Пенсионный фонд с криминальным уклоном
Глава ПФР Андрей Кигим продолжает коррупционную «политику» Антона Дроздова?
В Вологде возбуждено уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия в отношении управляющего областным отделением Пенсионного фонда России (ПФР) Василия Жидкова. По версии следствия, он содействовал незаконному выводу финансов находившейся в предбанкротном состоянии крупной строительной компании, чем принес ущерб фонду в размере 70 млн рублей. Одновременно стало известно о продлении домашнего ареста управляющему Челябинским областным отделением ПФР Виктору Чернобровину, обвиняемому в получении многомиллионных взяток от представителей частных охранных предприятий за содействие в получении контрактов на охрану зданий фонда. Эти и другие уголовные дела свидетельствуют о зашкаливающем уровне коррупции в ПФР, захлестнувшей ведомство во время 12-летнего руководства Антона Дроздова. Последний успел своевременно уволиться из фонда вскоре после обысков, проведенных в рамках расследования громкого «дела «Техносерва», фигурантами которого стал ряд высокопоставленных чиновников ПФР, включая заместителя Дроздова Алексея Иванова, в минувшем сентябре осужденного на 4,5 года колонии. После недолгого пребывания во главе фонда экс-министра труда и соцзащиты Максима Топилина, руководителем ведомства был назначен Андрей Кигим, ранее возглавлявший Фонд социального страхования и пользующийся поддержкой председателя правительства Михаила Мишустина. Кигим должен реализовать планы премьера по слиянию трех внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС и созданию так называемого «единого социального казначейства». Вот только этим планам может помешать высокий уровень коррупции в ведомстве и непопулярность самого Кигима, чье недавнее выступление в Госдуме стало причиной громкого скандала.
70 миллионов «уходят» из ПФР
Вологодский городской суд вынес постановление об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий в отношении управляющего отделением Пенсионного фонда России (ПФР) по Вологодской области Василия Жидкова, обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу суда, Жидкову запрещено находиться в здании отделения фонда, общаться с определенными лицами, осведомленными о его деятельности, пользоваться средствами связи и интернетом (за исключением вызова скорой медицинской помощи, работников полиции, общения с контролирующими органами, адвокатом, представителями следствия и т.д.).
О задержании управляющего сотрудниками ФСБ и возбуждении в отношении него уголовного дела стало известно накануне. По версии следствия, в 2015-2016 гг. он содействовал незаконному выводу финансов с расчетных счетов крупной строительной организации, находившейся в предбанкротном состоянии. Это привело к неполучению ПФР обязательных отчислений в размере 70 млн рублей и невыплате зарплаты 452 жителям региона в общей сложности на 52 миллиона.
В системе ПФР Жидков работал с 2001 года, в 2013-м возглавил вологодское региональное управление фонда. В 2003-2014 гг. он был депутатом областной думы и руководил комитетом по налогам и бюджету. Проворачивал ли чиновник финансовые аферы все это время - неизвестно, но со временем явно поднаторел в многомиллионных махинациях.
Взятки и откаты пенсионного ведомства
Вологодскую новость вряд ли можно счесть сенсационной: о махинациях руководителей ПФР всех уровней СМИ сообщают с незавидной регулярностью. «Очевидно, что система пенсионного обеспечения в России находится, мягко говоря, в нездоровом состоянии. Взятки, откаты, «мертвые души» и миллиарды невыплаченных пенсий - это только верхушка айсберга», - описывает криминальные будни ведомства канал «Царьград».
За примерами далеко ходить не надо. Буквально вчера в Тракторозаводский районный суд Челябинска поступило ходатайство Следственного комитета о продлении домашнего ареста управляющему областным отделением фонда Виктору Чернобровину, обвиняемому в получении взяток от представителя ЧОП «Аквилон» в размере 26,7 млн рублей.
Чернобровин был задержан в минувшем июле и до сентября содержался в СИЗО. Вместе с ним по делу проходят его зам Александр Орехов и начальник АХЧ отделения Рудольф Зайцев: подельники содействовали фирме в получении контрактов на охрану зданий фонда. В минувшем октябре в отношении управляющего возбудили второе уголовное дело: на этот раз по факту получения взятки имуществом - прогулочным катером Yamaha LS-2000 стоимостью 600 тыс. рублей. Взяткодателями снова выступали охранные структуры - ЧОПы «Ставр+» и «Виконт 2».
В минувшем апреле в Красноярске в суд было передано уголовное дело руководителя краевого ПФР Дениса Майбороды: он обвиняется в растрате средств фонда при заключении госконтрактов на приобретение нежилых помещений по завышенной стоимости, в результате чего ведомству был причинен ущерб в размере более чем 100 млн рублей. За содействие в незаконных сделках он получал взятки от представителей заинтересованных коммерческих структур, общий размер которых превысил 18 миллионов. За превышение должностных полномочий ранее был арестован замглавы красноярского управления Алексей Трофимов.
В начале октября СМИ сообщили о задержании замначальника управления ПФР Архангельской области Юрия Задорина, бывшего также председателем конкурсной комиссии ведомства. Причиной задержания стали все те же взятки: в 2018-2021 гг. Чиновник получил порядка 650 тыс. рублей от двух местных бизнесменов за содействие в аренде госучреждением здания по завышенной стоимости. «Задорина подозревают в том, что он «подсадил» на откаты предпринимателей, чтобы Пенсионный Фонд России продолжал арендовать помещения», - комментировал произошедшее портал «29.Ru».
Тяжелое «наследство» Антона Дроздова
Но самым громким, вне всякого сомнения, стал обвинительный приговор, вынесенный в сентябре бывшему заместителю федерального главы ПФР Алексею Иванову, осужденному на 4,5 года колонии строго режима за получение взятки в размере 4,5 млн рублей. В фонде Иванов курировал вопросы информационных технологий, телекоммуникаций и информационной безопасности. Бывший в то время председателем правления ПФР Антон Дроздов характеризовал его как «способного руководителя» и «добросовестного работника».
Вот только в июле 2019 года в кабинет «добросовестного работника» наведались следователи, после чего он был уволен распоряжением главы правительства Дмитрия Медведева с формулировкой «в связи с утратой доверия». Позже Иванов стал одним из фигурантов нашумевшего «дела «Техносерва»: его называли ставленником бывшего совладельца «Промсвязьбанка» и бенефициара группы «Техносерв» Алексея Ананьева, обвинявшегося в даче взяток высокопоставленным сотрудникам фонда за покровительство при заключении госконтрактов.
Помимо Иванова, фигурантами масштабного расследования о коррупции в ведомстве стали еще шесть бывших и действующих на тот момент сотрудников ПФР, решением Басманного районного суда Москвы отправленные в СИЗО: всем им вменялось получение взяток в размере более 200 млн рублей.
Впрочем, к ведомству приковано внимание не только силовиков, но и Счетной палаты. Так, в прошлом году по итогам проведенной проверки, аудиторы установили: в одних случаях пенсии россиян оказываются меньше положенного, в других начисления осуществляются «мертвым душам», то есть, после смерти получателей. Как сообщало издание «Lenta», только в двух территориальных органах ПФР переплата составила 377 миллионов рублей. В то же время, по информации «Царьграда», несколько миллиардов рублей, в результате ошибок сотрудников ПФР, были недоплачены живым старикам, чьи пенсии оказались уменьшены.
Напомним, что в марте прошлого года на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры ее руководитель Игорь Краснов так описывал положение дел, сложившееся в пенсионном ведомстве:
«Установлены массовые нарушения при использовании пенсионных накоплений. В республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, в Краснодарском крае, Амурской, Липецкой, Свердловской и Иркутской областях, городе Москве выявлены факты фальсификации договоров о переводе без согласия граждан в негосударственные фонды пенсионных накоплений, а также их хищение. Во всех случаях прокурорами приняты меры реагирования.
Кроме того, в большинстве субъектов пресечены нарушения сроков рассмотрения заявлений о назначении выплат, незаконное удержание из пенсий и пособий, отказы в производстве выплат, причем даже ветеранам Великой Отечественной войны и приравненных к ним участникам боевых действий. Требую от прокуроров жестко реагировать на такие факты».
Андрей Кигим уходит от ответа
Описанный выше пенсионный хаос стал прямым следствием политики, проводимой Антоном Дроздовым, руководившим ведомством в течение почти 12 лет - с июля 2008-го по январь 2020 года и ставшего одним из авторов крайне непопулярной пенсионной реформы. Широкую известность получило его высказывание о том, что российские работающие пенсионеры «купаются в роскоши», а их средняя заработная плата, по данным ПФР, якобы составляет не меньше 40 тысяч рублей.
Бредовые фантазии главы фонда вызвали всплеск негатива на форумах и в социальных сетях, а учитывая целый пласт нерешенных проблем и длинный шлейф коррупционных скандалов, чиновнику определенно было пора «сматывать уточки». В конце концов, его в любой момент могла постигнуть незавидная участь бывшего зама - Алексея Иванова. Пришедший на смену Дроздову экс-министр труда и соцзащиты Максим Топилин оказался «халифом на час», временной фигурой перед утверждением в должности Андрея Кигима, назначенного на пост главы ПФР в минувшем феврале, а до этого руководившего федеральным Фондом социального страхования.
О том, что со «сменой власти» ситуация в ПФР нисколько не изменилась, может свидетельствовать недавний инцидент, произошедший в Госдуме, где Кигим выступал на заседании, посвященном исполнению бюджета на 2020 год. «Ложкой дегтя» в «медовом» доклад чиновника стал вопрос депутата Михаила Делягина о колоссальных средствах, направляемых фондом на покупку и строительство новых объектов недвижимости.
«Помимо приобретения получено разрешение на строительство новых зданий, на создание объектов направлен 1 млрд рублей. И это в кризис. Здание Пенсионного фонда и так самое роскошное здание по всей России. Зачем продолжать эту тенденцию? Украшение городов не должно финансироваться за счет пенсионеров - это разные статьи расходов?», - цитирует слова парламентария портал «Дума ТВ».
Когда же Кигим стал юлить, уходя от прямого ответа, на помощь коллеге пришел председатель ГД Вячеслав Володин: «Вопрос звучал совершенно конкретный по поводу дворцов ПФР, вот и ответьте на эти вопросы. У вас что, деньги лишние, чтобы строить их или негде находиться?» - поинтересовался спикер. Но прояснить ситуацию глава фонда так и не пожелал.
«Социальное казначейство» имени Мишустина
Думские дебаты в очередной раз обозначили актуальность такой проблемы, как переходящая все разумные границы тяга российских чиновников к роскоши. Напомним, что одиозный Антон Дроздов только в 2018 году потратил на аренду служебных автомобилей порядка 100 млн рублей. Ежемесячная аренда одного только автомобиля БМВ обходилась ведомству в 560 тысяч. За год на техническое обслуживание автопарка ПФР было потрачено 24 миллиона. И это при дефиците бюджета фонда в 265,5 миллиарда!
Заметим, что после полемики Делягина с Кигимом, лидер партии «Справедливая Россия - За правду» и руководитель ее фракции в Госдуме Сергей Миронов не только предложил главе пенсионного фонда подать в отставку, но также озвучил предложение о ликвидации ПФР:
«Партия предлагает ликвидировать ПФР, а вместе с ним и Фонд обязательного медицинского страхования. Давно пора соединить эти структуры в единое социальное казначейство и подчинить правительству, потому что их функции государство должно выполнять напрямую», - заявил Миронов.
Обратим внимание, что идея эта не новая. Еще в феврале, сразу после назначения Кигима, в СМИ обсуждалось возможное слияние трех внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и Фонда обязательного медицинского страхования, продвигаемое премьером Михаилом Мишустиным. «Эксперты уже даже назвали сумму, которую удастся экономить ежегодно благодаря снижению издержек фондов за счет объединения - 120 млрд руб. Кроме того, целью объединения называется создание «единого окна» для получения соцподдержки и цифровизация всех процессов», - писала «Независимая газета».
Отмечалась также роль Кигима в цифровизации ФСС, что прибавило ему веса в глазах Мишустина и способствовало назначению в ПФР. Возможно, сегодня он спит и видит себя главой объединенного «социального казначейства», а заодно и одним из основных (если не основным) участником распределения трехкратно увеличившихся финансовых потоков.
Но, как известно, в Кремле достаточно противоборствующих группировок и Мишустин руководит только одной из них. К тому же Кигим и ПФР являются серьезным общественным «раздражителем», о чем недавно было прямо заявлено с думской трибуны. А учитывая зашкаливающий уровень коррупции в фонде, не исключено, что образование «социального казначейства» может окончиться уже без участия Кигима.
Ярослав Фокин