Выводы на 9,4 миллиарда как Авдолян на «Гидрометаллургическом заводе» «порыбачил»
Схема, возможно организованная Альбертом Авдоляном, позволила вывести с «Гидрометаллургического завода» на счета связанной компании «Кашемир Капитал» 9,4 млрд рублей.
Стали известны детали истории о том, как на самом деле Авдолян «поднимал из руин» «Гидрометаллургический завод» (ГМЗ) и аффилированные с ним юрлица - ЗАО «Южная энергетическая компания» (ЮЭК) и ООО «Интермикс Мет», перед этим скупив акции по дешевке, в то время как их реальная цена была в тысячу раз выше.
Бывшие партнёры в суде заявили, что до банкротства как минимум «Интермикс Мет» дошло не по объективными причинам, а из-за поведения олигарха, который нарушил все договоренности и «отклонился от разработанного бизнес-плана по перезапуску производства».
Детали выяснял корреспондент УтроNews.
В прошлом материале УтроNews сообщил о ситуации о попытках структур, близких к Авдоляну, получить с дивизиона 2,5 млрд рублей.
Напомним, в период с 2018 по 2022 год владельцами ГМЗ, ЮЭК и «Интермикс Мет» являлся Авдолян. При этом владел он активами через доверенных лиц.
Для того, чтобы дистанцироваться от обложенных долгами юрлиц, были созданы новые компании, в том числе на базе активов ГМЗ.
В ставропольских сделках Авдоляна засветились как офшор Sparkel City Invest LTD, который наследил в истории краха энергохолдинга МРСЭН, различные сотрудники дивизиона олигарха, например, глава ЯТЭК Андрей Коробов, так и ББР Банк Дмитрия Гордовича, с которым Авдолян провернул уже не одну схему. В частности, через него вывели 100 млн рублей в латвийский банк JSC Citadele Banka.
ГМЗ, ЮЭК и «Интермикс Мет» после приобретения их Авдоляном стали работать под «шапкой» «Алмаз групп», став «Алмаз Удобрения», «Алмаз Энерго», «Алмаз Тех» и туда же вошло ООО «Кашемир капитал», как торговый дом «Алмаз Удобрений». При этом «Кашемир» принадлежал также связанным с Авдоляном лицам, включая Коробова.
Фото: rusprofile.ru
В 2022 году Авдолян сообщив, что продал активы, в комментариях СМИ заявил, что «предприятие поднято из руин и ему ничего не угрожает». Как ранее сообщал УтроNews, на самом деле фактически ликвидное имущество могло было быть выведено в новые юрлица, а ГМЗ и ЮЭК так и остались обросшими крупными долгами, только в числе кредиторов еще и авдоляновские повсплывали.
Предприятия старого дивизиона на сегодня проходят через процедуру банкротства, которая и вскрыла реальную историю «рыбалки» олигарха на Ставрополье.
Ставки сделаны, ставок больше нет
Так из материалов дела по иску ООО «Алмаз Капитал» к ЮЭК о взыскании более 140 млн рублей, прямо установлено, что в 2018 году Авдолян выкупил как мажоритарные пакеты акций юрлиц, входящих в группу Махова и Чака, так и принадлежавшие Сбербанку права требования к этой группе. То есть он получил возможность контролировать группу и как основной собственник акций, и как мажоритарный кредитор.
Формальным покупателем акций ЗАО «ЮЭК» являлся Андрей Коробов - выходец из госкорпорации Ростех, глава ЯТЭК, что также принадлежит Авдоляну.
Фото: ras.arbitr.ru
При этом в октябре 2022 года по суду договор купли-продажи 15 тыс. акций ЗАО «ЮЭК» (50% доли), заключенный между Чаком С.М. и Коробовым А.В. за бесценок (5 тыс. рулей), а также все последующие сделки с акциями были признаны недействительными.
После этого «Алмаз Капитал» обращается в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения по вышеуказанному долгу на 140 млн рублей.
Занятно, что этот долг фирма в течение трёх лет не взыскивала, придержав его по факту и лишь, потеряв актив через оспоренные сделки продажи акций, компания пошла в суд с требованиями.
Как отмечалось в материалах суда, при этом, отсутствие возражений по этому поводу со стороны ЗАО «ЮЭК» явно указывает на недобросовестность поведения указанных сторон, направленных на получение долга и вывод ликвидных активов.
Фото: ras.arbitr.ru
В другом судебном документе уточняется, что действия ООО «Алмаз Капитал» и ЗАО «ЮЭК» (она тогда была подконтрольна лицам, связанным с Авдоляном) сводятся к тому, чтобы в преддверии потери корпоративного контроля над акциями, которые получены их бенефициаром по недействительным сделкам, нарастить задолженность ЗАО «ЮЭК» перед аффилированными структурами.
Более того, из материалов суда известно, что была оспорена и продажа за бесценок (3800 рублей) 283 411 акций (37,5%) ГМЗ по договору, заключенному с неким ООО «Энигма».
Фото: ras.arbitr.ru
В суде прямо отмечалось, что рыночная цена акций, которые Авдолян скупил по дешевке, была гораздо выше той, что фигурировала в договорах: 15 тыс. акций ЗАО «ЮЭК» стоят не 5 тыс. рублей, а 22,224 млн рублей, 283 411 акций ГМЗ не 3,8 тыс. рублей, а 690,559 млн рублей.
Фото: ras.arbitr.ru
Также стало известно о некой схеме, которая применялась на ГМЗ, через перераспределение прибыли завода в пользу ООО «Кашемир Капитал», а в это время текущая и реестровая задолженность оставалась непогашенной. И когда по суду расторгли сделку купли-продажи акций ЮЭК, то есть запахло жареным для Авдоляна, его оруженосцы ринулись выставлять долги ГМЗ уже по перекупленным у Сбербанка кредитам, загоняя того в ещё большие долги и наращивая контролируемую задолженность.
Фото: ras.arbitr.ru
Что касается схемы, то между ГМЗ и связанным с оруженосцами Авдоляна ООО «Кашемир Капитал» был заключен комплексный договор о переработке давальческого сырья, в результате которого в ООО было выведено 9,447 млрд рублей выручки.
Фото: ras.arbitr.ru
При этом, в феврале 2024 года, когда уже была оспорена продажа акций, ООО «Алмаз Тех», которое владело новыми юрлицами, попыталось в суде не только обжаловать факт вывода денег в «Кашемир Капитал», но и вкатить некие убытки на 442 млн рублей. Видимо, рассудив, что с уходящего паровоза нужно хоть что-то урвать? Суд притязания отклонил.
Фото: ras.arbitr.ru
Более того, в марте 2024 года в ходе дела о банкротстве ООО «Интермикс Мет» суд, рассмотрев вопрос привлечения к субсидиарной ответственности бывших акционеров и топов Махова, Чака и Жмыхова, исключил из суммы авдоляновские фирмы, в том числе ООО «Алмаз Капитал». В итоге вместо 3,3 млрд рублей ответчикам придётся выплатить 1,4 млрд рублей.
В рамках этого дела бывший акционер Махов заявлял, что банкротство должника обусловлено не объективными экономическими факторами, а поведением Авдоляна А.А., который в нарушение договоренностей с бывшими собственниками корпоративной группы (Маховым С.В. и Чаком С.М.) отклонился от разработанного бизнес-плана по перезапуску производства, инициировав процедуру банкротства в целях очищения активов группы от долгов.
Фото: ras.arbitr.ru
Выходит, из идущего ко дну предприятия, которое на момент покупки его Авдоляном задолжало кредиторам 3 млрд рублей, за пару-тройку лет выжали максимум в свою пользу, а потом просто сбыли с рук. Странное представление о поднятии из руин у господина-олигарха, не находите?
В апреле 2024 года в суде прямо говорилось, что как минимум в ЮЭК наблюдается корпоративный конфликт, который блокирует полномочия гендиректора.
Фото: ras.arbitr.ru
Занятно: в 2024 году оруженосцы Авдоляна начали сливать активы. Так, в феврале неизвестной Дарье Кушевой (иных активов не имеющей) было продано ООО «Алмаз Капитал», которое участвует в делах как кредитор дивизиона. Кстати, именно аффилированность оного и блокировала включение его в реестр кредиторов, а теперь после продажи, видимо, будут ссылаться на то, что нет никакой аффилированности. Ну что ж, ловкий ход, но только и в арбитражах судьи не дураки.
Фото: rusprofile.ru
Это же ООО «Алмаз Капитал» фигурировало как владелец имущества ГМЗ, которое он позднее продал аффилированной с ним ООО «Алмаз Тех». Вот только в данном случае факт аффилированности не помог и активы остались у фирм, ранее связанных с Авдоляном.
Фото: ras.arbitr.ru
Таким образом, из ГМЗ и связанных с ним фирм выкачали как минимум 9 млрд рублей и активы, а потом ещё и попытались обложить «данью» - кредитными долгами.
С учётом, что сделка купли-продажи акций ЮЭК и ГМЗ была обжалована судом, как и последующие сделки с пакетом акций, то и продажа в 2022 году активов Авдоляном выглядит весьма и весьма сомнительно. В этой истории, на наш взгляд, есть что проверить следователям, не оглядываясь на покровительство Авдоляна главой Ростеха Сергеем Чемезовым.
Ольга Балакина