Провал проекта со скоростным трамваем в Саратове приведет к тому, что «ФракДжет-Строй» попадет в реестр недобросовестных подрядчиков.
Однако, с учетом разветвленной деятельности Дмитрия Колосова, это вряд ли его расстроит.
Разоблачение строителей трамвайной линии с угрозой включения в федеральный черный список подрядчиков организовал спикер Госдумы Вячеслав Володин во время своей очередной поездки в Саратов.
Критике подверглись оба участника трамвайного проекта, от которых ожидаются рельсы и шпалы: компания Колосова, отвечающая за 9-й маршрут, и московское ООО «СП Транстоннельстрой», работающая на маршрутах №№6 и 8.
К середине осени стало очевидно, что о вводе скоростной линии в строй до декабря можно забыть, констатировал спикер. Неприятности были обещаны всем, и руководству области, и заказчику — ООО «СГЭТ», и минтрансу. Существующие трамвайные линии в городе со всей инфраструктурой изношены на 90%, работу нужно как можно скорее заканчивать. У региона есть деньги, есть, наконец, проектная документация. Только рабочих на объектах ни саратовцы, ни помощники спикера Госдумы почему-то толком не обнаружили.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков — весьма чувствительное для подрядчиков наказание в том случае, если речь идет об одной компании с большим стажем в исполнении госконтрактов. Это в принципе может чувствительно сказаться на «Транстоннельстрое», у которого сейчас в портфеле 11 закупок на сумму более 5 млрд рублей. Но у данного подрядчика есть учредителей, мощное АО «Мосинжпроект», за которым уже числится несколько сотен госконтрактов с общей суммой более 265 млрд рублей и которому никакие подобные санкции не грозят.
Что же касается бизнес-империи Дмитрия Колосова, то он тоже не одним «ФракДжет-Строем» богат. На данный момент он числится учредителем 16 действующих компаний самого разного профиля, от медицины до добычи нефти. Недавно энгельсская "ФракДжет-Волга" сообщила о начале сотрудничества с китайским партнером, которому будет поставлять гибкие трубы. В холдинг Колосова входит трубный завод в Туле, а его новые партнеры - «ШИНДА ТЮБИНГ СОЛЮШНС» — китайский производитель специальных трубных систем. Одним словом, даже если завтра на трамвайном контракте поставят крест, это на прочности бизнеса не скажется. У компаний, аффилированных ему, контрактов и концессий — от Дальнего Востока до Калининграда.
Другое дело, что Саратов опять останется с разрытыми улицами и второй год не уложенными рельсами. В прошлый раз при попытке региона разорвать контракт «ФракДжет-Строй» сделал все, от него зависящее, чтобы регион не то что выгнать его с объекта не сумел, но и замену не подобрал. Суд на обеспечительные меры в виде запрета на привлечение нового подрядчика и выплаты средств по банковской гарантии согласился без труда. Что будет на этот раз?
В мировом соглашении, которое подписали «ФракДжет-Строй» и «СГЭТ», указано, что при систематическом срыве графика заказчик имеет полное право и контракт расторгнуть, и аванс отобрать, причем в суд в этом случае потребуется идти только за исполнительным листом. Компания Колосова соглашение подписала, значит, на такие условия согласилась. Полный разрыв контракта в одностороннем порядке возможен, если после 30 календарных дней с запланированной даты завершения строительства объект не будет сдан. То есть теоретически, в январе «ФракДжет-Строй» должен уйти. Что в мировом соглашении не прописано, так это штрафы за срыв сроков. По идее, они должны присутствовать в самом контракте. Но поскольку подписывали его два ООО, то подробности скрыты от общественности за 223-ФЗ.
Саратовцы в комментариях к сообщению тг-канале спикера Госдумы задаются резонным вопросом: кто будет отвечать за новый срыв сроков строительства? Реестр реестром, но почему никто не спрашивает с чиновников, приведших на стройплощадку, как все уже убедились, не способного качественно работать исполнителя? И почему представители власти так долго не замечали, что темпы остаются низкими? Ведь то, что подрядчик не успеет до зимы, стало ясно не вчера.
- Пристройка к малой сцене ТЮЗа не достроена, театр оперы и балета просто разорен , на так называемый скоростной трамвай, смотреть страшно. Не пора ли Бусаргина в Перелюб отправить? - поинтересовался один из комментаторов, намекая, скорее всего, на экс-министра по делам территорий Сергея Зюзина, фактически сосланного в Алгай.
А от внесения «ФракДжет-Строя» в реестр недобросовестных поставщиков, отмечают подписчики, проблема с транспортом в Саратове никуда не исчезнет.
И если уж говорить об ответственности, то вопросы возникают не только к подрядчику, но и к заказчику. Только за последние месяцы ООО «СГЭТ» подписало 4 новых контракта на руководство стремительными проектами на сумму более 24 млн рублей. Подрядчик остается неизвестен, 223-ФЗ не предполагает публичности. Таким же образом структура областного минтранса застраховала себя ото всех возможных неприятностей с трамвайным проектом, включая его срыв.
С момента создания в 2022 году транспортное ООО выступило заказчиком уже в 68 контрактах на общую сумму 41 млрд рублей. При полной непрозрачности этих закупок. Но с заказчика пока не спрашивает никто.