Жемчужина "по-пекински" от Ростеха
Менеджмент Ростеха может заниматься скупкой и перепродажей недвижимости в интересах "Группы ЛСР" Андрея Молчанова?
Ставший победителем в торгах на бывшую штаб-квартиру "Русского славянского банка" Оганес Григорян скорее всего действует в интересах собственников сочинской АО "Жемчужина" закрывшей недавно сделку по приобретению у подконтрольной группы ВТБ компании "Галс-девелопмент" гостиницы "Пекин" в Москве, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Напомним, что Григорян является гендиректором столичной гостиницы "Пекин", и членом совета директоров сочинского отеля "Жемчужина".
За "Жемчужиной" явно проглядывается тень "Ростеха". Как считает ряд опрошенных экспертов, учитывая присутствие в этой истории госкорпорации, легко предположить, что вскоре актив может быть перепродан "своим". И даже вырисовывается возможный претендент на штаб-квартиру - им может стать "Группа ЛСР" Андрея Молчанова, недавно получившая от связанных с "Ростехом" лиц сочинское ООО "Приморская".
Штаб-квартира Русславбанка достанется Григоряну по очень привлекательной цене, всего за 4,8 млрд рублей. Такой ценник некоторые склонны связывать с тем, что за сделкой может стоять "Ростех". На это намекает то, что держателем реестра акционеров АО "Гостиничный комплекс "Жемчужина" является АО "РТ-Регистратор", созданная госкорпорацией в 2018 году для обслуживания всех организаций, входящих в контур "Ростеха". Иными словами, "чужаков" среди них нет.
И в это охотно верится, ведь текущие владельцы "Жемчужины" не известны - по крайней мере, данных об этом в "Руспрофайле" не представлено. Известно лишь, что В 2017 году долю в "Жемчужине" купила компания "Колумб Первый", которую возглавляет Оганес Григорян. Что особенно занимательно, держателем реестра акционеров "Колумба Первого" также является "РТ-Регистратор". Все сходится в одной точке?
Кто расщедрился?
Это также могло бы объяснить, откуда у "Жемчужины" нашлись деньги на приобретение 100% акций ОАО "Гостинично-офисный комплекс "Пекин". Пакет эксперты оценили в 4,8 млрд рублей, в 2019 году "Пекин" был выставлен на торги за 5,671 млрд. У АО "ГК "Жемчужина" же, согласно "Руспрофайлу", выручка составляет всего 1,4 млрд, а прибыль - 9,4 млн рублей. Так деньжат все же подкинул "Ростех"?
"Жемчужина" же в период с декабря 2018 по март 2021 была в учредителях ООО "Конкорд", которое уж очень напоминает обыкновенную "пустышку" - у предприятия нулевые финансовые показатели, работает в нем лишь один сотрудник. Долю в предприятии имеет уже знакомый нам "Колумб Первый" Оганесяна. То есть "Ростех" связан и с этим активом.
В учредителях там сидит некий Алексей Суворов, он же с января по ноябрь 2020 года был владельцем ООО "Приморская". И не исключено, что он был лишь номинальным держателем доли, которая впоследствии перешла ПАО "Группа ЛСР".
Учитывая, что в активах и тут, и там всплывает "Ростех", легко предположить, на кого в реальности может работать Суворов и Григорян. Стало быть, в случае с "Пекином" и штаб-квартирой Русславбанка за сделками может стоять "Ростех", а может быть даже и интересы ее главы Сергея Чемезова. Это действительно хороший способ дополнительно подзаработать: известно, что активы доставались по очень привлекательной цене.
Перепродать же недвижимость могут Молчанову, у которого давно налажены мосты с Чемезовым. Так, еще в 2017 году одно из предприятий, входящих в госкорпорацию Ростех – Уральский завод гражданской авиации стал клиентом "ЛСР. Недвижимость – Урал". Предприятие приобрело 11 квартир в жилом квартале "Хрустальные ключи" в Екатеринбурге для своих работников.
В 2018 году ЛСР продала производство ЖБИ в Гатчине структурам "Ростеха" за 1,2 млрд рублей. Кроме того, тогда же "РТ–Стройтех" (входит в "Ростех" и распоряжается ее непрофильными активами) искала инвестора для строительства нового жилого района в Петербурге на территории бывшего завода "Краснознаменец", которым владеет. И среди претендентов также называлась компания Молчанова.
В свойственной себе манере
В пользу того, что активы, контроль над которыми получили вероятно близкие к "Ростеху" люди, в итоге отойдет кому-то другому, говорит и то, что такое поведение вообще-то весьма характерно для госкомпании.
В частности, корпорация активно распродает бывшие заводы, включая некогда стратегические производства, под коммерческую или жилую застройку. Близкие к "Ростеху" структуры отдали MR Group под застройку территорию бывшего НПО "Московский радиотехнический завод" в Москве.
Этим летом структура "Ростеха" провела аукцион по продаже имущества Московского машиностроительного предприятия (ММП) им. Чернышева. Речь о площадях в 60 га под жилую застройку. Аукцион выиграла фирма "С-девелопмент", которая может быть связана с девелопером MR Group. Но оспорить это решение пытается АФК "Система" Владимира Евтушенкова через свою дочернюю структуру ООО "Техноинвест", о чем ранее рассказывал The Moscow Post.
Очень похоже на то, что госкорпорация играет не последнюю роль в истории с приобретением структурой группы "ПИК" Сергея Гордеева прав на 3 га земли на Зеленодольской улице в Кузьминках. Дело в том, что досталась территория девелоперу от совладельца "РТ-НЭО Иркутск" Александра Сумкина, который сотрудничает с "Ростехом".
Госкорпорация также успешно реализовала памятник истории и культуры "Дом московского гражданского губернатора" на Тверской улице. Он достался ООО МБ 23 на торгах за 1,8 млрд рублей. При этом здание не одно, а целых три, и теперь там будет располагаться гостиница.
Еще до этого, в 2020 году "РТ-Капитал", работающее с непрофильными активами госкорпорации, решило избавиться от еще одной площадки в Москве. Речь об имуществе научно-производственного объединения "Орион", которое специализируется на производстве микрофотоэлектроники. Скоро и этот актив уйдет с молотка?
Были разговоры, что актив в итоге окажется у владельца базового для "Ростеха" "НК Банка" Виктора Григорьева. В прошлом он очень удачно приобрел 75% холдинга "Технодинамика", входящее в контур госкомпании. Структура с десятками заводов и высокотехнологичных производств была продана на закрытом аукционе по очень привлекательной цене в 13,8 млрд рублей.
Зарыться поглубже
Но не недвижимостью, как говорится, единой. Совсем недавно The Moscow Post писал о ситуации вокргу разреза "Богатырь", под который госкомпания даже создала отдельную структуру "РТ-Богатырь". В итоге "Богатырь" достался другим структурам, "Ростех" отозвал заявку из-за дополнительных условий к его участникам. Однако некоторые увидели в этом то, что компания просто уступила место "своим".
В 2019 году внезапно "Ростех" вышел из совместного с Vi Holding Виталия Машицкого консорциума по разработке Дарвендейла в Зимбабве. А ведь Машицкого многие считают близким к самому Чемезову. Возможно, что старый товарищ помог зайти в проект, а затем его покинул, оставив "разделять и властвовать" приближенного?
Еще один пример - проект добычи редкоземельных металлов на Томторском месторождении в Якутии. Как ранее подробно писал The Moscow Post, еще в мае 2014 года объединенная организация "Ростеха" и "ИСТ" – "Триарк Майнинг" выиграла аукцион на право пользования одним из участков месторождения. Затем доля "Ростеха" – 25% - через компанию "Триарк Майнинг" была передана в кипрский офшор Zaltama Holding Ltd, с которым как оказался связан бизнесмен Олег Мисерва. Богатое месторождение осваивают сразу несколько крупных компаний: "дочка" "Росатома" – Polimetal, "АРМЗ", "ИСТ", в которую входит ООО "Триак Майнинг".
Но месторождений все-таки во всем мире весьма ограниченное количество, чего не скажешь о недвижимости - активов для перепродажи "Ростех" может найти сполна. Именно этот профиль сейчас госкорпорация успешно и осваивает?
Мария Соколовская