РПЦ убирает с прилавков все святое
Товарные знаки с религиозной символикой и словами хотят запретить.
Как стало известно “Ъ”, РПЦ и Роспатент подготовили законопроект о запрете регистрации товарных знаков с религиозной символикой или семантикой. Также поправки запрещают использовать религиозные коннотации для фирменного наименования коммерческих организаций. Духовенство возмущают, в частности, вина «Душа монаха», «Исповедь грешницы», сигареты «Saint George», а также товарные знаки «Кроткая монашка» и «Батюшка онлайн». Представители бизнеса опасаются, что инициатива может негативно повлиять на уже запатентованные бренды. Эксперты добавляют, что Роспатент и так отказывает в регистрации обозначений, прямо или косвенно связанных с какой-либо из конфессий.
Руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) рассказала “Ъ” о поправках к Гражданскому кодексу, разработанных совместно с Роспатентом. «Использование обозначений с религиозной символикой (семантикой) в качестве товарных знаков может привести к оскорблению чувств верующих,— заявила игуменья Ксения.— В любом случае, регистрация соответствующего товарного знака будет противоречить принципам морали». Глава юрслужбы РПЦ привела такие примеры: «Выпускаются вина "Душа монаха", "Исповедь грешницы", продаются сигареты "Saint George" (Святой Георгий.— “Ъ”), для реализации средств гигиены зарегистрирован товарный знак "Кроткая монашка", а для алкогольной продукции — "Церковные обряды". За частной организацией зарегистрирован товарный знак "Батюшка онлайн"».
«Новый закон установит запрет на предоставление исключительного (монопольного) права физическому или юридическому лицу, в том числе религиозной организации, на использование религиозных символов и имен святых»,— резюмировала игуменья Ксения.
В Московском патриархате заверили, что действие новых правил не будет распространяться на товарные знаки, зарегистрированные до вступления в силу нового закона.
Инициативу православных поддерживают представители других конфессий. «Любая община нуждается в финансовой помощи, но, когда она начинает заниматься бизнесом, это неправильно,— убежден главный раввин России Берл Лазар.— Святое называется святым, потому что оно отделено от мирского — конкуренции, интриг. У нас государство отделено от религии, а значит, религия отделена и от бизнеса». Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов подтвердил, что «религиозная символика начинает эксплуатироваться недобросовестными людьми, особенно это касается халяльного питания»: «На свиных сосисках и на алкогольных напитках используется эмблема "халяль", и люди, которые доверяют, употребляют это в пищу».
Ожидается, что законопроект будет внесен в Госдуму до конца весенней сессии — об этом сообщил заместитель главы комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков. «Сейчас как раз идет дискуссия, даже не дискуссия, а [подбирается] формулировка, чтобы это соответствовало патентному праву»,— заявил парламентарий (цитату приводит ТАСС). Он уточнил, что несколько месяцев назад патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с такой просьбой к спикеру Совфеда Валентине Матвиенко.
Инициатива может негативно отразиться как на уже запатентованных брендах, так и на будущих, полагает владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман: «Одно обсуждение этого проекта уже обнулит желание патентовать подобную продукцию, потому что производители не захотят рисковать».
Он уверен, что в религиозных символах на качественной алкогольной продукции нет ничего плохого — в православии ведь нет запрета на алкоголь: «Хотя религиозные символы и названия не занимают большую долю среди всех алкогольных брендов — они, как и государственный флаг на различной продукции, подчеркивают культурную и историческую самобытность российских брендов». Эксперт напоминает, что многие монастыри и церкви сами занимаются производством вин и медовухи, а «государство сейчас особенно активно продвигает традиционные и религиозные ценности, поэтому те же алкогольные бренды могут только помогать как государству, так и обществу».
Юрист по интеллектуальной собственности, автор Telegram-канала «Вычислить по IP» Анастасия Сковпень указывает: «Сейчас статья 1482 ГК предусматривает, что регистрации не подлежат обозначения, способные ввести потребителя в заблуждение, а также "противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали". Роспатент, как следует из практики, уже отказывает в регистрации обозначений, прямо или косвенно связанных с какой-либо конфессией. Так, было отказано в регистрации обозначения "Вознесение", а также обозначений с именами святых от ООО "Александровы погреба"».
Гендиректор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина напоминает, что «обозначения с религиозной символикой, в том числе изображения крестов и полумесяцев, и в настоящее время не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков». Она предполагает, что в законопроекте «произойдет кодификация и уточнение уже действующих правил».
Госпожа Акиншина также обратила внимание на то, что ограничения, связанные с моралью и общественными интересами, существуют и в других юрисдикциях: «Например, в Китае нельзя регистрировать товарные знаки, связанные с азартными играми, а в Иране — содержащие силуэты женщин. Подобные ограничения зависят от конкретного национального законодательства и культурных особенностей».
«В мировой правовой практике нет однозначного запрета на использование всех религиозных объектов и символов в коммерческих целях,— говорит руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.— В исламских государствах использование мусульманских объектов и символики, скорее, прерогатива центральной власти, а их волюнтаристское использование может строго караться как святотатство. К примеру, в Индии различные образы божеств являются частью коммерции — и индуисты регулярно заявляют об оскорблении своих богов». При этом в Европе «часто можно встретить торговые знаки с христианскими объектами и именами святых, и, как правило, это не вызывает отторжения у верующих, если, конечно, это не уничижительные изображения». «В России в 2015 году была дискуссия о гравировке иконы Троицы на элитном смартфоне, но она осталась без последствий, так как не было выявлено явного уничижения объекта. Хозяин смартфона вполне мог благочестиво обращаться с изображением,— рассказал “Ъ” эксперт.— Три года назад спор о регистрации винных товарных знаков в честь святых Викентия и Лаврентия закончился решением о неправомерности такой регистрации — с формулировкой, что символ, принадлежащий духовной культуре всего общества или конфессии, не может быть зарегистрирован на одно лицо». Единый список такого рода символов и объектов создать вряд ли возможно, сделал вывод господин Лункин, но создать ограничительные рамки необходимо.