Поездки в Чехию в суде не помогли. Smart Stahl GmbH заставляют вернуть средства.
Арбитраж установил вывод сотен миллионов рублей «Златоустовского электрометаллургического завода» (ЗЭМЗ) перед банкротством. К таким выводам суд пришел по итогам изучения сделки предприятия со Smart Stahl GmbH из Австрии, которое должно было поставить в Челябинскую область крупный сталеплавильный комплекс. Впрочем, по мнению конкурсного управляющего ЗЭМЗ, миллионы евро за границу ушли, а оборудование в России так и не появилось. Австрийцы в разбирательствах пытались оспорить эти выводы, но отстоять свою позицию не смогли, сделка была оспорена. Теперь на основе этого решения могут быть рассмотрены миллиардные претензии к экс-директору ЗЭМЗ Александру Кретову и бывшему бенефициару группы, в которую входил челябинский завод, Дмитрию Герасименко. Беглого бизнесмена иностранные медиа, в частности, связывали с компанией из Вены, указывая на вероятное приобретение активов в Латвии. Сейчас же иностранные компании судятся за акции владельца ЗЭМЗ – «Стил Трейд Компани», имущество завода собирают структуры, связанные с «человеком из окружения Рамзана Кадырова», а ФАС отстаивает стратегические интересы, отмечая украинский след в резонансном конфликте.
Арбитражный суд Челябинской области раскрыл подробности конфликта АО «Златоустовский электрометаллургический завод» (ЗЭМЗ) со Smart Stahl GmbH (Вена, Австрия) на несколько миллионов евро.
Уточним, ранее «Правда УрФО» сообщила, что операции между организациями были признаны недействительными, а иностранную фирму обязали вернуть средства.
Как выяснило издание, в 2018 году ЗЭМЗ договорился с австрийцами о покупке сталеплавильного комплекса, состоящего из: дуговой сталеплавильной печи 40 тонн, системы варьирования, оборудования системы газоочистки, агрегата «Печь-Ковш», системы подачи сыпучих материалов производства компании Danieli & C. Officine Meccaniche S.p.A (Италия).
По версии конкурсного управляющего электрометаллургического завода, ЗЭМЗ средства иностранной компании выплатил, вот только поставка товара, судя по всему, несмотря на акт приема-передачи, осуществлена не была. «В результате заключения оспариваемой сделки причинен вред правам кредиторов, поскольку передача ликвидного имущества <…> привела к уменьшению конкурсной массы должника. На момент совершения сделки должник обладал признаками неплатежеспособности», – отмечал арбитражник. При этом указывалась и возможная аффилированность структур.
Представители Smart Stahl GmbH, напротив, настаивали, что товар был поставлен, поставка была признана ЗЭМЗ, и требовали включить в реестр кредиторов челябинских металлургов претензии более чем на 82,8 млн.
Суд, однако, скептически отнесся к этой позиции. Так, арбитраж указал, что Smart Stahl GmbH неоднократно было предложено представить документы, подтверждающие право компании на оборудование, указанное в контракте и акте приема-передачи, но фирма делать этого не стала.
Также была вскрыта переписка, согласно которой оборудование якобы длительный период находилось в чешском городе Кладно.
«<…> из письма управляющего компании Smart Stahl GmbH от 06.07.2022 <…> следует, что «по всем организационным вопросам, связанным с погрузкой оборудования на транспортные средства, вам будет оказана помощь компанией Fer Immo s.r.o. (Kladno, Czech Republic), в помещениях которого находилось в момент передачи и до сих пор находится ваше имущество», – следует из документов.
Из Чехии оборудование до России, исходя из данных таможни, так, судя по всему, и не дошло. В частности, ЗЭМЗ постановлением мирового судьи судебного участка №8 Златоуста был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5.2 ст.15.25 КоАП РФ «Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные) товары, невыполненные работы <…>», с назначением наказания в виде штрафа в размере более 310 млн рублей.
В ходе спора, пытаясь доказать свою добросовестность, представители завода, в частности, указывали на командировки за рубеж. «Директор по реконструкции и развитию ЗЭМЗ <…> в ноябре 2018 года, в июле 2019 года, в сентябре 2019 года направлялся в командировки в Чешскую Республику для ведения переговоров по поставкам оборудования металлообработки <…> О том, что <…> осуществлялось инспектирование оборудования по контракту, заключенному с Smart Stahl GmbH, указано в ответе компании на запрос конкурсного управляющего <…> С марта 2020 года с введением ограничений по борьбе с коронавирусной инфекцией (Covid-19) движение как через государственную границу РФ, так и движение через границу Чешской Республики было ограничено. До окончания срока действия контракта <…> у общества не было оснований полагать, что предусмотренное контрактом оборудование не будет поставлено, отсутствовали основания для истребования у Smart Stahl GmbH уплаченных денежных средств», – следовало из материалов разбирательств.
Эти доводы суды, однако, не убедили. Арбитраж, в частности, пришел к мнению о выводе активов.
«Cуд полагает обоснованным довод конкурсных управляющих, что целью перечисления денежных средств со счетов должника на счет Smart Stahl GmbH (в том числе по ее указанию на счет иной организации) является вывод активов <…>, что стало возможным в результате недобросовестных совместных согласованных действий должника и ответчика», – заключил арбитраж Челябинской области.
Добавим, ранее иностранные медиа связывали Smart Stahl GmbH с Дмитрием Герасименко, указывая на якобы приобретение движимого имущества прокатного цеxа лиепайского завода Liepājas metalurgs в Латвии австрийской фирмой.
При этом ЗЭМЗ входил в одну группу с «ВМК «Красный октябрь» Герасименко. Сам бизнесмен в 2016 году утверждал в общении с федеральным СМИ, что на «Красный октябрь» попал по приглашению топ-менеджмента «Уралвагонзавода» (на текущий момент входит в ГК «Ростех»). Далее, как рассказывала «Правда УрФО», Герасименко стал фигурантом ряда уголовных дел, был объявлен в международный розыск, и по одной из версий, скрывался на Кипре. «Красный октябрь» и ЗЭМЗ же ушли в банкротство.
Впоследствии Герасименко, который связывал свои проблемы с «рейдерской атакой», заявил, что продал контроль над бизнесом Павлу Кротову, которого федеральные СМИ называли «человеком из окружения Рамзана Кадырова». На базе ЗЭМЗ было организовано ООО «Златоустовский металлургический завод» (ЗМЗ).
«Правда УрФО» подробно рассказывала об участи Кротова в банкротстве ЗЭМЗ, а также о разбирательствах вокруг акций АО «Стил Трейд Компани» – владельца банкротящегося ЗЭМЗ.
Также ранее ФАС России оспорила договор купли-продажи 100% в уставном капитале «Златоустовского электрометаллургического завода» (ЗЭМЗ), а в деле всплыли интересы граждан Украины.