Газовый «интерес» Дмитрия Азарова
Что общего у семейства самарского губернатора с бизнесменами Аветисяном и Розенцвайгом?
В Самаре завершился очередной этап судебных разбирательств между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (ГМС) и «Средневолжской газовой компанией» (СВГК): областной арбитраж отказал «дочке» «Газпрома» во взыскании с газораспределительной организации 991 млн рублей – задолженности за поставки газа в 2019 году. Споры между поставщиком «голубого топлива» ГМС и выступающими посредниками СВГК и связанным с ней предприятием «Самарагаз» неоднократно перетекали в судебную плоскость. В начале 2019 года руководство «Газпром межрегионгаз Самара» даже официально заявляло о прекращении договорных обязательств с давними деловыми партнерами, обратившись к жителям региона с предупреждением об оплате только платежек ГМС и уведомлением о необходимости заключения договоров со структурой «Газпрома». Тогда на стороне СВГК выступили не только УФАС и областной арбитраж, но также самарский губернатор Дмитрий Азаров, пообещавший «разобраться в ситуации» и «помочь сторонам сблизить позиции».
Вот только помимо необходимости решить «социально значимый вопрос», Азаровым могли двигать еще и соображения лично-коммерческого плана. Дело в том, что в 2000-х будущий глава области занимал пост гендиректора «Средневолжской газовой компании», а основной владелец СВГК Владимир Аветисян считается «серым кардиналом Самары», много сделавшим для продвижения Азарова в муниципальные и региональные органы власти. Аветисян – крупный бизнесмен, бывший зампредседателя правления «Роснано», человек из близкого окружения Анатолия Чубайса, а также советник главы «Ростеха» Сергея Чемезова, интересы которого он может представлять в Самаре. В число бенефициаров СВГК, декларирующей миллиардную выручку и имеющей контракты на миллиарды рублей, входят Александр Розенцвайг – давний деловой партнер Аветисяна и Вячеслав Акатов – самарский предприниматель и тесть губернатора Азарова.
В таком контексте «обеспокоенность» главы региона конфликтом между ГМС и СВГК выглядит уже как защита финансовых интересов собственного семейства.
Структура «Газпрома» осталась без миллиарда
В конце июля Арбитражный суд Самарской области отказал ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (ГМС) во взыскании 991 млн рублей с газораспределительной «Средневолжской газовой компании» (СВГК). Как следует из текста судебного решения, речь шла о задолженности по договору поставки газа, подписанному сторонами еще в январе 2018 года.
По версии истца, в 2019 году, на разных этапах транспортировки, из-за некачественного оборудования или в результате аварий, имели место многомиллионные «потери» «голубого топлива». Уже в процессе разбирательств представители ГМС ходатайствовали о проведении дополнительной экспертизы с целью уточнения фактического объема потерь, но суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
В свою очередь, юристы СВГК заявляли об оплате за транспортируемый газ даже с учетом потерь. Кроме того, ответчики предоставили в арбитраж документы, подтверждающие отсутствие аварийных ситуаций на сетях газопровода в 2019-2021 гг.
«Представленный Истцом расчет технологических потерь газа на наружных газопроводах и пунктах редуцирования газа ООО «СВГК» на 31.12.2019 не может подтверждать наличие на сетях ГРО потерь в большем объеме, нежели указано в расчетах Ответчика, поскольку использованные Истцом в указанном расчете исходные данные (давление, диаметр, протяженность газопроводов Ответчика) документально не подтверждены…
По существу, показатели, положенные в основу произведенного расчета, определены Истцом произвольно. При этом указанное в расчете количество потерь не соответствует и значительно превосходит объем газа, предъявленный в исковом заявлении и определенный по «разбалансу газа». В свою очередь, величины исходных данных, положенные в основу расчетов потерь Ответчика, являются документально подтвержденными, Истцом не опровергнуты», – сказано в решении арбитража.
Газовая «война» 2019 года
Информация о том, был ли вынесенный вердикт обжалован в апелляционной инстанции, в открытых источниках отсутствует. Однако это далеко не первый пример судебных разбирательств между ключевыми игроками самарского газового рынка. Дело в том, что на протяжении длительного времени подконтрольный «Газпрому» ГМС и СВГК, находящаяся в частных руках, в разных долях собирали с жителей региона платежи за поставку газа.
Но в январе 2019 года между деловыми партнерами начались разногласия: выступающий поставщиком «голубого топлива» «Газпром межрегионгаз Самара» объявил об отказе от услуг посредников – СВГК и аффилированного с ней АО «Самарагаз». Причину такого решения бывший в то время гендиректором ГМС Андрей Кислов объяснил просто: посредники вели недобросовестную деятельность по сбору платежей, в итоге задолжав поставщику 700 млн рублей.
В итоге руководство ГМС предупредило жителей региона о необходимости производить оплату только по платежным квитанциям «дочки» «Газпрома» с новыми реквизитами, а не по «дублирующим» платежкам СВГК и «Самаргаза», в противном случае предупреждая об образовании долга у невнимательных абонентов. Уточнялось, что срок действия агентских договоров с посредниками истек 31 декабря 2018 года, а гражданам предложили заключать договоры напрямую с ГМС.
Разборки предприятий были чреваты серьезной финансовой неразберихой, связанной с двойными платежными документами. Сначала внести ясность в ситуацию не смогли даже областные власти: возглавлявший на тот момент региональное Министерство энергетики и ЖКХ Сергей Марков заверял жителей в том, что «работа с поставщиками газа уж проводится» и «все вопросы будут отрегулированы».
К конфликту подключилось областное Управление ФАС. В ведомстве действия ГМС квалифицировали как «нарушение Закона о защите конкуренции», выразившееся в «злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки природного газа населению Самарской области, результатом которого является ущемление прав и законных интересов ООО «СВГК» и ОАО «Самарагаз», а также интересов неограниченного круга лиц (население), заключивших договоры поставки газа с заявителями».
Ранее сторону СВГК в споре с ГМС занял самарский областной арбитраж, своим решением отказавший структуре «Газпрома» в удовлетворении иска о расторжении агентского договора с газораспределительной компанией. Однако решающую роль в примирении сторон сыграл, скорее всего, глава региона Дмитрий Азаров:
«Власти не всегда уместно вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов. Однако совершенно очевидно, что с определенного момента вопрос стал социально-значимым. И я пообещал, что разберусь в этой ситуации, помогу сторонам сблизить позиции. Решение принято. Никаких двойных квитанций оплаты за газ не будет», – заявил самарский губернатор.
«Серый кардинал» Владимир Аветисян
Итак, в 2019-м каждый остался «при своем». И здесь стоит напомнить, что для Дмитрия Азарова «Средневолжская газовая компания» структура далеко не чужая: в 2001-2006 гг. он занимал пост гендиректора СВГК. Но это не все. У семейства чиновника имеются собственные интересы в получении предприятием колоссальной прибыли от участия в транспортировке газа.
В самом деле, финансовые показатели предприятия впечатляют: по итогам 2022 года его выручка составила 7 миллиардов, прибыль – 896,6 миллиона, стоимость активов – 12,7 млрд рублей. Выручка годом ранее – 6,9 миллиарда, прибыль – 1 миллиард, стоимость активов – 11,6 млрд рублей. Имеется и солидный портфель госконтрактов, превышающий 5 млрд рублей в качестве поставщика и 22 миллиарда – в качестве заказчика.
С тем, какие финансовые потоки проходят через СВГК, все понятно. Теперь разберемся в том, в чьих карманах оседает полученная прибыль. Основным владельцем компании является зарегистрированное в Самаре ООО «Самарапром-99», в число учредителей входят еще четыре самарских ООО: «База», «Промгаздиагностика», «Потенциал» и «Альтаир». Компания «Самарапром-99» принадлежит Владимиру Аветисяну (82,91%), Александру Розенцвайгу (10,36%) и вышеупомянутому ООО «База» (6,73%). Последнее, в свою очередь, находится в собственности все тех же Аветисяна и Розенцвайга.
Об остальных совладельцах ООО «Самарапром-99» речь пойдет ниже, а пока более подробно остановимся на Владимире Аветисяне – бизнесмене, известном далеко за пределами Самарской области. Кстати, его сын Иван Аветисян трудоустроен председателем правления СВГК. Сам Аветисян-старший до февраля 2021 года занимал пост заместителя председателя правления «Роснано», где считался человеком из близкого окружения одиозного Анатолия Чубайса. Ушел из госкорпорации Аветисян вскоре после увольнения «рыжего Толика» и назначения на руководящий пост Сергея Куликова, которому пришлось разгребать «авгиевы конюшни», доставшиеся в наследство от команды предшественника.
Кроме того, еще в прошлом году СМИ писали об Аветисяне как о советнике гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова и потенциальном президенте АвтоВАЗа. Правда, назначение главой автомобильного гиганта так и не состоялось: им стал экс-министр транспорта, бывший петербургский вице-губернатор Максим Соколов.
Как бы то ни было, но авторы публикаций в прессе неоднократно подчеркивали, что Владимир Аветисян является довольно весомой фигурой на самарской политическом поле. Более того, действующего губернатора Азарова называют протеже влиятельного бизнесмена, способствовавшего назначению бывшего гендиректора СВГК последовательно первым замглавы городского округа Самара, затем региональным министром природопользования, мэром областного центра и, наконец, главой области.
Семейству Азарова перекроют финансовый «вентиль»?
Совладелец «Самарапром-99» и «Базы» Александр Розенцвайг – давний деловой партнер Аветисяна. Помимо этих двух компаний, им принадлежит еще целый ряд юрлиц, работающих в самых разных направлениях: ООО «Вариант» специализируется на сделках с недвижимостью, ООО «Арэс» – на консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления,ООО «Мирекс» – на аренде и управлении имуществом, ООО «Дельта-Строй» занимается девелопментом и т.д.
Также Аветисян и ООО «База» (а через него, соответственно, и Розенцвайг) входили в число совладельцев Газбанка – самарского кредитного учреждения, в июле 2018 года лишившегося лицензии по причине проведения операций, направленных на сокрытие реального финансового положения, уклонения от исполнения требований надзорного органа об адекватной оценке принимаемых рисков и нарушения «антиотмывочного» законодательства. В сентябре 2018-го Арбитражный суд Самарской области признал Газбанк банкротом, причем «дыра» в его капитале превышала 4,4 млрд рублей.
В 2000-х Александр Розенцвайг занимал руководящие должности в РАО «ЕЭС России» и холдинге «Объединенные автомобильные технологии», позже входил в советы директоров «Тольяттинской энергосбытовой компании» и ОАО «МРСК-Волги». В прошлом году бизнесмен оказался в центре громкого скандала, связанного с «перепрофилированием» самарского ДК «Современник» в «заведение общественного питания», а проще говоря – в ресторан с ночным клубом.
Однако кроме коммерческого тандема Аветисян-Розенцвайг, у «Средневолжской газовой компании» есть еще один весьма любопытный бенефициар: это единственный владелец и гендиректор двух фирм-соучредителей СВГК – «Потенциал» и «Альтаир» Вячеслав Акатов, которого в СМИ называют родственником, а конкретно – тестем губернатора Дмитрия Азарова. На Акатова якобы даже оформлена принадлежащая главе региона 580-метровая квартира в элитном таунхаусе на берегу Волги.
Получается, губернаторскому семейству «капает» процент от многомиллионной прибыли СВГК и получаемых ей госконтрактов. Но не только. Вячеславу и Людмиле Акатовым принадлежит самарская фирма «СМП», занимающаяся ремонтом электронного и оптического оборудования. По итогам прошлого года компания задекларировала солидную выручку в размере 21,2 миллиона, прибыль в 12,4 миллиона и стоимость активов почти в 40 млн рублей. А еще «СМП» активно «осваивает» бюджетные финансы: портфель госконтрактов предприятия превышает 176 млн рублей, в число заказчиков входят областные учреждения здравоохранения, а также Самарский государственный медицинский университет.
Похоже, перед нами наглядный пример того, что называется «конфликтом интересов», когда родственники губернатора получают неисчерпаемую бюджетную «кормушку». В таком контексте обеспокоенность Азарова конфликтом самарской «дочки» «Газпрома» с СВГК и желанием ГМС разорвать договорные обязательства с посредником воспринимаются уже не только как решение «социально-значимого вопроса». Однако учитывая практически непрекращающиеся судебные разбирательства и претензии со стороны «Газпром межрегионгаз Самара», финансовый «вентиль» Аветисяну, Розенцвайгу и Акатову вскоре может оказаться перекрытым.
Семен Головецкий