Комбинат заехал в рудник: Махмудов "продолжает" дело Струкова?
УГМК Андрея Козицына и Искандера Махмудова могла оставить ни с чем миноритариев ГК "Петропавловск", а теперь ведет холдинг к новому банкротству?
Ассоциация розничных инвесторов (АРИ) обратилась с обращением к руководству "Уральской горно-металлургической компании" (УГМК) с просьбой выкупить их акции в ГК "Петропавловск" (Petropavlovsk PLC). Ранее структура холдинга АО "УГМК-Инвест" (сейчас - "Атлас Майнинг") выкупила основную долю в ГК после того, как та прошла через процедуру банкротства и провела делистинг бумаг с Лондонской фондовой биржи.
УГМК входит в бизнес-империю Искандера Махмудова и Андрея Козицына. Сейчас директором "Атлас Майнинг" назначен топ-менеджер УГМК Федор Кирсанов. Он же раньше трудился в структурах ГК "Полюс", входящего в контур бизнеса сенатора Сулеймана Керимова.
Возможно, действия Керимова и Козицына с Махмудовым по "игнорированию" нужд миноритариев носят согласованный характер. Именно "Полюсу" и достанется "Петропавловск"?
Напомним историю вопроса: после введения западными государствами драконовских санкций против РФ пострадал "Газпромбанк", который является основным кредитором ГК "Петропавловск". Он просто не мог осуществлять транзакции со структурами компании. Ввиду этого ГК пришлось обанкротить, она ушла с Лондонской фондовой бирже и стала торговаться на Московской.
Вместе с тем, подсуетился и УГМК. В 2022 год он выкупил проблемные долги компании перед "Газпромбанком", превратившись в ключевого бенефициара структуры. А после акции "Петропавловск" перестали торговаться на Мосбирже. Таким образом, все деньги миноритарных инвесторов, которые поддерживали капитализацию и ликвидность структуры, оказались в подвешенном состоянии.
В результате всех этих преобразований миноритарии остались не у дел. Как утверждает источник, очень похоже, что УГМК просто не желает покупать у миноритариев акции по реальной рыночной цене, хотя есть федеральный закон, обязывающий делать это при определенных условиях.
"Непредвиденные расходы"
Еще в августе 2022 года, когда УГМК выкупила дочерние структуры "Петропавловска" за 619 млн долларов, структура Козицына сразу же сказала, что сможет погасить свои обязательства перед кредиторами, но средств для возврата денег акционерам не останется.
Если это некий "схематоз", то его особо никто не скрывал.
При этом на все остальное средства почему-то нашлись: сумма сделки включала 380 млн долларов денежного вознаграждения, погашение обязательств перед УГМК на 202 млн долларов (именно столько долгов было перед "Газпромбанком"), вознаграждение временным управляющим компаниям в 30 млн долларов, еще 6 млн долларов на непредвиденные расходы. А вот убытки миноритариев "непредвиденными", похоже, Махмудовым и Козицынам не считались.
Впрочем, уже тогда миноритарии (свыше 500 акционеров) не сидели сложа руки. Они заявили о намерении оспорить действия УГМК, и добиваться комплексной проверки сложившейся ситуации Центральным банком и другими регуляторами. Судя по тому, что сейчас к делу подключили общественные организации, все возможные проверки завершились "пшиком", если вообще были.
"Петропавловск", обанкроченный в Лондоне, подводят к новому банкротству уже в России? Фото: Rusprofile.ru
Основное юрлицо "Петропавловска" сейчас - "Атлас" (100% у "Атлас Майнинг"). его убытки за 2022 год составили свыше 6 млрд рублей. Стоимость активов - минус 2,6 млрд рублей. За год они снилизась более, чем на 1000%, т.е. из структуры могли банально вывести все самое "сладкое". В компании официально никто не работает, ее уставной капитал 10 тыс. рублей.
В ООО "Атлас Майнинг" похожая ситуация. При уставном капитале в 10 тыс. рублей убытки за 2022 год составили 281 млн рублей, стоимость активов за год снизилась на 214% и составила минус 413 млн рублей.
Таким образом, ГК "Петропавловск" могут сознательно готовить к новому банкротству и дальнейшей реализации активов, либо для их продажи за копейки тому же "Полюсу".
Как "заходили" в "Петропавлвск"
Ранее противостоять предполагаемому "дерибану" золотодобытчика пытался его основатель и бывший гендиректор Павел Масловский. В результате целой серии сделок по слиянию и поглощению, а также последовавших за ней корпоративных конфликтов он сам оказался не у дел. Более того, попал под следствие.
В 2022 году Павла Масловского приговорили к 5,5 годам лишения свободы за крупную растрату средств АО "Покровский рудник" ("дочка" "Петропавловска") в размере почти 100 млн рублей. Масловский был арестован после того, как член совета директоров "Петропавловска" Максим Харин написал письмо в ФСБ. В нем он представился представителем на тот момент крупнейшего акционера "Петропавловска", компании "Южуралзолото" Константина Струкова.
Т.е. это могло происходить явно с подачи олигарха. После того, как Масловский оказался под следствием, с "Петропавловском" можно было делать все, что угодно.
Доля ЮГК в золотодобытчике составляла 22,37%. Ее Константин Струков выкупил у другого скандального олигарха, Романа Троценко. Впоследствии к доле в 22% прибавилась доля, которую у Троценко же выкупил холдинг Highland Gold Владислава Свиблова. В итоге у Струкова было почти 30% золотодобытчика.
Все трое вышеназванных персонажей - крайне скандальные олигархи, и могли быть лишь "прокладками" для дерибана и дальнейшей перепродажи Петропавловска. Струков и вовсе непонятно, на какие деньги покупал доли. Напомним, к бизнес-империи олигарха (и, по совместительству, вице-спикера ЗакСобрания Челябинской области) есть огромные вопросы у налоговиков.
В 2020 году, незадолго до сделки по покупке 22% "Петропавловск", суд в Москве арестовал имущество ЮГК и других компаний Струкова (ООО "Управляющая компания ЮГК", ООО "МелТЭК", и ООО "Энергия-НК") на 1,6 млрд рублей. По состоянию на 2024 год у ФНС все еще есть вопросы к ЮГК. В 2023 году давление фискалов и другие проблемы привели к отказу ЮГК от выплаты дивидендов за 2022 год.
Павел Масловский оказался жертвой интриг олигархов? Фото: https://poisk-po-photo.ru/масловский-павел-алексеевич-петропа
Что касается господина Свиблова, он еще более скандальный персонаж. Он и сейчас во всю скупает золотодобывающие активы. Причем - на государственные деньги. В свое время именно госбанк ВТБ оплатил (как минимум, частично) Свиблову выкуп 40% Highland Gold. Доля обошлась почти в 600 млн долларов. Еще до этого ВТБ выдал Свиблову кредитов на 70 млрд рублей. Эти средства пошли на покупку Озерного полиметаллического месторождения в Бурятии.
Именно Свиблов мог сыграть важную роль в получении контроля над "Петропавловск". А ведь опыт у него есть, и немалый. Ранее олигарху пытались приписать рейдерство. На протяжении многих лет он был менеджером в компании "Росбилдиинг", которую пресса называла колыбелью российского рейдерства. Там он работал под началом Сергея Гордеева, а впоследствии превратился в члена правления гордеевского же ГК "ПИК".
"Развод" Козицына и Махмудова?
Возвращаясь к УГМК Козицына и Махмудова, то это тоже два крайне неоднозначных бизнесмена. Не так давно они делили бизнес, а сейчас старательно делают вид, якобы не имеют к УГМК отношения, вышли из руководства структуры, опасаясь санкций.
При этом они продолжают скупку золотодобывающий активов. Правда, не всегда успешно. В 2022 году сорвалась сделка о выкупе крупной добывающей компании GV Gold. Стороны не договорились о цене. Читая между строк, можно предположить, что продавать свой бизнес за копейки хозяевам УГМК в GV Gold просто отказались.
А в это время на фоне бизнес-активности УГМК рассматривалось уголовное дело в отношении экс-главы УМВД Екатеринбурга Игоря Трифонова. Ему инкриминировали получение взятки в 7,5 млн рублей за указание незаконно возбудить дело о мошенничестве со средствами банка "Кольцо Урала".
Искандер Махмудов и Андрей Козицын. Фото: https://ros-pres.com/crime/item/372147-vysochayshiy-interes-kozitsyna-i-mahmudova-k-zolotodobyche
Бенефициарами банка являются Андрей Козицын и Искандер Махмудов. Поговаривают, что Козицын якобы мог выводить из банка деньги за спиной у партнера. Будто бы средства могли проходить через осужденного за мошенничество предпринимателя Владимира Дягилева, который взял через свою фирму "Смартлайн" кредит в 354 млн рублей в "Кольце Урала".
В суде Дягилев практически "сдал" Козицына, а вместе с ним и Махмудова, заявив, что курируемая им ГК "Тренд", якобы занималась обеспечением деятельности организаций, созданных для получения кредитов. А кредиты эти использовались в интересах руководителей "УГМК-Холдинг" и банка "Кольцо Урала".
Как известно, после этой истории отношения между Козицыным и Махмудовым резко охладели, они делили общий бизнес. Видимо, под срывом могли оказаться и их договоренности по ГК "Петропавловск". Только вот миноритариям от их разборок не легче, а об интересах государства там и вовсе вряд ли кто-то думает.
Семен Головецкий