ЦКБ «Нептун», чей возможный бенефициар Александр Бескровный проворовался на поставке катеров для Росгвардии, может быть близко к банкротству?
Центральное конструкторское бюро «Нептун» (производство кораблей и судов) получило несколько решений о приостановке операций по счетам. ЦКБ задолжало более 60 млн рублей налоговикам. Однако, общие долги ЦКБ должны быть куда больше. По информации из открытых источников, краткосрочные долговые обязательства «Нептуна» составляют 2,4 млрд рублей, долгосрочные 365 млн рублей.
Ранее эта структура уже была близка к банкротству, а ее предполагаемые бенефициары светились во множестве скандалов. До 2016 года 100% ЦКБ «Нептун» принадлежало концерну «Оборонные технологии», к которому имела отношение семья скандального мошенника Александра Бескровного. Его предполагаемый сын Сергей Бескровный до 2024 года был гендиректором «Нептуна». Он же являлся руководителем концерна «Оборонные технологии».
Александр Бескровный засветился в громком уголовном деле о поставке некачественных катеров для Росгвардии. По версии следствия, главным в преступной схеме был полковник Шалва Муселиани, который сейчас находится в розыске. По его плану, он вместе с другими росгвардейцами должны были закрывать глаза на недочеты закупаемой техники у петербургского НПП «Авиационная и морская электроника».
Три вездехода, пять катеров и восемь снегоходов, которые поставил подрядчик, были сделаны из низкокачественного полиэтилена и не были пригодны для эксплуатации на севере. Чтобы техника была принята без нареканий, росгвардейцы потребовали с поставщика 31 млн рублей. Бизнесмены передали деньги в два этапа - сначала 20 млн рублей, а затем остальную сумму.
Совладельцем НПП «Авиационная и морская электроника» являлись Александр Бескровный и концерн «Оборонные технологии», который он же и возглавлял. В результате Бескровного обвинили в мошенничестве, он признал вину и получил 6,5 лет колонии строгого режима.
Среди других фигурантов дела оказались глава отдела по формированию единой технической политики Главного управления вневедомственной охраны Росгвардии Сергей Воробьев, заместитель Александр Швецов, заместитель начальника управления госзакупок Александр Жиляков, начальник отдела закупок средств связи Иван Макавеев и глава управления контрактной службы Сергей Рыжкин. Также обвинения были предъявлены сотрудникам региональных управлений Росгвардии Роману Харитонову, Андрею Черному, Константину Дружинину и Ивану Будуровичу.
Они получили от 4 до 12 лет лишения свободы. Что же касается Александра Бескровного, относительно легким сроком он может быть обязан деятельному раскаянию со своей стороны. Судя по всему, его показания сыграли решающую роль. Есть сведения, что он лично мог встречаться с полковником Муселиани и обсуждать предстоящие махинации. Не даром НПП «Авиационная и морская электроника» стала единственным участником и победителем торгов на поставку катеров и вездеходов для Росгвардии.
Однако, несмотря на приговор, сами компании Бескровного никуда не делись. Сергей Бескровный все также остается главой концерна «Оборонные технологии». Только вот сам концерн сменил и название, и профиль деятельности. Теперь он называется АО «Кортех», и занимается недвижимостью. От значительной части производственно-промышленных активов он избавился. Не ясно, имеет ли он сейчас отношение к «Нептуну», но долги предприятие должно было набирать именно при нем.
При этом вокруг «Нептуна» также была масса скандалов, правда, пока без уголовного шлейфа. Весной 2024 года стало известно, что АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) под руководством бывшего министра транспорта Евгения Дитриха отсудила у ЦКБ «Нептун» более 355 млн рублей за непоставленные для Севастополя пассажирские катера. После этого город в лице ГУП «Севэлектроавтотранс» с директором Денисом Будыш потребовал с лизинговой компании более 300 млн рублей за просрочку поставок.
Само ЦКБ также пыталось взыскать средства со своих контрагентов. Вероятно, чтобы закрыть дыры в собственном капитале. В 2023 году «Нептун» предъявил претензии на 1,1 млрд рублей к самарской судостроительной компании «Нефтефлот». Откуда взялись такие претензии - непонятно, так как сумма сопоставима с годовыми оборотами обеих компаний.
Кажется, работу ЦКБ «Нептун» давно пора проверить не только налоговикам, но и правоохранительным органам. Ведь предприятие выступало подрядчиком по госконтрактам на сумму почти 400 млн рублей. Это стратегически важные поставки. Более того, помимо Александра Бескровного там были и другие крайне сомнительные с точки зрения порядочности бенефициары.
Одним из таковых был Павел Гольдман. Он же - бывший глава ПАО «Банк Екатерининский», который в 2016 году лишился лицензии. Позднее в отношении Гольдмана было возбуждено уголовное дело о хищении 800 млн рублей средств банка, а сам он скрылся от следствия и был объявлен в розыск.
По версии следствия, руководитель банка и его соучастники на протяжении более 15 лет занимались хищениями денег данного учреждения и граждан, от которых под видом банковских вкладов получили более 740 миллионов рублей и распорядились ими по собственному усмотрению.
«Кроме того, по указанию руководителя они оформили поддельные кредитные договоры, на основании которых в кассе кредитной организации получили и присвоили более 33 миллионов рублей», - рассказали в Генпрокуратуре.
Однако, удалось выяснить еще более интересный факт - ранее учредителем банка «Екатерининский» было ЗАО ЦКБ «Нептун», ликвидированное еще в 2011 году. Его гендиректором был Владислав Соколов. Он же до 2022 года входил в число собственников нынешнего АО ЦКБ «Нептун».
Т.е. это явно связанные организации. Можно ли предположить, что через банк «Екатерининский» могли отмываться и выводиться деньги с госконтрактов, полученных ЦКБ «Нептун»? И что могла действовать целая организованная группа, где Бескровные и Гольдман могли быть лишь одними из участников?
Таким образом, здесь действительно работа не только для ФНС.