Дольщики клубного дома «Октябрь» обратились за помощью к главе СК Александру Бастрыкину.
Почти достроенный дом на улице Народного Ополчения, 33 в Москве стал объектом странного интереса со стороны застройщика АО «УЗ «Норд-Инжиниринг» и его предполагаемого бенефициара Михаила Животова. Весьма похоже, что апартаменты могут перепродать по второму кругу. А раз так, то вся надежда в этой истории – на правоохранительные органы.
Строительство клубного дома «Октябрь» на улице Народного Ополчения, владение 33 (в пешей доступности от метро «Октябрьское поле») началось в 2015 году. Застройщик предлагал модный и популярный для столицы формат апартаментов, да и выгодное расположение дома «почти в центре Москвы» тоже сыграло ему на руку: около ста человек заинтересовались этим проектом. Финансирование строительства велось согласно 214-ФЗ, при этом большинство ДДУ (договоров долевого участия) было заключено в 2016 году. Среди дольщиков оказались и многодетные родители, и мать-одиночка, и юная, рано осиротевшая девушка – многим пришлось продать свое единственное жилье и вдобавок взять ипотеку (на тот момент банки охотно кредитовали покупку апартаментов).
Многие помнят эпопею с обманутыми дольщиками, почти два десятка лет гремевшую по всей стране. И за прошедшее время власти многое сделали, чтобы решить проблему. Например, в 2019 году был реализован механизм эскроу-счетов, по которому получить деньги дольщиков застройщик может только после передачи им готовых квартир. А в 2020 году был подписан закон, расширяющий возможности Фонда защиты прав дольщиков. Однако проблема все еще не исчерпана.
В случае «Октябрём» всё шло неплохо, за исключением того, что сроки завершения строительства и ввода дома в эксплуатацию – а значит, и выдача ключей счастливым новоселам – постоянно отодвигались. Когда же готовность дома на Народного Ополчения 33 достигла 85-90%, застройщик АО «Управление заказчика «Норд-Инжиниринг» внезапно оказался банкротом. Теперь, кажется, что по объекту Михаила Животова готовится схема повторной реализации апартаментов. Каким образом? Сейчас расскажем.
Круговорот квадратных метров
Схема не слишком сложная, но предельно циничная и может выглядеть примерно так: застройщик начинает строительство, привлекая инвесторов и генподрядчика, с которым планирует рассчитываться квадратными метрами; к моменту, когда дом готов на 85–90%, инициируется упрощенная процедура банкротства, после чего через третьих лиц реализуется почти достроенный объект на торгах. Выглядит так, что удается продать апартаменты повторно, но уже по рыночной стоимости.
Судьба же первоначальных участников долевого строительства застройщика не волнует, поскольку в нашем законодательстве все еще имеется лакуна, касающаяся именно правового статуса апартаментов. И, судя по имеющейся в нашем распоряжении информации, в данном случае именно такой сценарий и реализуется недобросовестным застройщиком.
Да и схема банкротства мутная. Посудите сами: 14 ноября 2022 года в Арбитражный суд Москвы поступило заявление ООО «Инженерная компания «ОБИС» о признании несостоятельным (банкротом) АО «Управление заказчика «Норд-Инжиниринг». Судебное заседание раз за разом откладывается, затем истец отказывается от своего заявления. Но тут в дело вступает некое ООО «Экополисепт» с тем же требованием в отношении ответчика, которое суд признает обоснованным и удовлетворяет. Застройщика признают банкротом по упрощенной процедуре и в его отношении открывают конкурсное производство. Конкурсной управляющей назначают Анну Ившину.
При этом кредитором является физическое лицо Владислав Лошков, известный как оценщик недвижимости, и речь идет о смешной в данном контексте сумме долга в 700 000 рублей, а судя по данным государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности, одни только оборотные активы превышают текущие долги застройщика в несколько раз. То есть, этот долг вообще не был бы проблемой для застройщика, если бы его бенефициару не понадобилось обанкротить компанию.
И похоже, что подобным образом Михаил Животов действует не впервые. По данным ресурса rusprofile.ru, он же является учредителем строительной фирмы «Алвек Реалти», с которой связана аналогичная печальная история «Дома на Пришвина», также до сих пор не сданного в эксплуатацию.
Помимо сотни московских семей, до сих пор не получивших долгожданные ключи от купленного жилья, в числе обманутых и пострадавших оказался и генподрядчик – ООО «ПромСпецСтрой». С ним ведь застройщик тоже расплачивался квадратными метрами. А буквально на днях выяснилось, что предполагаемый владелец и бенефициар застройщика Михаил Животов давно перестал финансировать строительство объекта. К чести генподрядчика, стройка на этом не прекратилась: работы ведутся и по сей день, уже за его счет. Подрядчик также оплатил часть будущих расходов, необходимых для ввода дома в эксплуатацию. И сейчас так же, как и частные дольщики, оказался заложником ситуации – фактически рейдерского захвата почти достроенного объекта. В случае успеха этой схемы максимум, на что смогут рассчитывать участники долевого строительства – возврат своих средств, прописанных в первичных договорах долевого участия, без компенсации реального ущерба. А ведь многие уже давно платят ипотеку, покрывая проценты за полученные средства у банка.
Несмотря на сокращенные (в связи с упрощенной процедурой банкротства) сроки подачи обращений к конкурсному управляющему дольщики смогли объединиться и предпринять некоторые процессуальные действия. К сожалению, это вряд ли им поможет достроить дом и получить свое жилье. Во-первых, кажется, что Михаил Животов, контролирующий компанию-застройщика, противодействует завершению работ. Во-вторых, как мы уже упоминали, жилье дольщиков в виде апартаментов, в отличие от квартир, практически не защищено законом.
Обращение собственников в СК
2 мая инициативная группа дольщиков клубного дома «Октябрь» на Народного Ополчения 33 подала заявление о совершении преступления через приемную Следственного комитета РФ на имя его председателя Александра Бастрыкина. Дольщики просят главу СК РФ взять дело на свой контроль. Ведь без помощи правоохранительных органов сотням обычных граждан почти невозможно противостоять действиям группы, в которой профессиональные юристы действуют на шаг вперёд.