Седьмой арбитражный апелляционный суд рассмотрит жалобу ПАО «Кузбассэнергосбыт» (входит в энергетический дивизион группы «Мечел» Игоря Зюзина) на отказ в привлечении к субсидиарной ответственности Сергея Аношина, Алексея Самоукина и Анатолия Лазарева.
Уточним, речь идет о бывших директорах ООО «Юргинский машиностроительный завод». Предприятие до декабря 2019 года контролировалось структурами, связанными с «Уралвагонзаводом», а потом завод получил бенефициара в лице ООО «РТ-Капитал» («дочка» ГК «Ростех»).
«Правда УрФО» подробно рассказывала о затяжном характере проблем «Юргинского машзавода». Так, еще в 2013 году с посыла на тот момент губернатора Кемеровской области Амана Тулеева «Уралвагонзавод» начал оказывать поддержку предприятию. В 2014 году, однако, между ними развернулся крупный конфликт. Тулеев обратился к занимавшему в то время пост генпрокурора РФ Юрию Чайке с просьбой оценить действия «Уралвагонзавода» в связи с плачевной финситуацией на машзаводе.
« собственник не занимается развитием производства – ни машиностроением, ни угледобычей. УВЗ владеет заводом – градообразующим предприятием Юрги – около года, но у рабочих так и не появилась ясность, что будут делать собственники для развития предприятия, укрепления его финансовой ситуации», – следовало тогда из обращения Тулеева.
Впрочем, на тот момент гендиректор УВЗ Олег Сиенко достаточно резко в интервью «Правде УрФО» ответил на данную реплику. «На самом деле у нас нет активов в Кемеровской области, у этих предприятий другие владельцы. Мы по сей день не вступили в собственность. Мы просто поддерживаем эти предприятия Человек, по-видимому, думает, что мы должны платить за все, что они там наворотили», – приводило слова Сиенко издание.
Впоследствии «Уралвагонзавод» вошел в ГК «Ростех», и его новым главой стал Александр Потапов. Как передавало издание, Потапов рассказывал о намерении развивать «Юргинский машзавод», однако достаточно скоро предприятие столкнулось с первой процедурой банкротства – наблюдением. Далее, в 2020 году, развернулся новый скандал с участием «Газпром межрегионгаз Кемерово», о котором сообщала «Правда УрФО» и в том же году машзавод признали банкротом. В итоге, как следует из последних материалов суда, сумма требований кредиторов ООО «Юргинский машзавод» составляет более 10,7 млрд рублей.
Читайте также:Белозёров обвиняется в подрыве бизнеса Дерипаски через саботаж работы РЖД
Фото: администрация правительства Кузбасса
Разбирая связь менеджеров с этой критической ситуацией, суд обратил внимание в том числе на уровень принятия решений и особенности производства.
Так, при анализе деятельности Аношина, возглавлявшего предприятие в 2014–2015 годах, с одной стороны были сделаны акценты на миллиардные убытки, и размер кредиторской задолженности на конец 2015 в 3,38 млрд, с другой – на участие завода в гособоронзаказе, и правах более 4 тыс. работников, которым предоставлялись рабочие места.
В случае с Самоукиным, который был руководителем ООО в период 2015–2017 годов, отмечались проводимые антикризисные планы. «За период с 2015 по 2016 была увеличена реализация в 1,5 раза, вырос объем производства.
Кроме того, в 2015 в рамках программы импортозамещения были заключены контракты с Минпромторгом РФ по проектам разработки и изготовления новой продукции на общую сумму 181 млн руб. Из анализа баланса в период руководства Самоукина установлено, что убыток предприятия в 2016 году на 15% меньше, чем в предыдущий период», – следует из материалов дела.
Впрочем, как сообщала «Правда УрФО», взаимодействие с министерством все-таки вылилось в отдельный резонансный конфликт.
Анатолий Лазарев, который впоследствии также возглавлял АО «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод» («дочка» «Уралвагонзавода»), и вовсе сослался на федеральные органы власти.
«Поясняет, что в целях выполнения поставленных задач по недопущению введения процедуры банкротства была организована работа с учетом всех существующих ограничений, под контролем всех федеральных, региональных и муниципальных органов власти, в том числе ФНС РФ. Об итогах работы неоднократно докладывалось на рабочих группах при Минпромторге РФ, Минэкономразвития РФ, в ФНС РФ. Вопрос функционирования ТЭЦ регулярно рассматривался на уровне Федерального штаба по обеспечению безопасности электроснабжения РФ под председательством министра энергетики РФ, на совещании под председательством заместителя председателя Правительства РФ, на селекторных совещаниях полномочного представителя президента РФ в СФО. Таким образом, вся финансово-экономическая деятельность «Юргинский машзавод» велась под контролем всех уровней власти», – следовало из пояснений экс-менеджера.
Читайте также:Илон Маск предлагает заплатить миллиард долларов Википедии за переименование
Отметим, что позиции изучила и прокуратура Кемеровской области, которая была привлечена в дело в качестве третьего лица. Обосновывая необходимость своего участия, представители надзора заявили, что «должник имеет задолженность по налоговым платежам на сумму более 2 млрд рублей, кроме того, в конкурсную массу включены принадлежащие ООО объекты, которые участвуют в выработке тепловой энергии и горячего водоснабжения для населения Юрги».
Ранее «Правда УрФО» сообщала, что банкротство «Юргинского машзавода» также стало площадкой для столкновения подчиненных председателя «ВЭБ.РФ» Игоря Шувалова и гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. В реестр были включены претензии «РТ-Капитал» (правопреемница по долгу перед «УВЗ-Транс») на 2,47 млрд и многомиллиардные требования «ВЭБ.РФ». При этом «ВЭБ.РФ» выступала против требований «РТ-Капитал», но разбирательства в итоге проиграла.