Как санкции и реструктуризация повлияли на рейтинг самых богатых женщин России
Forbs опубликовал очередной рейтинг самых богатых женщин России. Восемь его участниц могут похвастать оценкой состояния в миллиард долларов и больше.
Сравнение с прошлым годом показывает: западные санкции лишь ненадолго обогатили некоторых жён олигархов – теперь среди контролирующих крупнейшие состояния женщин всё больше дочерей и наследниц основателей бизнесов.
В прошлом году четвёртую строчку рейтинга богатейших женщин России с состоянием 1,85 млрд долларов занимала Марина Мордашова – третья жена металлургического магната Алексея Мордашова. В 2022 году он переписал на неё 52% золотодобывающей компании NordGold, зарегистрированной в Великобритании. Впрочем, затем роль головной компании золотодобывающего холдинга перешла к российскому юрлицу, которое контролирует сам Алексей Мордашов.
Из числа миллиардерш выпала и живущая в Лондоне Лидия Михайлова – первая жена основателя группы «Черкизово» Игоря Бабаева. Ранее «Форбс» приписывал ей около 88% компании, но теперь за ней числится только 30% (что соответствует 775 млн долларов). Остальное перешло сыновьям бизнесмена. Примечательно, что капиталы самого Игоря Бабаева «Форбс» оценивает всего в 450 млн долларов. «Колбасный король» отошёл от дел, занимается музыкой, играет в гольф и воспитывает детей со второй женой, которая на 38 лет моложе 74-летнего миллионера.
Нет в рейтинге и Александры Мельниченко – супруги основателя СУЭК и «ЕвроХима» Андрея Мельниченко. Активы стоимостью более 20 млрд долларов бизнесмен передал ей за день до попадания в санкционные листы. Однако, после того как на женщину тоже обрушились международные рестрикции, Мельниченко заявил, что намерен вновь переписать бизнес на себя.
Тем временем местом в рейтинге российских миллиардерш санкциям обязана, пожалуй, лишь одна персона – супруга ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко. В 2022 году к Татьяне Литвиненко от мужа перешли 20,6% акций одного из крупнейших в мире производителей удобрений – компании «ФосАгро». На следующий год она получила в виде дивидендов 19,4 млрд рублей.
Самой богатой дочкой, по версии Forbes, стала Варвара Скоч. Хотя здесь сразу нужно сделать оговорку: отец Варвары Андрей Скоч с 1999 года является депутатом Госдумы и официально никакими активами не владеет. Да, многие называли его бизнес-партнёром миллиардера Алишера Усманова, но доказать это официально было невозможно. До 2020 года активы семьи Скоч были записаны на отца депутата Владимира Скоча. Позже дедушка передал половину своей собственности внучке. В результате Варваре Скоч досталось 15% холдинга USM. Он объединяет такие активы, как мобильный оператор «Мегафон», производитель железной руды «Металлоинвест», металлургическая компания «Удоканская медь» и другие.
Ещё одна представительница плеяды дочерей успешных отцов – Виктория Михельсон. Её отец основатель производителя СПГ «НОВАТЭК» Леонид Михельсон сейчас занимает второе место в рейтинге богатейших предпринимателей России. Оценка его состояния – 27,4 млрд долларов. В 2023 году миллиардер передал дочери компанию «Оптима», которой, по последним опубликованным данным, принадлежало 2,3% акций «НОВАТЭКа» и Дом культуры «ГЭС-2» в Москве. Также Виктории Михельсон принадлежит реконструируемый сейчас московский кинотеатр «Ударник».
Миллиардное состояние от отца получила и дочка сооснователя ЛУКОЙЛа Леонида Федуна. Ещё в 2018 году бизнесмен подарил доли в компании своим детям – сыну Антону и дочери Екатерине. Известно, что 35-летняя Екатерина Федун замужем, воспитывает двоих детей, а управление капиталами доверяет брату. Приходящаяся на неё доля дивидендов ЛУКОЙЛа исчисляется десятками миллиардов рублей в год.
А вот Людмила Коган попала в рейтинг миллиардерш, когда овдовела. В наследство от мужа Владимира Когана в 2019 году ей перешёл мажоритарный пакет акций банка «Уралсиб». Дела у бизнес-вумен идут в гору: за год её состояние возросло с 725 млн долларов до 1 миллиарда.
Елена Батурина, вдова бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, пожалуй, в представлениях не нуждается.
Лидером рейтинга остаётся соосновательница Wildberries Татьяна Бакальчук. После слияния маркетплейса с рекламной компанией Russ объединённая бизнес-структура получила название «РВБ». Возможно, это был хитрый ход, чтобы не делить бизнес в ходе бракоразводного процесса с мужем Владиславом Бакальчуком. Остаётся интрига: удастся ли российской «королеве маркетплейсов» сохранить статус самой богатой женщины страны после развода?
Самые богатые женщины России