Байкальск – прибрежный моно-город, который, как мечтает президент России Владимир Путин, должен в ближайшие десятилетия стать визитной карточкой экологического туризма.
Однако с тех пор, как в 2020 году президент сделал сие громкое заявление, в самом городе, строго говоря, ничего не изменилось к лучшему. Яркие образы же, которые старательно рисуют местным жителям и общественности исполняющая поручения президента госкорпорация ВЭБ.РФ, остаются лишь иллюзией.
Что же на самом деле представляет собой Байкальск? И чья деятельность делает эту (в перспективе) жемчужину экологического туризма постоянным центром неэкологических скандалов?
Среди самых острых вопросов, стоящих перед Байкальском, – отсутствие нормального теплоснабжения и аварийное состояние жилья. Но, пожалуй, самым тревожным является состояние теплосетей, до недавних пор находящихся в частных руках.
Посудите сами. Когда судьба целого города зависит от капризов одного человека, – это просто абсурд. Этот человек может в любой момент отключить социальные объекты от теплосетей, шантажируя администрацию и ставя под угрозу жизни и здоровье жителей. Да и что греха таить – именно этим до недавнего времени и занимался главный «тепловик» Байкальска Илгар Салаев.
В паре с супругой Анной Пыстиной, бывшим депутатом и зампредом думы Слюдянского района, они образовали мощную коммунальную династию. Пыстина – глава управляющей компании, обслуживающей многоквартирные дома Байкальска, Салаев – собственник коммунальной инфраструктуры, которую получил в далекие нулевые за бесценок, но старательно пытался продать за сотни миллионов рублей связанной по рукам администрации города.
Салаев и Пыстина персоны скрытные и публиковать свои фото в социальных сетях не любят
Попытки решить вопросы с этими дельцами мирным путем потерпели крах, и с 2022 года по судам кочевал судебный иск, в рамках которого администрация пыталась доказать, что тепловые сети в руках Салаева – угроза для жизнеобеспечения всего города.
Как иначе расценить тот факт, что ежегодно при старте отопительного сезона прокуратура выносила предписание о неготовности сетей к подаче тепла? В ответ Салаев лишь разводил руками, дескать, денег на ремонт и содержание сетей нет. Риторический вопрос – где деньги, Зин? Деньги, которые, например, платят жители за тепло.
В не менее плачевном состоянии и городская котельная, которая осталась городскому хозяйству в наследии ныне ликвидированного Байкальского ЦБК. Едва ли с момента запуска почти полвека назад она капитально ремонтировалась. Так, дыры латались… Теперь же через эти дыры уходит байкальское тепло. А на носу зима.
Вынесенное судом решение о передаче сетей в собственность города в эту зиму точно не спасет байкальчан от холода. Процесс передачи собственности долгий, а поиск средств на ремонт того, что без малого четверть века уничтожал Салаев, – еще более длительная история. И маловероятно, что в этом процессе администрация Байкальска сможет положиться на ВЭБ.РФ.
Пока общественности рисуют идеальную картину будущего Байкальска, реальность такова, что город стоит на краю коммунальной и экологической катастрофы. И ее уверенно и совершенно негуманно игнорируют и областное министерство ЖКХ, и ответственные за реформацию города ВЭБ.РФ и федеральные власти, выбрасывающие на ветер (или уместнее сказать «в карман ВЭБ.РФ»?) миллиардные трансферты.
А зима все ближе. И сколько зим еще замерзать Байкальску? Ну и положа руку на сердце, в пересчете на потраченные впустую миллиарды: сколько стоит замерзающий город? И кто на нем заработал?
Ярослав Фокин