».
Напоминаем, что программа по производству «Байкалов» была запущена в 2023 году. Этот самолет должен заменить устаревший «рабочую лошадку» Ан-2. Планировалось, что первые пять воздушных судов будут произведены в 2025 году, еще столько же в 2026 году, а до 2030 года запланировано изготовление 95 самолетов.
Очевидно, что эти планы требуют серьезной корректировки. При этом неясно, действительно ли смена подрядчика поможет, так как процесс крайне сложен, и одна лишь передача документации займет значительное время.
Почему Трутнев сделал такое заявление? Ведь для многих очевидно, что смена подрядчика может еще более затянуть производство самолетов. Напомним, что между Чемезовым и Трутневым ранее был серьезный конфликт за кураторство над АЛРОСА - крупнейшей алмазной компанией России, большая часть которой принадлежит государству. Победил в этом конфликте Трутнев - сейчас он и курирует предприятие. Более того, как утверждают в Сети, якобы благодаря этому он превратился в «теневого алмазного миллиардера».
Однако, Юрий Петрович на хорошем счету в Кремле, и все-таки считается государственником. По информации источников, ему могли поручить озвучить критику в адрес УЗГА именно с целью «простимулировать» товарищей Чемезова и Мантурова работать быстрее и качественней. А то, что у них с этим проблемы - известно даже ребенку.
Конфликт Трутнева с Чемезовым неизбежно подразумевает и конфликт Трутнева с бывшим министром промышленности, а ныне вице-премьером Денисом Мантуровым. Провал с «Байкалами» - очень удобна для «пикировки» с аппаратными оппонентами Трутнева.
Юрий Трутнев никогда ничего просто так не говорит.
Напомним, что Мантуров вместе с Чемезовым курирует развитие авиастроения в масштабах всей страны, а также сам в свое время работал на авиапредприятиях. Ранее он был замгендиректора ОАО «Улан-Удэнский авиазавод», после - коммерческим директором вертолетного завода им. Миля. Причем тут это? При том, что многие считают, что сейчас Мантуров может являться скрытым бенефициаром целой серии авиапредприятий страны - возможно, и УЗГА.
Ну и куда же без известного банкира Виктора Григорьева, который ранее трудился заместителем директора в «Оборонпроме», который курировал тот же Чемезов. А вот главой предприятия в те годы (2005 г.) был... Денис Мантуров.
Григорьеву придали динамики
Видимо, именно старая «дружба» в 2018 году сподвигла «Ростех» на одну из серьезнейших сделок в ее истории. Всего за жалкие 13 млрд. рублей структурам Виктора Григорьева был продан холдинг «Технодинамика», объединяющий более 30 авиастроительных предприятий по всей стране. Цена просто смехотворна, а на тендер пускали только определенные компании - список составлялся «Ростехом». Можно сказать, что холдинг Григорьев получил с «барского плеча»: так и появилось соотношение долей 75% минус одна акция у Григорьева и 25% плюс одна - у «Ростеха».
Сегодня «Технодинамика» скупает все, что плохо лежит - и речь идет именно о стратегических производствах, а не каких-то шарашкиных конторах. Добрались даже до пороховых предприятий и производителей СРЗО. В 2020 году «Технодинамика» получила контроль над Казанским пороховым заводом, сейчас на очереди Пермский пороховой завод. В ее контур вошли ФГУП Машзавод им. Дзержинского, обанкротившиеся «Мотовилихинские заводы», и масса других предприятий.
Сергей Чемезов и Денис Мантуров.
Т.е. Виктору Григорьеву везде горит зеленый свет. А тут один из самых влиятельных российских чиновников убеждает Президента забрать у УЗГА, пожалуй, самый перспективный и дорогой проект. На одну только документацию и проектирование самолета выделили 5 млрд рублей!
А ведь эта работа действительно завалена. Уже всем понятно, что к 2030 году никаких 95 «Байкалов» не будет. Не будет и тех пяти, которые должны стать первыми серийными в следующем, 2025 году - об этом честно заявил сам Мантуров.
Но есть и другой важный вопрос, на который Трутнев внимание Президента почему-то обращать не стал. А что это за изделие такое, «Байкал», чем оно лучше устаревшего «кукурузника» Ан-2?
Скорее всего, преимуществ у него будет немного. Потому что ни Сергей Чемезов, ни Денис Мантуров, ни, тем более, Виктор Григорьев никакого «нового» самолета не создают - они на это просто неспособны. Нынешний ЛМС-901 имеет в своей основе «древний» (70-е годы XX века) проект легкомоторного L-410 чешского производителя Aircraft Industries.
Ранее УЗГА принадлежала УГМК Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Изначально они производили L-410 на основании того, что им же принадлежал и чешский производитель. Они же, Махмудов и Бокарев, и начинали проект «Байкала» - с подготовки проектной документации компанией «Байкал Инжиниринг» (дочерняя структура УЗГА).
Впоследствии именно эта конструкция стала основной для «Байкала». Т.е. это даже не разработка с нуля. При этом есть большие сомнения, что новое воздушное судно будет «импортозамещенным». Скорее всего, оно окажется таким же «российским», как в свое время оказался «импортозамещенный» «СухойСуперджет». Впоследствии, уже после начала СВО и драконовских санкций, на его «доработку» потребовалось 50 млрд рублей.
Древний чешский L-410 – это и есть наш новый «Байкал»?
Все эти «узкие места», конечно, прекрасно известны и Юрию Петровичу Трутневу. И то, что он о них молчит перед Президентом, и может говорить о «заготовке» по «Байкалам» специально для того, чтобы придать УЗГА ускорение. В этом смысле Трутнев не боится жестокого «клинча» с командой Чемезова, потому что наверняка имеет поддержку Президента.
Хочется верить, что эта ситуация закончится не банальными подковерными играми, а реальной интенсификацией работы над созданием самолета, столь нужного для региональных авиаперевозок. Только вот с Чемезовым и Ко - сколько их бюджетами не «корми» - не в коня овес, распухают только карманы...